Время покажет

Mar 31, 2019 13:55

- А можно я напишу об этом? Опишу этот наш разговор? - спрашиваю я подругу.
- Да можно, конечно, - отвечает она, - но вот только это будет никому не интересно читать. Такие разговоры каждая из нас ведет на кухне с кем-то из подруг или друзей.
- Думаю, не каждая. Многим даже некому всё это высказать, не все умеют дружить, не все умеют честно признаваться себе в слабостях, не все готовы говорить о них вслух.
- Ну просто… О чем говорить, казалось бы? Это со всеми происходит…
- Да, и большинство молчат…
Мы сидим, пьем кофе перед экранами ноутбуков - каждая в своем городе, в своей стране. И говорим о своем, о женском. О счастье. И не только.
Она плачет и говорит о том, как тяжело в 40 сохранять брак, ведь вокруг полно тридцатилетних давалок, готовых на всё, лишь бы вскочить в последний поезд, успеть родить ребенка, успеть выйти замуж. Ведь общество жмет на них и требует, чтобы к 30-ти всё было правильно: брак, дом, ребенок. И если этого нет, умные и добрые одинокие женщины грустят, а может и нет, может, спокойно живут дальше и ждут своего, единственного, любимого и любящего. Но есть и другая категория: те, кто превращается в отчаявшуюся химеру, готовую разбить чужую семью или вмешаться в чужие отношения, лишь бы успеть, лишь бы урвать… Они раздеваются перед камерой мобильника и сливают свои плохо прикрытые уже не юные тела в сеть. Они призывно улыбаются чужим мужчинам. Они готовы в постели на всё, лишь бы их приручили, взяли, дали им статус и колечко на палец. И чужое счастье, с трудом по кирпичику выстроенное годами, рушится под напором их наглости. Потому что с годами в браке или длительных отношениях накапливаются взаимные претензии, люди не всегда обсуждают их, не всегда вкладывают достаточно усилий в поддержание брака. И к сорока годам более половины браков распадаются, даже те, которые казались такими прочными поначалу. Образуются новые браки, новые семьи… Проходит время… Потом половина этих мужчин прибежит обратно к первым женам, вот только будет поздно…
Она плачет и говорит о том, что десять лет назад, в тридцать, было всё то же самое. Только вмешивались двадцатилетние девчонки, свободные, еще не отяжеленные моралью и принципами. Просто юные и беззаботные, на всё готовые ради эксперимента, и у них еще нет детей, и они еще не устали от бессонных ночей и смены подгузников. И брак трещал по швам уже и тогда…
Я слушаю её и сочувствую ей, но понимаю, что если брак трещит, то не из-за девчонок. Никакая давалка не страшна, если отношения основаны на взаимной любви. А если мужчина постоянно во всем сомневается, не уверен в выборе, не готов быть рядом со своей женой, это не изменится ни в 30, ни в 40, ни в 70. Увы. Это продолжится. Но если любишь его, вот именно этого, именно такого, то придется терпеть. Это вопрос выбора. И еще вопрос выбора - обвинять ли в своих неудачах других женщин или всё же увидеть причины и в себе. И еще, еще… Нет ведь однозначного ответа на вопрос, почему пары распадаются. Ведь распадаются даже очень счастливые, вопреки всему. А бывает, удерживаются десятилетиями совершенно не счастливые отношения. Просто у всех пар свой срок. Иногда он долгий. Иногда совсем короткий.
Я слушаю её и сочувствую ей, хотя моя жизнь сложилась совершенно иначе. Последние десять лет я одна ращу дочь. Мой брак распался после 11 лет любви (ли?) к мужу как раз вот в том пресловутом возрасте, в тридцать. Когда другие искали последний поезд и прыгали в последний вагон, у меня за плечами было 11 лет отношений и тяжелое расставание, маленькая дочка, дырка в глазу, необходимость сменить профессию, работа днем и учеба на вечернем. Мне было некогда бегать за поездами, и все они постепенно исчезли из моей жизни. Мне не нужно дергаться о том, как удержать брачные отношения в 40 лет. У меня просто их нет. Тоже не про счастье, казалось бы, да? Но почему-то она плачет и жалуется мне, а не я ей.
