«Ричард III», театр Сатирикон, 19.06.2011

Jun 22, 2011 20:04


«Ричард III» - любимейший мой спектакль, который я смотрела и в театре, и в записи несчетное количество раз. Этот спектакль не просто вызывает сильные эмоции, он потрясает. Более того, каждый раз, когда я смотрю «Ричарда», я откликаюсь на происходящее на сцене так же эмоционально, как если бы я видела эту постановку впервые. Я абсолютно убеждена в том, что «Ричард III» - самый лучший, сложный и неоднозначный спектакль театра «Сатирикон», одна из самых неординарных и глубоких работ Юрия Бутусова, и, безусловно, лучшая роль Константина Райкина из всех, виденных мной.

Честно признаюсь, образ Ричарда не вызывает у меня гадливости, отторжения или страха, скорее жалость и сопереживание. На мой взгляд, этот спектакль - это не Шекспир в буквальном смысле. Создавая «Ричарда», Юрий Бутусов по-своему переосмыслил классика. В итоге получилось абсолютно новое, самостоятельное произведение. Шекспир в своей пьесе, на мой взгляд, достаточно конкретен, он показывает зло - неудержимую, слепую жестокость, жажду власти и превосходства над людьми. Юрий Бутусов же стремится понять и объяснить причины зла, ответить на вопрос, почему Ричард убивает, и, может быть, даже оправдать его.

Я думаю, что одна из таких причин в том, что окружение, в котором рос и воспитывался Ричард (то самое, которому он будет мстить, уничтожая одного за другим), само обрекло его на эту жестокость. Во-первых, само это окружение, короли-королевы-герцоги-лорды - насквозь преступно, лживо, жестоко. И в целом, Ричард ничем не отличается от них, в борьбе за власть он использует те же методы, что и его братья. Убийство для достижения цели в данном обществе - норма. Во-вторых, изначально, с самого рождения уродца, это окружение (и даже мать) видело в нем плохого, жестокого человека. И об этом постоянно говорится в спектакле: "кричала бабка: "Он родился с зубами", и то был знак, что должен я собаку изображать..." Человек, которому с детства говорят, что он плохой, хорошим стать не может. И, возможно, убивая, Ричард думает, что уничтожает первопричину зла в самом себе.

Другая причина, на мой взгляд, в том, что Ричард - глубоко несчастный человек, с детства - изгой, отверженный. Одиночество, в котором он жил, непонимание окружающих, недостаток любви со стороны родных и близких привело его в итоге к желанию любой ценой обратить на себя внимание, возвысится. И вопрос здесь не в жажде власти, а в жажде любви. Так, например, в сцене с Бэкингемом, когда Ричард спрашивает, кричал ли народ его королем, а Бекингем отвечает: "Они молчали" - и Ричард переспрашивает: "Молчали?". Какая детская обида на лице Райкина в этот момент, он, казалось, говорит: "Не нужен! Никому не нужен!". А в сцене сна (самый пронзительный момент спектакля) Ричард - ребенок, пугливо, застенчиво и сбивчиво произносящий свой первый монолог перед родными. Монолог, который и есть объяснение причин всех его поступков: "... я, как медвежонок, что матерью своею не облизан..." То есть он пытается объясниться, оправдаться перед ними. Но главное, во сне он в окружении родных, в центре внимания, на большом стуле, и все слушают! Ричард всю жизнь хотел именно этого: чтобы его выслушали (и услышали), поняли! Более того, эта сцена открывает страшные комплексы человека, развившиеся из-за отсутствия материнской любви. Как ласково и нежно во сне берет Ричарда-ребенка на руки герцогиня Йоркская... В реальности - Ричард был не нужен матери, она занималась двумя прекрасными, гордыми сыновьями, которые должны были занять английский престол. А младший сын - урод, позор матери и отца - с глаз долой, только бы не напоминал об этом. А быть может, из-за физической ущербности именно Ричарду больше остальных нужна была любовь, внимание и забота. Но этого не было, и началась борьба за любовь матери: Кларенс и Эдвард убиты потому, что мать любила и обращала на них внимания больше. Но после смерти сыновей, герцогиня думает о внуках - убить и их. Быть может, я преувеличиваю и ошибаюсь, но мне кажется, что отсутствие внимания и любви со стороны близких, одиночество - это одна из основных причин жестокости Ричарда. Он мстит людям, отвергнувшим его, за нелюбовь и невнимание. Но, проснувшись, Ричард понимает, что ничего не добился, как был один, так один и остался.

