«Царь Эдип» И. Стравинский, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Барток, реж. Р. Туминас

Mar 24, 2017 18:53

Посмотрела в театре Станиславского и Немировича-Данченко две одноактные оперы, объединенные в единый спектакль: «Царь Эдип» Игоря Стравинского и «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока; обе в постановке несравненного Римаса Туминаса. Не перестану признаваться в любви режиссеру, на мой взгляд, он способен своим творчеством устранить все составляющие жизнь бытовые «шумовые эффекты» (проблемы, заботы, переживания, ссоры), и помочь на короткий момент времени, забыв обо всем, услышать незамутненное повествование о главном, чём-то несоизмеримо более важном, чем обыденность. Его постановочный стиль отличает глубина и содержательность идеи при некотором аскетизме театральных средств, и непревзойденный художественный вкус; а спектакли заставляют думать, искать смысл показанного, трудиться духовно. Это не простая для восприятия драматургия, для ее осмысления требуется время и опыт, поскольку режиссер задумывается над вопросами, недоступными неподготовленным зрителям, живущим бытовыми проблемами. И это именно то, что заставляет меня восхищаться как самим режиссером, так и его творчеством. Оба действия, что мне больше всего понравилось, гармоничны в музыкальном аспекте и, одновременно, глубоко драматичны не в смысле трагедийности, которой достаточно, а в смысле насыщенности элементами, свойственными театру немузыкальному. Это именно то, чего в музыкальном театре мне всегда остро не хватало: сюжетной связности, логики излагаемых событий, содержательности актерской игры, осмысленности. Оперу в такой постановке не просто слушаешь, но смотришь в напряжении, она интересна не только красотой вокала исполнителей, но и актерской и режиссерской насыщенностью.

Опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского более лаконична по сравнению со спектаклем, показанным в театре Вахтангова, в сущности, из трагедии Софокла взяты наиболее ключевые сюжетные линии, и в какой-то момент мне даже захотелось, чтобы действие продлилось дольше и было более детальным. Но, вместе с тем, режиссер обострил драматургию до предела. И история увиделась мне по-новому; в этом спектакле показана не беспомощность человека перед Роком, крушение гордыни и амбиций, а беспощадное наказание за попытку оспорить власть Провидения. Иокаста, в стремлении опровергнуть предсказание, спровоцировала трагедию, в которой Эдип стал орудием возмездия. Оба, мать и сын, осознали свои роли лишь в конце, в момент страшной развязки; чтобы пресечь череду несчастий, Иокаста кончает жизнь самоубийством, а Эдип калечит себя. Но при этом, если в спектакле театра Вахтангова Эдип раздавлен в пыль неумолимой Судьбой, в музыкальном театре он не утрачивает своей личности, равно как и любви и уважения народа; приобретает не осуждение, но сострадание окружающих.

Опера «Замок герцога Синяя Борода» Бартока держала в еще большем напряжении. Эта страшная «сказка» в постановке Туминаса наполнена жутью до предела в лучших традициях психологических триллеров Хичкока. Только два исполнителя на сцене - и такая волна эмоций от каждого. Я была заинтригована каждой из семи дверей, и, вместе с Юдит, пыталась в себе побороть одновременно и любопытство, и ужас. И развязка прекрасна и естественна в своей завершенности: познав все тайны человека, достигнув глубины его души, бездны его страстей, невольно становишься частью его, и не можешь освободиться от этих оков, даже если желаешь свободы. Очень понравилось, как с каждой очередной открытой «дверью» души Герцога, холодела влюбленная Юдит, и разгоралась страсть Синей Бороды…

Римас Туминас

Previous post Next post
Up