О стихах и пирогах :)

Oct 20, 2018 21:13

Дорогие мои и любимые читатели, время от времени мне снова и снова приходится повторять одну и ту же мысль, разными словами. И всё равно не все понимают. Попробую ещё раз. Снова и снова спрашивают: «А о ком это стихотворение? А про кого вот то?» Самый нелюбимый вопрос, который можно задать поэту. Самый бесполезный. Попробую сформулировать ответ ещё раз и привести примеры.
Стихи бывают адресные и не адресные. Адресные - это адресованные конкретному человеку, вручённые ему, признанные им. Если адресату стихотворение не понравилось или оказалось неуместным, оно мгновенно удаляется из сети. Адресных стихотворений у меня довольно много. В большинстве случаев в начале стихотворения в таком случае написано, кому оно посвящается. Или стоят инициалы. Если вы видите такое стихотворение в сети, значит, адресат его прочел и отозвался, так или иначе его одобрил и позволил. Если бы этого не произошло, вы бы этот текст не увидели. Поэтому писать автору что-то вроде «А ваш бывший муж/…старый друг/объелся груш/брат/возлюбленный/подруга/кто угодно ещё… обидится, если прочтет вот ЭТО!» не нужно и бессмысленно. Бывший муж, как и все остальные упомянутые лица, обладает прекрасным чувством юмора. Стихи мои видел, ничем они его не задевают и жить никак не мешают. Еще раз повторю: если адресное стихотворение находится в сети, в публичном доступе, значит, адресат спокоен.
Адресные стихи не всегда публично подписаны. Но ВСЕГДА вручены в руки тому, о ком они написаны. ВСЕГДА. Если вы их видите в сети, значит, МОЖНО. Человек всегда знает, что это о нем или ему. Я за честность в этом вопросе.
Теперь мы подходим к главному. Вы представляете, НЕ ВСЕ стихи являются адресными. Огромная часть произведений написана вовсе не о конкретных людях, а об образах. Образ может быть собирательным. Причем, не обязательно он собирается из реальных историй. Это могут быть фрагменты жизней множества людей, плюс фантазия, плюс литературные примеры. А бывает так, что образ тоже относится к конкретному человеку. Но каждый реальный человек может нести в себе огромное количество образов. И не все могут быть положительными, например. И человек не равен ни одному из создаваемых им образов. Человек всегда сложнее! С человеком могут быть одни отношения, а с создаваемым им образом - другие. Образ бывшего мужа, ушедшего из семьи, бросившего семью, - это холодно и страшно. На деле же мы с бывшим мужем созваниваемся раз в две недели и хохочем по скайпу, обсуждая произошедшие за пару недель забавные эпизоды, которых в наших жизнях множество. Мы совместными усилиями воспитываем дочь. Это не означает, что чувства, описанные в стихах, являются ложью. Стихотворение сиюминутно. Оно ловит тончайшую, мгновенную эмоцию, мелькающую очень-очень быстро. Ловит и как бы фотографирует, запечатлевает в словах. Но эмоции живые. Они текут, как река. 10 лет назад было больно и страшно. Сейчас - смешно. А в стихах застыли и страх, и боль, и смех.
Трудно звучит? Ну давайте попробуем на примерах. Мой любимый кинематографический образ - Шерлок Холмс, сыгранный Бенедиктом Камбербэтчем. Вы ощущаете разницу между Шерлоком Холмсом и самим Бенедиктом? Они ведь очень разные, правда? Шерлок привлекает своей холодностью, Бенедикт - скорее своим теплом. И тот, и другой интересны, и в того, и в другого легко можно было бы влюбиться. А стихи о них - разные. Бенедикт Камбербэтч сыграл множество ролей, и некоторые персонажи, которых он сыграл очень правдоподобно, являются отрицательными, страшными, отвратительными. Представьте себе, какими были бы стихи об этих персонажах. Представили? А ведь все эти образы созданы одним человеком.