В этот раз, на спектакле, я впервые задумалась над значением окружающих Ричарда картонных фигур: воронов, гигантских медведей, крыс. В спектаклях Бутусова ничего не бывает случайным. Ведь черные вороны (или дрозды) слетались к Тауэру, чтобы клевать головы казненных, выставленные на мосту. На протяжении спектакля, Ричард подкармливает этих картонных птиц (в прямом и переносном смысле), пирует вместе с ними, а в конце они выступают немыми его обвинителями. Свой первый монолог «Для Ричарда коль счастья в жизни нет…», и свою последнюю речь перед боем с Ричмондом, Ричард III произносит, обращаясь именно к этим фигурам. Причем, он не просто говорит, он кричит! Кричит им - бездушным, уродливым, глухим фигурам, которые не слышат и никогда не услышат его. Фигуры - это те же люди, которые не понимают его, и которых он уничтожает. Трагедия одиночества!

Постановка Юрия Бутусова - спорная, неоднозначная, но я принимаю ее беспрекословно. Мне не кажется, что жанр «трагифарс» упрощает, облегчает восприятие тягостного, страшного произведения Шекспира. Наоборот, утрированное веселье в сценах убийств призвано подчеркнуть ужас происходящего. Конечно, это вопрос личного восприятия. Я всегда замечала за собой, что сталкиваясь в жизни с чем-то по-настоящему страшным, я терялась, не зная, как себя вести - нервно-растеряно улыбаться, или рыдать. Так же и при просмотре этого спектакля. Более того, это чувство обостряет музыка: динамичная, усиливающаяся в кульминационных моментах, она не веселит, а устрашает, как будто наблюдаешь пляску смерти.

Сцены убийств, при всей их театральности, пугают своей изощренностью и абсолютной бездушностью палачей, глумящихся над жертвами. Они как будто говорят, как мало стоит человеческая жизнь, и как легко ее отнять. Более того, очевидно, что все герои находятся во власти безумного колеса фортуны: вчерашние палачи - сегодняшние жертвы. Какая интересная находка - перемешать актеров в разных ролях для того, чтобы показать шаткость положения каждого из героев: Яков Ломкин и Тимофей Трибунцев - палачи и могильщики, они же - маленькие тауэрские мальчики, задушенные подушками по приказу Ричарда; Максим Аверин предстает одновременно в ролях Кларенса и Эдварда - первый убит по распоряжению короля, второй - умирает от раскаяния и страха содеянного; хитрый лис Бэкингем (Денис Суханов), соглашающийся в угоду Ричарду на убийства Грея и Риверса (те же Ломкин и Трибунцев), в следующий же момент сам гибнет от их рук. Даже Ричарду не удается избежать этого кровавого колеса - он принимает смерть из рук принцев тауэра, одновременно воплотивших в себе и жертву и палача.

Спектакль не был бы столь успешен, если бы не великолепные артисты, играющие в нем.

Константин Райкин (Ричард III) создал глубокий, трагичный, и, вместе с тем, страшный образ; какая удивительная пластика, выразительная мимика! Какую гамму чувств умеет показать артист (Райкина, кстати, нужно смотреть вблизи)! После убийств, на лице Ричарда как будто какая-то извращенная радость и, одновременно, испуг и страдание. Складывается впечатление, что убивает Ричард не других, а самого себя. В сцене объяснения в любви Анне - убедительный, страстный любовник. Во сне - неуклюжий, обиженный, несчастный ребенок, ищущий в глазах близких успокоения и поощрения. В монологе перед боем - одержимый воин, осознающий, что битва, еще не начавшись, проиграна. Последний крик: «Коня! Полцарства за коня!» - безумный, истеричный вопль уничтоженного человека, сражающегося по инерции, но уже осознавшего безысходность, безвыходность ситуации. И в конце - растерянность перед подушкой... И все это делает один артист! Потрясающе!

