Jan 28, 2008 11:35
один - в 33-ем (?), тогда же, когда голодомор был - голодали везде и в питере тоже. мама была совсем маленькой, её почти не коснулось. они выжили благодаря тому, что их мама (моя бабушка, значит) относила украшения в торгсин. хотя братик ленечка умер.
украшения у бабушки были в качестве приданного. приданное попало в их семью от какого-то барона (?), который снабдил сестру моей бабушки (то есть тетю моей мамы), когда та забеременела. он выдал сестру моей бабушки замуж за конюха и отправил в деревню в воронежскою область. возможно, эта конюхова жена и поделилась в свое время с моей бабушкой - не знаю. так что у моей мамы была двоюродная сестра - дочь барона. тетя настя. я её помню уже в возрасте. мама, говорит, что у т. насти была необыкнвенной красоты пшеничная коса. она была председателем колхоза.
а мамина мама вышла замуж за железнодорожника. он после был даже какой-то заслуженный, потому что когда он умер в году 37-ом (?) из-за прежних , полученных в гражданскую ранений, прило много народа и произносили речи. бабушка не работала - ей за него пенсию платили. потом, в 38 (9?) пенсию отобрали (потому что дед, хоть и принял революцию, был сам непролетарского происхождения, а из дворян, мелкопоместных). бабушка профессии никакой не имела, а имела трех маленьких детей и пошла работать в прачки. а летом - в колхоз, чтоб дети были на воздухе и на коровьем молоке. выращивала успешно помидоры и даже была приглашена на вднх.
а второй раз голод - в блокаду. когда ленинград уже окружили, мама помнит, как соседка тетя аня сказала: нас ждет самое страшное, что может быть: голод. потом они это поняли. мама вспоминает, как с братиком ходили за город на болота собирать мерзлую клюкву. насобирали целое ведро, с трудом - были малы и слабы - принесли его домой. сами есть не стали, а бабушка выменяла на хлеб и масло. масло оказалось машинным. их рвало. чуть не умерли. потом был уже совсем голод. маленькая сестра олечка умерла раньше всех.
...
ночью по ладоге мою маму, братика и умирющую уже от голода бабушку вывезли. было очень страшно. ехали в темноте. многие машины проваливались под лед (попадали в воронки?). потом их погрузили в вагоны. блокадникам на станции сразу стали выдавать повышенное питание. вывезенный братик наелся гречневой каши и вскоре умер. бабушка тоже умерла, где-то в больнице. моя мама осталась одна. ей было лет одиннадцать.
про войну,
домашнее,
себе на память,
семейный альбом