"Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы!"
Автор текста: Долматовский Е.
У меня остались парадоксальные воспоминания о школе. С одной стороны, мне везло на учителей. В сельской школе, где я училась, было много искренних, увлеченных, азартных педагогов. Чего стоит только учитель физкультуры, убежденный в великой силе спорта, добившийся введения третьего - дополнительного - урока физкультуры в расписание, регулярно устраивавший соревнования, в которых участвовали все без исключения ученики, и добившийся того, что сборная маленькой сельской школы практически постоянно является победителем районных соревнований в разных видах спорта. И к моей любви к лыжам, пожалуй, он тоже приложил руку :)
С другой стороны, многое в школе мне казалось ненужным и обременительным. Ну зачем мне сидеть на уроке, если я давным-давно разобралась в теме? К старшим классам школы у меня хватило решимости перейти на "полуэкстернат" по некоторым предметам: по договоренности с учителями я занималась сама и приходила на уроки, только чтобы написать контрольные. Но и это не спасало от гнетущего чувства чего-то неправильного.
Сейчас, на расстоянии многих лет, я понимаю, чего мне не хватало. Школа, как и любое классическое образовательное учреждение, развивает в школьнике качества… хорошего магнитофона. Запомнить и воспроизвести - и этого достаточно для отличной оценки. А то, что исходит от самого ребенка, от его сущности, от его природы - в расчет не берется. Где в школе творчество? На уроках музыки? На уроках изо? Хм, пробовали ли Вы хоть раз на изо нарисовать свое настроение, когда нужно было рисовать кувшин?..
Увы, незнание самого себя, отсутствие собственных целей, боязнь нестандартных задач, страх критики - это тоже результат школьного образования.
И потому я с таким любопытством читаю об экспериментах в области школьного образования. И довожу до Вашего сведения найденное :). Читаем статью из журнала "Домашний ребенок" №2. Автор текста - Екатерина Белоусова - этнолог, дула.
"Анскулинг: когда детей никто не школит
Термин "анскулинг" придумал Джон Холт. Он был школьным учителем в начале 50-х годов прошлого века: преподавал в Колорадо, затем переехал в Бостон. В конце 50-х Холт договорился с коллегой о проведении небывалого эксперимента: они приходили друг к другу на уроки и наблюдали за поведением детей. По мельчайшим жестам, взглядам, тону голоса, построению фраз Холт пытался понять их стратегии и мотивации. Это продолжалось достаточно долгое время; на протяжении ряда лет Холт видел одних и тех же детей и отслеживал перемены, происходящие в них. Холт вел подробный дневник и скрупулезно анализировал свои записи. Это удивительный документ. Школа была хорошая, частная, хорошие дети, разумные родители, внимательные учителя.
Эксперимент
Результаты были неутешительными. Выяснилось, что действия и ответы детей в классе мотивировались не интересом к предмету, а, главным образом, страхом. Страхом заслужить насмешки одноклассников, неодобрение учителя, недовольство родителей. По тому, как развивалось и видоизменялось поведение отдельных детей, Холт увидел, чему в действительности учит детей школа: умению угадывать правильный ответ, не вдаваясь в суть предмета. Дети учились считывать нужную информацию по поведению учителя. Своим поведением они пытались подтолкнуть преподавателя к тому, чтобы он сообщил им как можно больше - достаточно для того, чтобы они не ошиблись в ответе. А ошибиться для учеников было страшнее всего. В результате такого подхода дети теряли внутреннюю мотивацию разбираться в предмете и изначальный интерес к нему. Они уже сами не могли решить, что им интересно, и становились беспомощными. Процесс школьного обучения оказался полностью оторванным от жизни и работал исключительно на поддержание самого себя. По результатам эксперимента Холт издал книгу "Как дети терпят поражение" (How Children Fail).