Точно так же отличается образ певца от него самого. Бывает, в сценический образ влюбляешься, а за пределами сцены человек вызывает совершенно иное чувство. Например, дружеское.
Вот сейчас сложно будет… Но попробуем. Точно так же отличается образ любого человека (который мы себе придумали в своей голове) от него реального.
В стихи попадает множество историй самых разных людей - настоящих, живущих сейчас или живших прежде. А еще вымышленные истории, фантазии. Идея стихотворения может родиться из крошечной фразы, услышанной где-то в разговоре на улице. А может долго созревать из собственного опыта или из опыта кого-то из друзей. Всё может перемешаться, и тысяча разных историй в одном стихотворении станут одной жизнью персонажа. Не путайте, пожалуйста, реальность с поэзией. Поэзия всегда ВОКРУГ реальной жизни, но они не равны.
Что же в лирической поэзии реально? Реальна эмоция. Выхваченная из реального мира, из реального чувства, она всегда именно такая, какая есть. Но даже тут не всё так просто. Эмоциональность у каждого человека разная. И, читая стихотворение, каждый человек к эмоции автора обязательно добавит свою, личную. Поэтому КАЖДЫЙ читатель прочтет стихотворение по-разному, по-разному поймет его и по-разному прочувствует. Не существует единого понимания стихотворения. Текст индивидуален для каждого, кто пишет и кто читает. Смыслы, которыми напитан текст, будто разные слои многослойного пирога с начинкой, прячутся в каждом произведении. Каждый человек выхватит из текста свой слой. Мы все по-разному едим многослойные торты и пироги, правда же? Кто-то любит сгущенку, кто-то малиновое варенье, кто-то кремовые розочки сверху. Кто-то отрежет себе краешек (там теста больше). Кто-то выхватит кусок из серединки (там начинка лучше чувствуется). Кто-то съедает все фрукты, лежащие сверху, а нижнюю часть теста не ест. А кто-то возьмет ложку и отломит кусочек так, что в ложке окажутся вперемешку все слои пирога. Так же и с чтением текстов. Мы читаем стихи по-разному, как по-разному едим один и тот же пирог. Но в пироге есть всё. И сгущенка, и малиновое варенье, и розочки из крема, и тесто. И всё настоящее. Всё вкусное, просто вкус у всех разный.
В каждое стихотворение автор вкладывает ту эмоцию, которую переживает в момент вдохновения. Чем и как вызвана она - это бывает по-разному. Вдохновляют люди. Вдохновляет музыка. Произведения искусства. Погода и природа. Красота города. Человеческие истории. Истории о животных. История целого города, государства, народа, человечества в целом. Вдохновляет интуиция и сны. Вдохновляет ЛЮБОВЬ - во всех её проявлениях - от дружеской до страстной. И всё это в стихах смешивается, взаимодействует друг с другом, с автором и с читателем.
Ловите между строк настоящую эмоцию. Прочувствуйте её. Она ваша и только ваша. Да, автор вкладывал в строки свою. Но считали вы ее по-своему. И если строки отозвались, вызвали в вас сильное чувство, значит, текст - вам. А автор - лишь транслятор этой эмоции, не более того. Лишь проводник для вас в ваш внутренний мир. Я желаю вам интересного путешествия. Пусть любовь сопровождает вас на каждом шагу. Читайте поэтов, выбирайте из множества только своих. Позвольте им открыть вам мир эмоций, вы не пожалеете, это интересно. Но не нужно пытаться докапываться до каждой строки, каждой запятой и каждого образа в стихотворении. Читайте эмоцию, читайте СВОЙ текст. И позвольте автору писать свой и оставить свои секреты при себе.
Спасибо вам за внимание к творчеству современных поэтов. Каждому из нас это важно. Вдохновения вам и счастья.

С теплом,
Анна М. Островская

стихи. творчество, Анна Островская, Анна Михайловна Островская, стихи.творчество, вижу и наблюдаю, Анна М. Островская, стихи

Previous post Next post
Up