Новый спектакль театра оперетты поставлен по проверенному рецепту и с использованием любимых ингредиентов, но в итоге получилось горько. В отдельности все очень хорошо: музыкальный материал, либретто, артисты, вокал (в основном благодаря молодой части труппы), костюмы; сохранена стилистика классической оперетты, нет пошлости и двусмысленных шуток и номеров, но при этом меня не оставляло ощущение, что «Фея карнавала» - закат звездной эпохи оперетты в театре. Задор и юмор сменились лиричной грустью и самоиронией. Впрочем, в реалиях Московского театра оперетты, раздираемого жанровыми противоречиями и неустойчивостью художественной политики, есть над чем погрустить и поразмышлять. Однако, на мой взгляд, создатели слишком увлеклись желанием показать со сцены внутритеатральную жизнь, получилось немного навязчиво и не понятно для непосвященного зрителя. Грустно стало еще и от того, что в спектакле были обнажены и показаны все проблемы и переживания артистов: то, что незаменимых нет, то, что о замене сообщают порой неожиданно и бестактно, трудности взаимоотношений артистов между собой, штампы и узкие рамки амплуа, ограниченность жанрового материала, неудовлетворенность собой и утраченные иллюзии. Конечно, в форме самоиронии, и можно даже посмеяться...
Народные артисты остались верными своим сложившимся амплуа, избранному театральному пути: Светлана Варгузова, Юрий Веденеев и Герард Васильев - классические герои оперетты, разве что Юрий Петрович - Герой характерный, а Герард Вячеславович - абсолютный аристократ. А вот Александр Маркелов - по-прежнему, грустный клоун, единственный в оперетте артист, никогда не бывший заложником какого-либо определенного амплуа, способный по таланту своему сыграть любого, и в этом спектакле получивший маленькую возможность сказать об этом зрителю.
Молодежь очень хороша и голосами, и образами: Александр Каминский и Марина Торхова составили отличную комичную пару (чудо!), прекрасен Петр Борисенко (на мой взгляд, единственный артист молодого поколения, сумевший впитать в себя все лучшие традиции уходящего театра), интересна Василиса Николаева, хотя образ мне был не во всем понятен.
Либретто, с одной стороны, понравилось своей искренней любовью к оперетте, иронией над театром и жизнью актера, отсутствием пошлостей и следованием законам жанра, с другой, некоторые сюжетные линии не проработаны до конца: нет развития взаимоотношений Ричарда и Греты и финал скомкан. При этом, постановка очень аккуратная, драматические и музыкальные номера органично сменяют друг друга.
Спектакль снова показал, что театр меняется, и на смену прежней эпохе кентавров, богов и богинь приходит новая - современная, яркая и неизбежная. Первая навсегда останется со мной. Полюбится ли вторая - не знаю.
В целом я могу сказать, что хотела бы видеть в театре спектакли именно классической оперетты (без пошлостей и режиссерских изысков), именно с таким музыкальным материалом, но с опереточным куражом, и чтобы никто не грустил!