Книга вышла в 1964 году и стала бестселлером среди интересующихся проблемами образования. Казалось, перемены неизбежны. К сожалению, надежды единомышленников Холта не оправдались: прошло 45 лет, а косность системы школьного образования только усилилась. Бесконечное натаскивание детей на подготовку к тестам по системе выбора правильного ответа из четырех возможных учит детей решению крайне узких и специфических задач - в частности, стратегиям угадывания правильного ответа без серьезного погружения в предмет. Проблема, увиденная Холтом, была возведена во всеобщий принцип.
Холт считал, что к образованию детей следует подходить совершенно иначе. В каждом ребенке изначально заложен очень сильный инстинкт к получению и усвоению новой информации о мире. Если этот интерес не подавлять наложенной извне дисциплиной, не загонять в предметные рамки, а, напротив, питать его и предоставлять ему новую интеллектуальную пищу, то ребенок не просто получит больше удовольствия от общения с миром и узнавания нового, но и вырастет более живым, гармоничным, самостоятельным человеком, понимающим, чего он хочет и как этого достичь. Такой результат возможен при условии, что ребенок сам является инициатором собственного обучения. Об этом Холт в 1967 году написал книгу "Как дети учатся"(How Children Learn).
Свободная школа.
Действительно, как же это получается, что в начале жизни дети развиваются с огромной скоростью, хватая всю информацию буквально из воздуха, безо всякого формального обучения? А потом "приходит момент", мы берем их и сажаем за парту. И начинается новая жизнь. Вдруг оказывается, что разные части мира существуют отдельно друг от друга. Математика - это одно, а музыка - это совсем другое! "Сейчас мы закончим с математикой и начнем заниматься музыкой"... И только из истории науки (если у кого-то дойдут руки почитать об этом после школы), можно будет узнать про Пифагора и музыку чисел, про великих холистов Возрождения, про Леонардо да Винчи - художника и инженера в одном лице.
Почему и зачем это делается? Почему и зачем людей собирают в учреждения и обрабатывают массово по единой схеме? Об этом подробно писал философ Мишель Фуко в книге "Надзирать и наказывать" и других работах - о рождении клиники, тюрьмы, школы. Организованными людьми легко и удобно управлять, манипулировать - с предсказуемыми результатами. Наладить процесс массового обучения в школе сейчас - и на выходе получишь граждан определенного типа, хорошо обученных и удобных в обращении исполнителей.
Трудно вырастить свободного человека, не дав ему возможности самому работать с его собственной свободой, разбираться, как она устроена, и принимать решения. Эта идея лежит в основе философии так называемых свободных или демократических школ. С точки зрения педагогов этих школ, агрессивный патронаж ребенка видится трагической ошибкой. Задача взрослого - предоставлять свои знания, материалы, время, но возможность выбирать и решать - дело самого ребенка.
Безделье как наука
Вокруг такого подхода неизбежно возникает много тревожных вопросов. А что, если дети НИЧЕГО не будут делать? А что, если они злоупотребят своей свободой? Прежде всего, в свободных школах ошибка выбора не представляется чем-то фатальным. На ошибках учатся. У всех есть право на ошибку, ошибка - ценный педагогический инструмент. Подход анскулеров к предоставленным самим себе детям, без толку бьющим баклуши и бездельничающим, тоже полностью отличается от общепринятого. Дело в том, что с их точки зрения, ни одно занятие не является бездельем. В самом деле, что такое безделье и как оно выглядит?
Ребенок смотрит телевизор? Анскулеры скажут, что он получает таким образом массу полезных знаний о мире, и часто эти знания не получишь из книг.
Проводит время за компьютером? Ребенок учится читать, изучает языки (многие русские дети так учат английский), приобретает полезные навыки работы в разных программах.
Просто валяется на полу, смотрит в потолок? Это необходимое время для рефлексии, переваривания информации, человеку нужно иметь возможность регулярно бывать одному, наедине с самим собой.
Бесится, играет с детьми? Очень полезный и нужный опыт - общение с людьми, изучение игровых стратегий, различных кибернетических процессов. Иными словами, с точки зрения анскулеров, подобно младенцу ребенок более старшего возраста может успешно продолжать ловить информацию о мире "из воздуха", из информационного поля, минуя формальные и структурированные занятия.
