Jun 22, 2011 20:04
«Ричард III» - любимейший мой спектакль, который я смотрела и в театре, и в записи несчетное количество раз. Этот спектакль не просто вызывает сильные эмоции, он потрясает. Более того, каждый раз, когда я смотрю «Ричарда», я откликаюсь на происходящее на сцене так же эмоционально, как если бы я видела эту постановку впервые. Я абсолютно убеждена в том, что «Ричард III» - самый лучший, сложный и неоднозначный спектакль театра «Сатирикон», одна из самых неординарных и глубоких работ Юрия Бутусова, и, безусловно, лучшая роль Константина Райкина из всех, виденных мной.
Честно признаюсь, образ Ричарда не вызывает у меня гадливости, отторжения или страха, скорее жалость и сопереживание. На мой взгляд, этот спектакль - это не Шекспир в буквальном смысле. Создавая «Ричарда», Юрий Бутусов по-своему переосмыслил классика. В итоге получилось абсолютно новое, самостоятельное произведение. Шекспир в своей пьесе, на мой взгляд, достаточно конкретен, он показывает зло - неудержимую, слепую жестокость, жажду власти и превосходства над людьми. Юрий Бутусов же стремится понять и объяснить причины зла, ответить на вопрос, почему Ричард убивает, и, может быть, даже оправдать его.
Я думаю, что одна из таких причин в том, что окружение, в котором рос и воспитывался Ричард (то самое, которому он будет мстить, уничтожая одного за другим), само обрекло его на эту жестокость. Во-первых, само это окружение, короли-королевы-герцоги-лорды - насквозь преступно, лживо, жестоко. И в целом, Ричард ничем не отличается от них, в борьбе за власть он использует те же методы, что и его братья. Убийство для достижения цели в данном обществе - норма. Во-вторых, изначально, с самого рождения уродца, это окружение (и даже мать) видело в нем плохого, жестокого человека. И об этом постоянно говорится в спектакле: "кричала бабка: "Он родился с зубами", и то был знак, что должен я собаку изображать..." Человек, которому с детства говорят, что он плохой, хорошим стать не может. И, возможно, убивая, Ричард думает, что уничтожает первопричину зла в самом себе.
Другая причина, на мой взгляд, в том, что Ричард - глубоко несчастный человек, с детства - изгой, отверженный. Одиночество, в котором он жил, непонимание окружающих, недостаток любви со стороны родных и близких привело его в итоге к желанию любой ценой обратить на себя внимание, возвысится. И вопрос здесь не в жажде власти, а в жажде любви. Так, например, в сцене с Бэкингемом, когда Ричард спрашивает, кричал ли народ его королем, а Бекингем отвечает: "Они молчали" - и Ричард переспрашивает: "Молчали?". Какая детская обида на лице Райкина в этот момент, он, казалось, говорит: "Не нужен! Никому не нужен!". А в сцене сна (самый пронзительный момент спектакля) Ричард - ребенок, пугливо, застенчиво и сбивчиво произносящий свой первый монолог перед родными. Монолог, который и есть объяснение причин всех его поступков: "... я, как медвежонок, что матерью своею не облизан..." То есть он пытается объясниться, оправдаться перед ними. Но главное, во сне он в окружении родных, в центре внимания, на большом стуле, и все слушают! Ричард всю жизнь хотел именно этого: чтобы его выслушали (и услышали), поняли! Более того, эта сцена открывает страшные комплексы человека, развившиеся из-за отсутствия материнской любви. Как ласково и нежно во сне берет Ричарда-ребенка на руки герцогиня Йоркская... В реальности - Ричард был не нужен матери, она занималась двумя прекрасными, гордыми сыновьями, которые должны были занять английский престол. А младший сын - урод, позор матери и отца - с глаз долой, только бы не напоминал об этом. А быть может, из-за физической ущербности именно Ричарду больше остальных нужна была любовь, внимание и забота. Но этого не было, и началась борьба за любовь матери: Кларенс и Эдвард убиты потому, что мать любила и обращала на них внимания больше. Но после смерти сыновей, герцогиня думает о внуках - убить и их. Быть может, я преувеличиваю и ошибаюсь, но мне кажется, что отсутствие внимания и любви со стороны близких, одиночество - это одна из основных причин жестокости Ричарда. Он мстит людям, отвергнувшим его, за нелюбовь и невнимание. Но, проснувшись, Ричард понимает, что ничего не добился, как был один, так один и остался.
