Название: Норвежский лес
Жанр: драма
Режиссер: Чан Ань Хунг
Сценарий: Харуки Мураками, Чан Ань Хунг
В ролях: Ринко Кикучи, Матсуяма Кеничи, Кико Мидзухара, Кенго Кора, Тетсуджи Тамаяма, Рейка Киришма, Шигесато Итои, Ерико Хатсуне, Харуоми Хосоно, Юкихиро Такахаши.
Смотреть? Если только вы - дикий поклонник творчества Харуки Мураками или японского кинематографа. Кино не для всех.
Норвежский лес - это стоящие близко к друг другу сосны, растущие практически на голой земле. Это песня The Beatles «Norwegian Wood» (This Bird Has Flown - «Rubber Soul» 1965 г)….. Это история любви на страницах романа Харуки Мураками. А ещё… Теперь, это фильм.
«Смерть - это не противоположность жизни, а её часть».
Ну вот, дождались! Режиссер Чан Ань Хунг экранизировал роман «Норвежский лес» Харуки Мураками, который впервые был опубликован в 1987 году. И, наконец, фильм появился в сети. Меня так долго мучило любопытство - как перенесли на плёнку произведение моего любимого Харуки. Как вообще его можно экранизировать?
Что ж, не могу сказать, что я впечатлена, но, впрочем, и не разочарована. Возможно, я ожидала большего, или же просто оригиналы всегда лучше, чем их двойники.
Сразу отмечу - книгу читать гораздо легче и приятней. Теперь, собственно, о фильме.
Первые кадры, как кирпичом по голове - пару минут дружбы, пару бульканий в бассейне, самоубийство и… В общем, удары продолжатся, но это уже так будут - «кирпичики» в дополнение тем синякам, которые достались несчастным страдальцам-героям (и зрителю) от первого раза. Вообще, начало мне показалось унылым и просто вырванным откуда-то из середины куском. Если бы я не знала в чём собственно дело, то вряд ли поняла смысл этих обрывков. Но после того, как один из героев, сыграв свою «значимую» роль - отдал концы, более или менее сюжетная линия начала развиваться, связывая одно с другим и во всём этом месиве начал мелькать «голос» Мураками.
В целом, смотрится картинка тяжело. Насколько я привыкла к тяжестям - и мне тяжело. А почему?
Дело в том, что в фильме нет всех тех забавных моментов, вызывающих искреннюю улыбку, которые описаны в книге.
Где сосед героя по комнате Штурмовик? С его постоянными, неменяющимися шмотками: белой майкой, чёрными брюками и тёмно-синим свитером?
«Просто ему было лень подбирать себе одежду, он так и ходил - в чём было».
С его утренней гимнастикой под орущее радио, заиканием, стрижкой ногтей, идеальной чистотой в комнате, светлячком…
- Брось скакать, как лошадь! Дай мне поспать!
- Не годится. Я не могу ничего бросать-выбрасывать. Я десять лет эту гимнастику делаю. Выброшу что-то одно и пе-пе-перестанет получаться всё остальное… А что, если ты будешь просыпаться и делать гимнастику со мной?
Где разговоры героя с Наоко о нём? Где их студенческая жизнь? Спускающийся и поднимающийся флаг, дразнящие задиры сокурсники, которые «непременно интересовались, какая была поза, как у неё там внутри, какого цвета трусики»?
«В моей комнате не было ни одного женского постера. Вместо них висела фотография канала в Амстердаме. Когда я попытался сменить её на порнушку, мой сосед со словами: «Не лю-люблю я этого», - содрал её и опять приклеил портрет канала. Все заходили, задирали голову и спрашивали:
- Что это?
А я отвечал:
- Штурмовик на это дрочит».
Вместо всего этого в фильме лишь мельком кто-то, а-ля Штурмовик (об этом а-ля догадайся сам) с фразой: «Хорошо бы проредить волосы в носу». И всё! Шутки в сторону.
А где весёлая Рэйко? Нет, там конечно, есть Рэйко, да - есть грустная, страдающая Рэйко. Но ведь в романе эта страдалица много смеялась и как!
«Знаешь, я прожила странную жизнь, но даже представить себе не могла, что с меня будет снимать трусы мужчина на девятнадцать лет моложе».
Её образ совершенно в фильме не раскрыт, хотя, наверное, это была бы уже другая история…
Наоко же в фильме местами обычная истеричка - орёт рыдает и кидается из угла в угол. В книге она спокойная, со своими странностями, но выдержанная, такая холодная, загадочная… И от этого спокойствия пробирает. Именно поэтому, в конце, когда с ней происходит (не скажу что) - чувствуешь шок. В фильме - никакой загадки, даже раздражает это постоянно рыдающее в припадках существо.
Понравилась Мидори. На фоне Наоко она, как яркое пятно на сером - стопроцентное попадание в описанный в книге характер.
Что касается главного героя - Ватанабе тоже чрезмерно депрессивен, как и все остальные, как и сам фильм. Улыбок - ноль. Хоть он и повторяет гордо за книжным героем: «В отличие от тебя, Кидзуки, я выбрал жизнь, и собираюсь жить по-своему - как смогу. Ты умер, оставив Наоко, но я её не брошу, потому что люблю. Я сильней тебя, сильней неё. И я стану ещё сильнее. Потому что иначе нельзя», а всё равно выглядит его двойником.
В общем, без всех этих позитивчиков фильм смотрится очень тяжело. Одна сплошная депрессия… А у Мураками же как? Просто о сложном и всегда с юмором. А вот, режиссёр так не смог.
Справедливости ради, скажу, что фильм снят сильно и выглядит достойно. С его яркими пейзажами, под музыку Битлз и Джонни Гринвуда, с диалогами Мураками…. Просто он, как строгое платье - вы смотритесь в нём мрачновато, но оно вам идёт.