Впрочем, некоторые родители убеждены, что даже свободная школа накладывает на ребенка ограничения и рамки, от которых они хотят уйти. Но число свободных школ в Америке постоянно растет: сейчас в Штатах существует около трех десятков таких учреждений.
Некоторые из свободных школ называют себя демократическими, так как решения в них принимаются коллегиально, собранием учеников и учителей. Таким образом, дети свободны не только выбирать, когда и чему учиться, но также определять и менять принципы работы школы как сообщества и организации. Свободные школы поддерживают связи друг с другом и обмениваются опытом. В числе дружественных проектов организаторы Манхэттенской свободной школы назвали московскую Школу самоопределения Александра Тубельского. О ней мы поговорим в следующий раз. "
Рядом со статьей во врезках приведены мнения конкретных людей.
" Екатерина Белоусова - этнолог, дула.
Автор кандидатской диссертации и ряда статей о древних и современных родильных обрядах и практиках. В настоящее время проводит исследование о культуре домашних и водных родах в России и на Западе. Живет в Америке, преподает Городском университете Нью-Йорка. Окончила программу подготовки дул (DONA) и оказывает поддержку семьям во время родов. Работала в независимом Бруклинском родильном центре и с домашними акушерками. Интересуется альтернативной педагогикой, в частности акнскулингом, и принимает участие в развитие новой "свободной" школы в Нью-Йорке, где учатся ее дети.
У взрослых много идей по поводу того, что правильно и что неправильно в сфере детского образования. К сожалению, мы редко подробно интересуемся тем, как видят эти проблемы сами дети. Я попросила моего младшего сына рассказать о том, каким ему видится процесс обучения, что об этом он думает. Леве на днях исполнилось 9 лет. С осени он ходит в Манхэттенскую свободную школу в Нью-Йорке.
- Как ты думаешь, для чего нужна школа?
- Мне кажется, что учиться дома гораздо легче. То, что обычный человек назвал бы школой - это строгое помещение, где тебя учат что-то делать. Что я назвал бы школой - это любое помещение, где ты чему-то учишься.
Я пока не видел ни одной такой школы, в которой детей не заставляли бы делать то, чего они не хотят. И, между прочим, не дают даже времени поговорить с другими детьми. Ничего не знаешь про тех, с кем учишься в классе. Только имя - и все. Свободная школа другая - на тебя там не орут! И по возрастам нет никаких разделений, все вместе учатся, кто как хочет. В свободной школе можешь выбирать, чему ты хочешь учиться. Ты можешь даже сам учить других тому, что умеешь. Например, я помогаю одноклассникам освоить мультипликацию и научиться говорить по-русски.
- Опиши идеальную школу.
- Во-первых, чтобы на детей не повышали голос. Во-вторых, у детей должен быть выбор, чем они будут заниматься. В-третьих, должна быть возможность заниматься какими-то вещами, которым не научат в обычной школе. Например, снимать кино или работать с металлом, статуи делать. А в этих процессах можно научиться чему-то из того, чему учат в обычной школе. Ведь когда делаешь статуи, надо знать про пропорции и про анатомию. Снимаешь кино - надо хорошо знать, где находится самая важная вещь, что должно быть в фокусе. Когда работаешь с металлом, надо, чтобы был хороший дизайн, и еще нужно знать все про огонь. В-четвертых, нужно сделать так, чтобы дети могли оставаться на уроках. Если урок закончился, и они хотят еще продолжать, могут попросить учителя, чтобы он тебя отдельно научил. В обычной школе ты уже не можешь ничего делать после урока, надо сразу переходить к следующему. В-пятых, не надо учить детей по возрастам. Потому что нет никакой разницы между тем, что учат дети разных возрастов. Не надо считать, что маленькие дети ничего не понимают. И думать, что большие слишком много знают.