В этот раз, на спектакле, я впервые задумалась над значением окружающих Ричарда картонных фигур: воронов, гигантских медведей, крыс. В спектаклях Бутусова ничего не бывает случайным. Ведь черные вороны (или дрозды) слетались к Тауэру, чтобы клевать головы казненных, выставленные на мосту. На протяжении спектакля, Ричард подкармливает этих картонных птиц (в прямом и переносном смысле), пирует вместе с ними, а в конце они выступают немыми его обвинителями. Свой первый монолог «Для Ричарда коль счастья в жизни нет…», и свою последнюю речь перед боем с Ричмондом, Ричард III произносит, обращаясь именно к этим фигурам. Причем, он не просто говорит, он кричит! Кричит им - бездушным, уродливым, глухим фигурам, которые не слышат и никогда не услышат его. Фигуры - это те же люди, которые не понимают его, и которых он уничтожает. Трагедия одиночества!
Постановка Юрия Бутусова - спорная, неоднозначная, но я принимаю ее беспрекословно. Мне не кажется, что жанр «трагифарс» упрощает, облегчает восприятие тягостного, страшного произведения Шекспира. Наоборот, утрированное веселье в сценах убийств призвано подчеркнуть ужас происходящего. Конечно, это вопрос личного восприятия. Я всегда замечала за собой, что сталкиваясь в жизни с чем-то по-настоящему страшным, я терялась, не зная, как себя вести - нервно-растеряно улыбаться, или рыдать. Так же и при просмотре этого спектакля. Более того, это чувство обостряет музыка: динамичная, усиливающаяся в кульминационных моментах, она не веселит, а устрашает, как будто наблюдаешь пляску смерти.
Сцены убийств, при всей их театральности, пугают своей изощренностью и абсолютной бездушностью палачей, глумящихся над жертвами. Они как будто говорят, как мало стоит человеческая жизнь, и как легко ее отнять. Более того, очевидно, что все герои находятся во власти безумного колеса фортуны: вчерашние палачи - сегодняшние жертвы. Какая интересная находка - перемешать актеров в разных ролях для того, чтобы показать шаткость положения каждого из героев: Яков Ломкин и Тимофей Трибунцев - палачи и могильщики, они же - маленькие тауэрские мальчики, задушенные подушками по приказу Ричарда; Максим Аверин предстает одновременно в ролях Кларенса и Эдварда - первый убит по распоряжению короля, второй - умирает от раскаяния и страха содеянного; хитрый лис Бэкингем (Денис Суханов), соглашающийся в угоду Ричарду на убийства Грея и Риверса (те же Ломкин и Трибунцев), в следующий же момент сам гибнет от их рук. Даже Ричарду не удается избежать этого кровавого колеса - он принимает смерть из рук принцев тауэра, одновременно воплотивших в себе и жертву и палача.
Спектакль не был бы столь успешен, если бы не великолепные артисты, играющие в нем.
Константин Райкин (Ричард III) создал глубокий, трагичный, и, вместе с тем, страшный образ; какая удивительная пластика, выразительная мимика! Какую гамму чувств умеет показать артист (Райкина, кстати, нужно смотреть вблизи)! После убийств, на лице Ричарда как будто какая-то извращенная радость и, одновременно, испуг и страдание. Складывается впечатление, что убивает Ричард не других, а самого себя. В сцене объяснения в любви Анне - убедительный, страстный любовник. Во сне - неуклюжий, обиженный, несчастный ребенок, ищущий в глазах близких успокоения и поощрения. В монологе перед боем - одержимый воин, осознающий, что битва, еще не начавшись, проиграна. Последний крик: «Коня! Полцарства за коня!» - безумный, истеричный вопль уничтоженного человека, сражающегося по инерции, но уже осознавшего безысходность, безвыходность ситуации. И в конце - растерянность перед подушкой... И все это делает один артист! Потрясающе!
