(no subject)

Aug 11, 2023 22:12

28 июля мы с nimlas прокатились в очень интересную однодневочку. Экскурсия называлась "Сиятельные созидатели". Вёл её замечательный Фёдор Ильич Синельников, историк (его лекции можно посмотреть на сайте "Магистерия" и не только). Пока мы ехали в Степановское-Волóсово (именно так!), он нам рассказал про русскую аристократию: чем отличаются бояре от дворян, какие были виды дворянства и пр.

А что такое Степановское-Волóсово? Это усадьба князей Куракиных. В начале XVI Степан Борисович Куракин решил освоить новые территории, и начал строить усадьбу в селе Волóсово. Именно в честь него появилось второе название - Степановское. Имение переходило из рук в руки, но оставалось в семье. Строительство шло медленно, но всё-таки к концу XIX века всё основное было построено: каменный барский дом, службы, флигели и прочее. Был и парк, относительно небольшой, с мостиками, беседками и прочими "затеями" (это словечко нам говорили в Быкове, вот бы там тоже порядок навести!!!).

В 1918 году имение было национализировано. Если называть вещи своими именами - практически разорено и расхищено. Очень малую часть - коллекции живописи, архивы, книги - передали в музеи Твери и Москвы. Разрушений добавили сперва война, затем нерачительное хозяйствование - в усадьбе были сперва детдом, затем психиатрическая лечебница.

Новая жизнь у Степановского-Волóсова началась в 2007 году, когда имение купил богатый человек - Сергей Васильев. Богатые люди, они разные бывают. Так вот, Степановскому-Волóсову повезло. Сергей Васильев и его жена Маргарита бережно, любовно восстанавливают усадьбу, раздобывают документы и подлинные вещи, расчищают парк, создали в имении лесопилку, ферму, ресторан, строят гостиницу, а главное - не прячут всю эту красоту, а водят экскурсии.

Вот мы, под приятные разговоры, приехали к усадьбе. Последний участок дороги, конечно, ужасный, но - дайте срок!!!

Хозяева уверяли, что по этому мосту прекрасно можно проехать. Но наш водитель отказался наотрез! Поэтому автобус остался на другом берегу.

Вот мы, собственно, пришли.

Это - усадебный дом. Львы на воротах - новоделка. Исторические львы сидят с другой стороны здания, потом мы тоже их увидели.

Вот уже к нам выходит хозяйка Маргарита, раздаёт нам наушники...

...и начинает увлекательный рассказ об истории усадьбы. Она проделала громадную работу, изучала архивы, шерстила винтажные рынки и арт-аукционы, знает о каждом Куракине всё и о каждом неравнодушно рассказывает. Очень интересно её слушать.

Сперва мы прошлись по парку.

Вид на дом сбоку.

Некоторые "затеи" в парке уже восстановлены.

Мой любимый вид в любом парке :)

Затем мы идём к задней стороне дома.

Газон ухожен, всюду цветочки.

В этот день местное начальство что-то такое вручало за хорошую работу, так что собрались все сотрудники усадьбы (я постеснялась их фотографировать). Хозяйка тоже получает благодарность. И есть за что!

И экскурсия продолжается.

Заходим в дом.

Один из Куракиных, а именно Алексей Борисович (1809-1872), был художником-любителем, во многом по его картинам восстанавливали вид здания и парка.

Единственная сохранившаяся фреска:

По образцу её сделаны другие, уже современные.

Мебель антикварная, покупалась на арт-салонах, частично восстановленная, и на всех креслах и диванах посетителям разрешается сидеть.

Громадный макет показывает, как было при последних Куракиных. К сожалению, снять его как следует не получилось, сильно отсвечивает.

Готический замок служил усадебным театром. Его решено было не восстанавливать - очень затратно.

А вот в каком состоянии усадьба досталась Васильевым:

Впечатляет объём проделанной работы и вложений!!!

Идём в портретную галерею и зависаем надолго. Маргарита с огромной любовью рассказывает о каждом Куракине. Все портреты, кстати, были выкуплены или найдены.

А это - коллекция английской гравюры. Была куплена буквально по одной гравюре, на салонах и аукционах.

На фреске - венецианский мостик. В усадьбе такой есть, мы его потом увидим!

А это не рельеф. Это такие "обманные" рисунки.

В этой комнате Маргарита хочет проводить литературные вечера. Прекрасная идея!

Экскурсия закончена, идём на обед. Мимо вот такого милого павильона.

Ресторан снаружи...

...и внутри.

Еда очень вкусная.

После обеда нас отпускают погулять.

А вот и мостик!

А вот неспешное строительство гостиницы. Молодцы!

И тут мы покинули Степановское-Волóсово, куда я, полагаю, ещё не раз приеду.

Но мы не сразу рванули в Москву. Сначала мы остановились в селе Ивашково очень красивого Спасского храма. К сожалению, весь вид испортил препоганый магазин, прилипший почти вплотную...

А потом ещё заехали в Шаховскую.
Посмотрели там памятник княгине Евгении Фёдоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой...

...и памятник белой колпице, изображённой на гербе города. С этой птицей произошла путаница. Белая колпица не водится ни в Московской, ни в Тверской области. А на гербе изначально была белая колпь - то есть, по-местному, цапля. Но... это как камыш и клубника, уже не исправить...

Стоит она, кстати, на преотличнейшем валуне.

И вот теперь мы поехали домой. Хорошая получилась экскурсия!

крутизна неимоверная, цветение, зрительское, поездки, экскурсия, интересное, другие города, репортаж, фото