19 января я побывала на спектакле Театра Грановского "Веня Пух и волшебная пятница". Несмотря на весёлое название, спектакль этот совершенно не детский и, по большому счёту, очень грустный. Живут в одном доме соседи, бывшие одноклассники, люди давно взрослые и даже немолодые, и всё продолжают детскую забаву: зовут друг друга прозвищами из сказки про Винни-Пуха и играют в её сюжеты. После спектакля автор пьесы и режиссёр Игорь Григорьевич Пехович поинтересовался впечатлениями публики. Интересный получился разговор: одним не хватило ясной мотивации героев, другим - буквального следования сюжетам сказки (почему шарик не лопнул, а мёд не съели, например), кто-то утверждал, что все герои страдают от одиночества... На мой взгляд, история грустна именно потому, что взрослые люди никак не могут выйти из круга, очерченного в школьном возрасте. Буквально не могут: они не только метафорически, но и физически всё время ходят по кругу, будучи неспособными проявить и реализовать себя в чём-то другом. Если вспомнить, что мы читали и во что играли в детстве? Ууууу! Я могла бы исписать с десяток страниц перечислением любимых и очень значимых сюжетов, зачитанных, заигранных и многократно примеренных на себя. И это никуда не делось, отложившись кирпичиками опыта в структуре мозга и души. Но странно было бы продолжать жить только этим, не пытаясь развиваться дальше...
Веня Пух - врач. Хороший ли он врач? Видимо, не очень, раз говорит, что лечит от всех болезней. А может быть, как раз хороший, заботливый: проговаривается, что не может уехать в другую страну от своих пациентов, в то время как его сыновья давно уехали и начали новую жизнь на новых берегах. У врача, пытающегося играть в жизни роль игрушечного медведя, оказывается, есть сыновья. Хороший ли он отец? Стало ли их детство для него важнее собственного? Наконец, где их мать? Счастливы ли они были, строя семейную жизнь посреди вечной игры в любимую книжку? (Просто вспомнилось: у Геннадия Полонского два варианта сценария "Доживём до понедельника": киноповесть и пьеса для театра. В пьесе, написанной после фильма, Илья Семёнович, как и в фильме, старый холостяк. В киноповести, написанной раньше, всё сложнее: бывшая жена, выскочившая замуж за дипломата, увезла за границу сына, который шлёт отцу не письма, а цветные слайды - жаль, что эта нить не вплелась в сюжет фильма). Подобная история могла случиться и с Веней, и тогда это его непроходящая боль. Потому что просто отъезд детей в условиях отсутствия железного занавеса непроходящей болью не является.
Петя Чокин по прозвищу Пятачок большую часть действия ходит с ружьём - не игрушечным, вполне себе настоящим, и это мне, например, настойчиво напоминает вампиловскую "Утиную охоту" - на которую герой, помнится, так и не собрался. На мой взгляд, точно так же друзья Вени так и не соберутся в Лапландию, о которой мечтают, да ведь и Лапландии никакой нет на карте мира...
Весёлая, разбитная Светка по прозвищу Совушка-Соловушка бодрится, рассказывает о своих успехах на сцене... но мы видим в её исполнении только рекламу. Банальную и скучную. Видимо, на другие роли красотку не зовут. Её старая любовь к Ионычу... Как ни жаль, для Ионыча Светка слишком шумна, грубовата, простовата, она не всегда грамотно говорит (и именно это когда-то послужило причиной их разрыва). Наконец, Ионычу просто не нужна никакая Светка (Маша, Наташа, пр): он совершенно самодостаточен. Он любит тишину и покой, он занимается наукой... или говорит, что занимается, потому что никто не видел его научных публикаций. Ионыча (по прозвищу Иа) друзья считают самым несчастным из них, они пытаются его развлекать, дарят ему подарки, и он снисходит к их добрым порывам, но по большому счёту ему всё это не нужно. Ни подарки, ни Светкина любовь. Восходит ли этот персонаж к Чеховскому Ионычу? Интересный вопрос...
А вот кто сумел реализоваться хоть немного, хотя бы выйти из привычного круга старой игры - так это Кирилл по прозвищу Кролик. Он оперный певец - мы не знаем, какого уровня. Он живчик-оптимист, он приглашает друзей на чай - прямо сейчас, не сходя с места, зачем ждать вечера! - он придумывает мечты о Лапландии, он не ходит по кругу (буквально не ходит)... Пожалуй, именно у Кирилла есть своя жизнь, жизнь вне игры, при этом он не презирает брезгливо своих заигравшихся друзей, он их искренне любит - всей полнотой своей большой души...
А вот интересно, какова в этой истории роль пчёлок? Мы ничего о них не знаем, кроме того, что они приносят друзьям попробовать свежий мёд. Над пчёлками, наверное, надо думать отдельно.
В общем, история интересная, полная разных смыслов, ассоциаций и аллюзий, и - как я уже сказала, очень грустная...