Ах! Какой прекрасный спектакль получился у режиссера Артема Черкаева по небольшому рассказу А.П. Чехова "Душечка", поставленному в театре "
Школа драматического искусства"! История о милой Оленьке Племянниковой, чья жизнь подчинена только одному чувству - любви, у режиссера превращается в глубокий анализ героини.
Замысел рассказа «Душечка» Антон Павлович вынашивал десять лет, его Оленька милая, но пустая. Она полностью растворяется в жизни мужчин, которых любит: сначала это антрепренёр Кукин, потом управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов, потом ветеринар Смирнин, а далее его сын Саша, к которому теперь Оленька питает материнские чувства.
Как только произведение впервые было опубликовано в журнале «Семья» (№1, 1899 год), образ главной героини вызвал неоднозначную реакцию у современников Чехова. Так дочь Льва Николаевича Толстого - Татьяна Львовна Сухотина-Толстая - после прочтения «Душечки» не без смущения призналась, что узнала в Оленьке Племянниковой себя.
Чехов свою героиню не жалеет: "У нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить. А как это ужасно - не иметь никакого мнения!"
В спектакле все не так однозначно, образ Оленьки воплотила Алина Чернобровкина, а образы всех ее мужчин, даже мальчика Сашеньки, Кирилл Федоров. Актеры играли прекрасно! За кроткое время им приходилось полностью перевоплощаться и внешне и внутренне. Я даже не всегда верила, что это все один актер - так мастерски удалось Кириллу создавать своих персонажей.
Спектакль динамичный, музыкальный и поэтичный! Артем Черкаев выступил не только как режиссер, но он также автор инсценировки и музыкального оформления. Двигателем истории для него стало стихотворение Иосифа Бродского «Портрет трагедии»:
Заглянем в лицо трагедии. Увидим ее морщины,
ее горбоносый профиль, подбородок мужчины.
Услышим ее контральто с нотками чертовщины:
хриплая ария следствия громче, чем писк причины.
Здравствуй, трагедия! Давно тебя не видали.
Привет, оборотная сторона медали...
Что ж зрителям предлагается за час с небольшим вглядеться в трагедию жизни. И в спектакле очень много деталей: рельсы, по которым к Оленьке то приезжает, то уезжает ее судьба, чемоданы-гробы, вязаные рукава или огромная шуба-тулуп, в которую кутается героиня, соединяясь со своим избранником и телом и душой, прорастая в него, или паутина и пыль, которым пропитана жизнь Оли до возвращения Смирнина.
Очень трагичны расставания, очень потеряна Душечка: смерть и события в жизни отнимают у нее тот теплый уютный душевный мирок, который она так любовно выстраивает около каждого мужчины. Неужели можно ее за это так уж осуждать? В конце концов, в каждом союзе были счастливы и Оленька, и ее избранник.
А вы знали, что раньше на Руси не было слова "любить", было только слово "жалеть"? В России, особенно в деревнях, слово «жалею» употреблялось в значении «люблю, уважаю». И мне кажется, что создатели спектакля не так категоричны по отношению к героине, как Чехов. Мне лично ее очень жалко... Признаюсь, во мне тоже живет Душечка, по крайне мере, заучивание басни с ребенком очень отозвалось...
Несмотря на трагические моменты, спектакль смешной, ироничный и визуально красивый. Рекомендую от всей души, особенно для семейного просмотра, вам точно будет что обсудить после увиденного.
Спектакль создан в рамках Молодежной программы «Школы драматического искусства» под руководством Глеба Черепанова.
ФОТО - НАТАЛИЯ ЧЕБАН
Возраст 16+