Прокатились мы с
nimlas в Питер... вроде бы ничего удивительного, да? Ан нет! Удивительным в этой поездке было всё! Наша программа так и называлась: "Петербург умеет удивлять". И показывали нам в поездке такие места, в которые туристов обычно не водят. Но началась она с вполне себе туристского объекта - Смольного собора. Просто погода была такая замечательная, такая солнечная, что наш экскурсовод Ирина Владимировна Звягина не преминула нас сюда привезти.
А затем мы поехали в первое замечательное, удивительное место нашей программы: Академию Штиглица.
Александр Людвигович фон Штиглиц был крупным промышленником, одним из первых банкиров и, понятное дело, меценатом и благотворителем. Некоторое время он возглавлял Государственный банк России. Строил железные дороги, держал суконную и льняную фабрики. Унаследовав от всей своей родни громадный капитал, успешно преумножил его, в то же время жертвуя крупные суммы на благотворительность и поддержку культуры.
В 1876 году на пожертвованные им средства было основано Училище технического рисования. Здесь не учили живописи - учили декоративно-прикладным искусствам для нужд промышленности, а также готовили учителей технического рисования и черчения.
Дальше учебное заведение пошло развиваться. Появились филиалы в Нарве, Саратове и Ярославле, и Училище стало называться Центральным. Стали обучать резьбе, майолике, росписи фарфора, чеканке, ткачеству и пр.
Дело Штиглица продолжил Александр Александрович Половцов, женившийся на его приёмной дочери Надежде Июневой. Историю этой девочки, по неподтверждённым слухам - незаконной дочери великого князя Михаила Павловича, нам в этой поездке рассказали трижды, и каждый раз с вариациями (по одной из них выходило, будто ребёнка Штиглицам буквально подкинули в сад в корзинке, естественно, в июне). Единственный сын Штиглица и его жены Каролины Миллер умер в младенчестве, на жену это произвело угнетающее впечатление, и она не решилась родить ещё детей. Надежду Июневу Штиглицы вырастили, дали ей хорошее воспитание, за ней пошло громаднейшее приданое - не только состояние, но и фабрики, заводы, особняки. Первая невеста России выбрала Александра Половцова - человека не знатного и не богатого. Это оказался правильный выбор. Половцов не только преумножил её состояние, но и вместе с ней занимался благотворительностью и меценатством, продолжив дело её приёмного отца. Об А.А.Половцове у нас ещё будет разговор в этой поездке!
После революции 1917 года Училище сохранило свой профиль, хотя не раз преобразовывалось и переименовывалось. Сначала оно стало называться художественно-промышленными мастерскими, потом ВХУТЕМАС, потом ВХУТЕИН, сливалось с другими структурами, а после войны стало многопрофильным учебным заведением монументального, декоративно-прикладного, промышленного и реставрационного искусства - сперва средним, затем высшим. С 1953 по 2006 год носило имя скульптора Веры Мухиной (не имеющей, как водится, к нему никакого отношения).
Сегодня это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица. Это по-прежнему учебное заведение, а вовсе не музей, тем не менее сюда водят экскурсии, и так как рассказывают об Академии те, кто в ней работает, рассказы получаются очень живые, неказённые.
Наш "провожатый" Алексей. Рассказывал замечательно!
Интерьеры Академии богато расписаны, и это не просто украшение - это, можно сказать, учебное пособие для студентов! Энциклопедия росписей от античных времён до XIX века.
Какой изумительный мрамор!
Потолки - отдельная тема!
Макет комплекса зданий Академии.
Идём выше...
Плитка "родная". Вообще, очень многое тут удалось сохранить в первозданном виде, невзирая на революции, войны, блокаду и пр.
Вот они, "учебные" росписи!
Художники в ту пору увлекались античностью и, конечно же, итальянским искусством.
Вот это огромное пространство находится под куполом Академии. Проходы в арках нижнего ряда заложили во время войны, до этого они были сквозные.
Наверху - имена и портреты художников.
Над лестницей - памятник самому Штиглицу.
А это - копия Пергамского алтаря. Оригинал вернули Германии. Это очень интересная история, кому интересно - гуглите и яндексите! :)
Студенты есть студенты!!! :)
Мы обошли верхний ярус по периметру.
Потрясающе красивый пол.
Уходим из-под купола и движемся дальше.
Интересные предметы мебели и интерьера.
О да, о да, о да! :)
Кровать XV века. Одно время этими артефактами настолько не дорожили, что вот эта кровать была предоставлена киношникам для съёмок фильма "Гамлет"!!!
Это образцы итальянской, французской и немецкой мебели.
Вот этот комод слева, сказал нам Алексей, подделка. Гербы, которые держат драконы, никогда не существовали в действительности.
Но и подделка того времени - теперь произведение искусства! Вот парадокс!
И опять смотрим на потолок...
... и на пол...
...и снова на мебель...
Изразцы.
Увлечение Италией, в общем-то, характерно для людей искусства. Но в конце XIX века художников охватил интерес и к искусству русскому и даже древнерусскому (вспомним Флёново-Талашкино, Абрамцево, Поленово!). Есть в Академии и русские залы.
Вышивка жемчугом. Речной жемчуг был абсолютно доступен любой крестьянке. Но это не народные произведения, а, что называется, по мотивам.
И золотное шитьё.
Набивные ткани.
И снова шитьё.
Очень, очень красиво!
Замечательная коллекция кукол в костюмах разных областей России. У меня не хватило терпения перефотографировать каждую по отдельности!
Вышивка.
Украшения - опять же, по мотивам народных.
С огромным сожалением уходим из русского отдела...
...и попадаем на выставку фарфора. Самого разного - китайского, английского, немецкого...
И ещё немного мебели. Алексей сказал, что вот такая мебель считалась дурновкусием, кичем; а прошло время - вполне себе музейные вещи :)!
Ох, всё так интересно!
Например, вот этот невероятный буфет!!!
А сколько тут ещё всегооооо...
Печки!!! Это же чудо какое-то!
Наконец, наш экскурсовод Ирина Владимировна нас буквально силком вытаскивает из объятий Алексея :), потому что пора ехать дальше. Пока, Академия! Приеду ещё непременно!
И мы спешим
в следующее удивительное место.