Максим Аверин (Кларенс, король Эдвард, герцогиня Йоркская) - три совершенно разных, не похожих друг на друга образа. Кларенс - эмоциональный, взрывной вначале, испуганный, растерянный - в Тауэре: «…не каются лишь демоны и звери…» - настолько проникновенно и убедительно сказано, тихо и прочувствованно. «Прошу тебя, не убивай меня» - раньше с этими словами Кларенс обращался к одному из палачей, желая разжалобить, сейчас же - это молитва, обращение к Богу, покаяние. Король Эдвард - умирающий больной человек, стремящийся к миру и добру, и вместе с тем, в порыве гнева и беспамятства отдавший приказ убить брата. В монологе «Кто просил за брата?!» - ужас, раскаяние, потрясение, осознание невозможности исправить содеянное. Герцогиня Йоркская - полуопустившаяся старуха, давно отошедшая от королевских дел. Пронзительна ее поздняя попытка остановить злодея-сына, сначала просьбами и уговорами: «А я ждала тебя Бог ведает в каких тяжелых муках…», затем упреками: «… можешь ли припомнить, когда бы ты порадовал меня…», и в конце - страшным проклятьем: «Неси ж мое проклятье: ты кровь глотал - ты захлебнешься кровью, ты страшно жил, и страшно ты умрешь…» - страшнейший монолог. И, вместе с тем, сколько нежности в одном единственном объятии во сне Ричарда! Максим Аверин - удивительный актер, его надо обязательно смотреть в театре, потому что именно на сцене он раскрывается во всем своем многогранном таланте. Кстати, Аверин после спектакля буквально был завален цветами. Вот это успех!
Денис Суханов (Бэкингем) - настоящий герцог: поведение, грациозная походка; но при этом - хитрый, расчетливый лис. Сколько лживости, актерства вначале, когда старался выслужиться перед Ричардом; какое напряжение, внутренняя зажатость, не знание, как реагировать на поведение короля в сцене, когда последний посадил его на трон, одел корону и сказал: «Я - король, а мальчик-то живет…»; какая паника и ужас, когда понимает, что он, тот кто, как ему казалось, просчитал все возможные ходы, оказался в итоге лишь игрушкой, марионеткой в руках Глостера. Такая гамма чувств, и артист ее здорово передает!
Яков Ломкин и Тимофей Трибунцев (принцы, палачи, Грей и Риверс, горожане) - очень здорово придуманы все образы. Народ безмолвствует и быть может именно поэтому происходит такая резня.
Артем Осипов (лорд Хестингс) - бесшабашный, веселый, смелый, не чувствующий над собой занесенного меча. И в следующий же момент с ужасом осознающий свою обреченность. Очень понравился.
Агриппина Стеклова (Елизавета) - неоднозначный образ, с одной стороны - хитрая, льстивая королева; с другой - вызывает жалость в сцене погони за душами умерших детей: «Я - мать, хочу я к детям…», но тут же, после того, как она дает согласие на предложение Ричарда отдать ему в жены дочь, я испытываю резкое неприятие героини, понимая, насколько она неискренна, двулична, как старается сохранить власть и величие, и, при этом, как сама пугается этого своего желания. Очень интересный образ.
Марина Иванова (Маргарита) - страшна в сцене проклятия, она, как ведьма, закрутившая весь этот водоворот.
Потрясающий, пронзительный спектакль, самый мой любимый. И я совершенно точно пойду смотреть его еще раз. Спектакль страшный, но, как ни странно, тягостного чувства он не вызывает, зато интеллектуальный разряд получаешь колоссальный.
Константин Райкин,
театр Сатирикон,
Юрий Бутусов