про папу из газеты

Mar 30, 2015 16:28


Ветеран, прошедший войну без единого ранения, возлагать цветы к памятнику не пойдет - здоровье не позволяет (0)




    Евгений Кузин во время войны и спустя 71 год.Фото: Марек Паю

    Евгений Иванович Кузин в августе отметит 90-летие. В 1942 году его, молодого лейтенанта, только что окончившего училище, отправили на фронт. Он прошел всю войну без единого ранения. И один из немногих со своего курса остался в живых.

    Евгений Иванович родился в августе 1923 года в селе Садовка, Пензенская область. Ему было три года, когда родители переехали в Саратовскую область. За год до начала Второй мировой войны он окончил десять классов и поступил в Саратовский автодорожный институт. Но когда в 1941 году началась война, он подал заявление в военкомат, чтобы его направили в Летное училище.

    Однако судьба решила распорядиться по-другому: через три месяца Летное училище было расформировано, и курсантов распределили по другим учебным учреждениям. Евгений Кузин попал в Артиллерийское училище в Томске, которое окончил в декабре 1942 года.

    Ему было 19 лет, когда его в звании лейтенанта направили в артиллерийский истребительный противотанковый полк на должность командира взвода управления артиллерийской батареи. В феврале 1943 года его полк был направлен на фронт в район Курской дуги, где и началась фронтовая служба Евгения Ивановича.

    «Было ли страшно? Мне часто задают этот вопрос, - вспоминает Кузин свои ощущения в тот момент, когда 70 лет назад он оказался под пулями и снарядами. -

    Перед боем было определенное волнение. И после тоже. А во время боя я просто знал, что нужно делать это и то, времени на страх просто не оставалось».

    Он говорит, что на фронте было поверье: если остался в живых в первом бою, значит, еще долго воевать будешь.

    Несмотря на то, что прошло уже более полувека, Евгений Иванович помнит все - деревеньки, села, места, людей, даты. Помнит, как будто это было вчера. Бывает, за чаем он рассказывает жене и дочери все новые и новые истории, припоминает обстоятельства, совершенно не путаясь в деталях. Домашние его завороженно слушают. Внуку пока не очень интересно - с возрастом люди больше интересуются, что пришлось пережить их дедам.

    Кузин с частью прошел Центральный и Брянский фронт, Белорусский, 2-й Белорусский и 3-й Белорусский фронт, Восточную Пруссию, и после взятия Кенинсберга война для него фактически закончилась.

    «Я помню, первый раз, когда шел под пулями, все пытался уворачиваться от них, - с улыбкой вспоминает Кузин. - Со мной шли два опытных разведчика, побывавшие уже в госпиталях и вернувшиеся потом на фронт. Они и говорят: «Лейтенант! Свою пулю ты не услышишь. Если ты слышишь свист, значит пуля уже пролетела мимо!»

    В полк вместе с Кузиным прибыло 65 офицеров, из них через два года осталось четверо. Кого-то ранило, кто-то погиб, кто-то после ранения уже не вернулся в строй, кого-то направили в другую часть. Только троих за все годы ни разу не ранило.

    Он рассказывает еще один любопытный случай. Шли они как-то по полю, неподалеку стоял танк, который ремонтировали. Видят - пикирует немецкий самолет. А поле голое, ни одного окопа. Нашли они небольшую воронку от снаряда, ноги туда засунули. «Я пилоткой лицо прикрыл и зажмурился. Бахнуло прилично, на нас полетели комья земли. Открываю глаза: воронка от бомбы есть, а танка нет. Смотрю - он уже на горе: ребята, которые его ремонтировали, увидев, что самолет пикирует, быстро завели мотор и выскочили из оврага. А мне разведчики, с которыми я шел, говорят: «А что, бомбы пилотку не прошибают? Мол, так прикрылся головным убором, что как будто пилотка - хорошая защита», - смеясь, вспоминает Евгений Иванович.

    У него шесть боевых наград, закончил войну он командиром батареи в звании капитана. Приходилось ему стрелять и за наводчика.

    На его счету два танка, подбитых у деревни Леонтьевка в районе города Орел, и два дзота, уничтоженных в боях на подходе к Минску. В белорусских лесах вместе с тремя товарищами они взяли в плен 24 немецких солдата.

    Сейчас Евгений Иванович практически не ходит - последствия двух контузий, полученных на фронте. Правая рука у него отнялась после инсульта, который он перенес в 1999 году. Не очень хорошо он сейчас и слышит - годы, проведенные прямо возле орудия (а стреляли прямой наводкой, следовательно, грохот был такой, что уши закладывало, барабанные перепонки сильно пострадали).

    Но в целом он держится бодро, пытается, сколько может, делать все сам. Недавно ему подарили планшет, вот Евгений Иванович освоил интернет и каждый день читает новости.

    9 мая он не пойдет возлагать цветы к памятнику. И не ходит уже много лет - здоровье не позволяет. В этот день придут его родственники, поздравят, как обычно, вместе посидят за праздничным столом, выпьют фронтовые 100 граммов, повспоминают былое.

    про войну, папа

    Previous post Next post
    Up