Мы все выбираем, за что держаться, в чем искать точку опоры и от чего разваливаться и страдать. Это тоже вопрос выбора. Очень много лет я выбирала страдание. Не специально, так получалось бессознательно, я не понимала этого. Очень много лет я ждала, когда бывший муж нагуляется и вернется домой. И только когда у него родилась дочка в новом браке, я осознала, что во-первых, он не вернется. А во-вторых, мне это совершенно не нужно. И не было нужно всё это время! Все эти годы, пока моя личная жизнь стояла на месте в точке «ноль», я неосознанно ждала чего-то совершенно не нужного. Ай да молодец…
Но… ведь каждая наша неудача делает нас теми, кто мы есть. Шлифует. Подготавливает к следующей сцене нашу жизнь. Стоит ли обесценивать?
И я говорю ей:
- Ты знаешь, может, всё же проблема не в хищных тетках? Может, всё же ты выбрала человека, который не может удерживаться в стабильных отношениях и не изменять? Может, всё же в этом соль, не в давалках?
- Но разве есть такие, кто не изменяет? - удивленно говорит она.
- Я уверена, что есть. Я хочу верить в это. Среди моих друзей есть замечательные пары, в которых мужчины любят и ценят своих жён.
- Ну, это тебе так со стороны кажется, - хмыкает она. - Может, эти браки удерживаются вовсе не из-за того, что мужики такие верные. Может, всё держится на героизме и терпении их жен?
- А если и так, - говорю я, - разве плохо? Разве одно другому мешает? Наоборот же. Героизм и терпение жен, верность и любовь мужей - и складывается та среда, которая может удерживаться долго.
- Я не верю в это, - плачет она. - Не верю. Всё, что выглядит таким милым со стороны, изнутри - та же боль и постоянное напряжение…
- Мы с тобой не знаем этого, - говорю я. - Ни в твоей личной истории, ни в моей не было взаимной любви без боли. Но это не означает, что такая жизнь и такая любовь не может существовать. Многие жители Африки никогда не видели снега, но это же не означает, что снег в природе не существует.
- Знаешь, - говорит она, - в моей жизни было много пар, которые казались абсолютно счастливыми. Кстати, одной из таких пар были вы с мужем. Но все они распались или пережили измены (а это означает, умерли и продолжают существовать на привычке). Это просто вопрос времени. На каждую счастливую семью найдется своя дрянь или свой урод, который влезет и всё испортит.
- Но как же тогда быть с теми парами, которые распадаются вовсе не из-за уродов и давалок? Как быть с теми, кто расходится по обоюдному согласию, не переживая при этом измену? Кстати, о моем браке. Вдумайся: не в третьем человеке дело. Проблема внутри.
- Тоже не верю. Наверняка третья сторона была! Ты просто не знала.
Ну… Мы можем спорить до посинения. А смысл? Наверное, легче и проще думать, что когда пара распадается, виноват кто-то третий. Гораздо более тяжело признать факт: нет, дело в двоих людях. И в том, что гарантий вечности нет ни в одних отношениях. С этой неопределенностью просто нужно научиться жить. Нужно… как-то… Я вот пока не научилась, поэтому живу без пары.
- Ты больше никогда не выйдешь замуж? - спрашивает она меня.
- Ну и зачем ты спрашиваешь меня об этом? Чтобы хоть на минуту ощутить, что кто-то на этой Земле еще более незащищен, чем ты? Что кто-то живет в обстановке еще большего напряжения? Ну, что сказать тебе, подружка. А2, А3 - ранен.
Смеётся.
- Ну прости… Нет, я спрашиваю это, наверное, потому, что хочу тебе счастья.
- А у меня не связано больше представление о счастье с браком. Меня гораздо больше (и больнее) заботит вопрос о том, будет ли в моей жизни опыт взаимной любви, полного доверия, синхронного притяжения друг к другу. Не ощутив этого ни разу, мне не хотелось бы умирать раньше времени. Этот вопрос у меня болит. Так что если хочешь задеть меня побольнее, спроси лучше об этом.