Елена Чайка, мама четырех дочерей, которые обучаются дома:
Мне кажется, что анскулинг имеет много общего с домашним образованием. Если вначале родители немного волнуются, смогут ли они справиться с обучением ребенка самостоятельно, и пытаются играть в школу "по-настоящему", то со временем, убедившись, что справляются, переходят к именно анскулингу как таковому. Мы поступили также с нашими четырьмя детьми, предоставив им, в конце концов, полную свободу заниматься тем, что интересно. И это дало очень хорошие результаты.
Разница, пожалуй, состоит в том, что родители, обучающие детей дома, не позволяют себе заходить так далеко, как это делают свободные школы. Здравый смысл, с одной стороны, привязка к аттестату, с другой, и опасения, что ситуация станет неуправляемой и ребенок не захочет учиться, с третьей, заставляют их проявлять инициативу и вводить процесс образования в какие-то рамки.
Не удивительно, что анскулинг вызывает много тревожных вопросов. Это серьезная провокация для взрослых. Насколько мы готовы учиться дальше, менять свои взгляды, избавляться от страхов, предрассудков и стереотипов, заложенных в детстве той самой неизменной системой образования? Насколько мы готовы стать свободными сами и позволить быть свободными нашим детям, и при этом не перейти грань, за которой свобода превращается в произвол? И серьезное испытание для детей. Думаю, далеко не все они готовы стать учениками свободных школ.
Борис Бим-бад, академик Российской Академии Образования, писатель, антрополог, философ:
Птицы учат вылупившийся молодняк петь. Медведица шлепает медвежат за опасное для них непослушание, и, как говорил Симон Соловейчик, "каждый медведь получил высшее медвежье образование". Первобытные племена устраивали подросткам "настоящую школу": с обучением их трудным искусствам вне родного дома, да еще незнакомыми им людьми, да еще проводили публичный "экзамен", довольно жестокий. Это все так называемые инициации. Не пройдя такой школы (инициации), нельзя было стать полноправным членом своего родного племени.
Вся наша история есть эволюция искусства передачи мастерства от поколения к поколению в ходе ученичества: когда ученик, подмастерье перенимает сложное умение (и материальное, и духовное) у учителя, гуру, наставника. У Марины Цветаевой читаем: "Час ученичества, он в жизни каждой / Торжественно-неотвратим". Пианиста, фигуриста, балерину спрашивают: "Какую вы прошли школу?" - иными словами: "Кто вас учил?". Без школы жизни никогда не было, нет и не может быть. Но!!! Эта школа должна быть естественная, как у птенцов (ученые говорят "природосообразная"), школа "учения с увлечением", а не с мучениями!!! Главное, чтобы она была помощью в процессе возрастания, взросления. Наставник обязан улавливать моменты "самости" ("Я сам....") и все ослаблять и ослаблять содействие зрелого человека в выполнении различных действий начинающим. Таким образом, задача состоит в постепенном ослаблении помощи взрослых и одновременно - в постоянном возрастании трудностей, которые приходится преодолевать закаливающимся в школе малышам. От преждевременной и потому опасной самостоятельности воспитатель ограждает подопечного, а к полезной активности даже поощряет. Как ограждает и как способствует? Одобрением и поощрением. Стало быть, главнейшими средствами поощрения выступают не запрет и не наказание, а одобрение и поощрение. Ребенок, уверенный в доброжелательности, спокойствии и искренности педагога, не нуждается ни в дрессировке ремнем, ни в угрозах, нотациях, праведном гневе. Ему достаточно тихого "молодец". Или же сдержанного молчания. Одобрение и неодобрение хорошего наставника чаще всего проявляется в спокойной форме: "правильно-неправильно".
Надо, конечно, уметь помогать ребенку. Читайте бессмертную книгу Песталоцци "Как Гертруда учит своих детей", учитесь искусству учить. Мне подарили книгу Джона Холта в Америке еще в середине 80-х годов, и с тех пор я его единомышленник. Дескулизация - это избавление от репрессивных, вредных школ и замена их вдохновляющими и помогающими. "
http://subscribe.ru/archive/home.child.cluber/200907/11014105.html