Максим Аверин (Кларенс, король Эдвард, герцогиня Йоркская) - три совершенно разных, не похожих друг на друга образа. Кларенс - эмоциональный, взрывной вначале, испуганный, растерянный - в Тауэре: «…не каются лишь демоны и звери…» - настолько проникновенно и убедительно сказано, тихо и прочувствованно. «Прошу тебя, не убивай меня» - раньше с этими словами Кларенс обращался к одному из палачей, желая разжалобить, сейчас же - это молитва, обращение к Богу, покаяние. Король Эдвард - умирающий больной человек, стремящийся к миру и добру, и вместе с тем, в порыве гнева и беспамятства отдавший приказ убить брата. В монологе «Кто просил за брата?!» - ужас, раскаяние, потрясение, осознание невозможности исправить содеянное. Герцогиня Йоркская - полуопустившаяся старуха, давно отошедшая от королевских дел. Пронзительна ее поздняя попытка остановить злодея-сына, сначала просьбами и уговорами: «А я ждала тебя Бог ведает в каких тяжелых муках…», затем упреками: «… можешь ли припомнить, когда бы ты порадовал меня…», и в конце - страшным проклятьем: «Неси ж мое проклятье: ты кровь глотал - ты захлебнешься кровью, ты страшно жил, и страшно ты умрешь…» - страшнейший монолог. И, вместе с тем, сколько нежности в одном единственном объятии во сне Ричарда! Максим Аверин - удивительный актер, его надо обязательно смотреть в театре, потому что именно на сцене он раскрывается во всем своем многогранном таланте. Кстати, Аверин после спектакля буквально был завален цветами. Вот это успех!

Денис Суханов (Бэкингем) - настоящий герцог: поведение, грациозная походка; но при этом - хитрый, расчетливый лис. Сколько лживости, актерства вначале, когда старался выслужиться перед Ричардом; какое напряжение, внутренняя зажатость, не знание, как реагировать на поведение короля в сцене, когда последний посадил его на трон, одел корону и сказал: «Я - король, а мальчик-то живет…»; какая паника и ужас, когда понимает, что он, тот кто, как ему казалось, просчитал все возможные ходы, оказался в итоге лишь игрушкой, марионеткой в руках Глостера. Такая гамма чувств, и артист ее здорово передает!

Яков Ломкин и Тимофей Трибунцев (принцы, палачи, Грей и Риверс, горожане) - очень здорово придуманы все образы. Народ безмолвствует и быть может именно поэтому происходит такая резня.

Артем Осипов (лорд Хестингс) - бесшабашный, веселый, смелый, не чувствующий над собой занесенного меча. И в следующий же момент с ужасом осознающий свою обреченность. Очень понравился.

Агриппина Стеклова (Елизавета) - неоднозначный образ, с одной стороны - хитрая, льстивая королева; с другой - вызывает жалость в сцене погони за душами умерших детей: «Я - мать, хочу я к детям…», но тут же, после того, как она дает согласие на предложение Ричарда отдать ему в жены дочь, я испытываю резкое неприятие героини, понимая, насколько она неискренна, двулична, как старается сохранить власть и величие, и, при этом, как сама пугается этого своего желания. Очень интересный образ.

Марина Иванова (Маргарита) - страшна в сцене проклятия, она, как ведьма, закрутившая весь этот водоворот.

Потрясающий, пронзительный спектакль, самый мой любимый. И я совершенно точно пойду смотреть его еще раз. Спектакль страшный, но, как ни странно, тягостного чувства он не вызывает, зато интеллектуальный разряд получаешь колоссальный.

Константин Райкин, театр Сатирикон, Юрий Бутусов

Previous post Next post
Up