Опять смеется.
- Ладно… Спрошу… ты правда веришь в то, что это в твоей жизни будет?
- Молодец. А4, убит.
Хохочет.
- Не веришь, да? Вот! И я не верю в то, что такое бывает!
- Ты не поняла сути. Я верю в то, что такое бывает. Просто нет гарантии, что это когда-нибудь произойдет со мной. Помнишь про снег, да? Я могу оказаться жителем Африки.
- Ну… Тогда нужно садиться в самолет и лететь на север, за северным ветром!
Вот тут уже смеюсь я.
- Ты не поверишь… Это именно то, что я делаю два последних года. Бесконечно подставляю лицо и ладони северному ветру. Но его невозможно поймать.
Вдруг она становится серьёзной и говорит мне:
- Ты знаешь, все эти годы, что я замужем, а ты нет, я завидую тебе. Ты можешь ощущать опору внутри себя. Ты можешь не разрушаться в одиночестве. А я не могу! Я всё время трясусь, боюсь потерять то, что имею. Как будто бы мой брак - это песок, который бесконечно утекает сквозь мои пальцы. А ты стоишь и с улыбкой ловишь свой северный ветер. И ничерта не горюешь от того, что его невозможно поймать! Я тоже хочу так…
- С чего же ты взяла, что я не горюю?..
Я медлю и думаю, говорить ли ей это, и всё же говорю:
- Все эти годы я ведь тоже смотрю на твой брак. Сколько в тебе терпения, как ты удерживаешь отношения на плаву, фактически только своими усилиями. И восхищаюсь твоим умением поставить отношения с мужем на первое место и делать всё для их сохранения, вопреки всем ссорам и попыткам ухода. Я бы так не смогла, да мне и не нужно. Но твой путь тоже по-своему интересен и тоже вызывает уважение. Если за 15 лет песок сквозь твои пальцы так и не вытек весь, значит, песка очень много. Тебе не нужен ветер, чему же ты завидуешь? У тебя есть твой песок.
Она снова смеётся, и плачет, и ругается плохими словами на мужа и на очередных давалок… И я знаю, что они так и проживут всю жизнь. Он будет гулять, она его любить, и он никуда не уйдет. Они выбрали жить так. Я выбрала жить по-другому. Мы продолжаем дружить , и у каждой свой выбор, свои сомнения, своё счастье и несчастье.
Жизнь - она такая. В ней не бывает всё и сразу. В ней не бывает без слёз. Кто-то мучается от того, что сквозь пальцы утекает песок. Кому-то трудно принять факт, что северный ветер невозможно поймать в ладошки. Но при этом в жизни каждой женщины, счастливой и не очень, происходит ещё что-то важное. Рождаются детки. Они растут, мы растём вместе с ними, проходим вместе с ними каждый шаг, вне зависимости от того, куда там бежит песок или дует ветер. Есть в доме друзей для нас чашка кофе и кусочек кекса, и хорошим разговором мы вполне можем заменить иной раз отсутствие секса. Есть любимая работа, есть путешествия, есть близкие и далекие друзья, у кого-то есть родители, у кого-то творчество, у кого-то домашние животные или что-то еще. Песок сыплется, ветер дует, а жизнь-то всё равно идёт. И каждая из нас сама решает, заострить ли внимание на падающих песчинках или на растущих детях, например. Но да, иногда нужно сесть у монитора, написать подруге и заплакать. Выплакать все эти мысли, поржать вместе над чем-то вроде Инстаграма очередной давалки, выговориться, проораться и… жить дальше. Любить свой песок или свой ветер. Растить своих детей. Сохранять контакт с родителями, работой или творчеством. Быть.
Нет у меня ответа на мой вечный вопрос: будет ли в моей жизни место и время для взаимной любви. Я не знаю. Мне бы хотелось, но пока всё так, как есть. А у подруги - всё так, как есть у неё. Но жизнь продолжается… Её песок течёт и не убавляется… Мой ветер всегда где-то рядом… И куда дальше повернутся наши истории, заранее знать не дано. Время покажет.

Анна Островская

Анна Островская, дневниковое, Анна Михайловна Островская, Анна М. Островская

Previous post Next post
Up