В этой статье поделюсь своими наблюдениями и советами по поводу выбора "правильного" автомобиля для условий войны.
У кого нет водительского удостоверения, в первую очередь, нужно получить права - речь, разумеется, о категории B. Учиться нужно на механической коробке передач, потому что автомобилист, умеющий ездить только на “автомате”, это даже не половина, это, в лучшем случае, “четверть водителя”. При этом нужно понимать - от автошколы требуется только “бумажка”. Исходя из этого нужно выбирать наиболее дешёвый вариант. Если там дадут реальные навыки управления - хорошо, но надеяться на это нельзя. Поэтому учиться непосредственно управлять нужно будет уже на своём автомобиле - попросив кого-то из знакомых хотя бы просто “подстраховать”, сидя рядом. Методика стандартна - сначала просто научиться механически управлять машиной (по пустым улицам поздно вечером или за городом, на просёлке). Затем - движение по трассе в крайнем правом ряду с отработкой перестроения в другие полосы. На первый взгляд трасса психологически сложнее - выше скорости, обилие проносящихся рядом большегрузов. Но на самом деле технически управление на трассе проще - нет постоянных стартов и остановок, минимум поворотов, почти отсутствуют знаки приоритета и светофоры. Ну а дальше можно приниматься за тренировки в городе днём - сначала не в час пик, а затем всё увеличивая трудность.
Также нужно определиться и с тем, какая машина подходит для задач выживания в хаосе. Высокая, в сравнении с другим снаряжением, стоимость и некоторые психологические моменты формируют отношение к машине как к “ласточке”, любое повреждение или неисправность которой воспринимаются близко к сердцу. Особенно это касается иномарок - очень часто, взятых в кредит и воспринимаемых как “показатель успешности”.
Для выживания нужен совершенно иной подход. Автомобиль - это всего лишь элемент снаряжения. Безусловно, элемент дорогой, важный - но, в конечном итоге, это всё равно расходник. Машину будет сечь осколками, она будет “убиваться” при движении по разбитым дорогам, на ней, возможно, придётся ехать через агрессивную толпу. Возможно, впоследствии её придётся и бросить - при копеечной в мирное время, но сложно устранимой без запчастей поломке или, например, в “мёртвой” пробке, оказавшейся под обстрелом.
Исходя из этих условий можно сформулировать требования к машине - дешёвая в приобретении и обслуживании, простая в ремонте. Напротив, комфорт не будет играть роли. Самым бюджетным вариантом является “классика” - “четвёрка”, “пятёрка”, “шестёрка”, “семёрка”. Все эти модели можно найти по цене до 30 тысяч рублей во вполне подходящем состоянии. При выборе принципиальным моментом является сама по себе способность заводиться, ездить и останавливаться. Состояние кузова и салона, внешние и внутренние “навороты” (противотуманки, “ксенон“, “автозвук”) не играют никакой роли. По предпочтительности все вышеуказанные модели примерно равны, и лишь несколько выделяется по своим качествам “четвёрка” - благодаря большей вместимости, несколько менее уязвимому для осколков расположению бензобака и чуть более высокой проходимости в загруженном состоянии.
"Четвёрка" ВАЗ 2104
Если же говорить о более универсальном и более дорогом (в рамках разумного) транспорте, то это “Нива” или УАЗ. “Нива” (ВАЗ 2121) - очень маневренное (благодаря малым размерам), высокопроходимое и относительно экономичное транспортное средство. Минус - малая вместимость. Кроме того, фактически, оперативно покинуть “Ниву” могут только водитель и передний пассажир (особенно если сидящие сзади одеты в разгрузки и бронежилеты), что в некоторых условиях может стать фатальным. Однако, если стоит задача относительно комфортной перевозки 2-3 человек (включая водителя) - это будет оптимальный выбор. Более вместительный пятидверный вариант (ВАЗ 2131) нельзя рекомендовать как оптимальную замену - прочность кузова ниже (рамы всё равно нет), габариты существенно больше, при этом стоимость, в среднем, на 20-30% больше чем у трёхдверного варианта.
"Нива" ВАЗ 2121
Если возникает задача перевозки большого количества людей или грузов, то выбор однозначный - УАЗ. Речь об изначальном варианте - 469 и его модификациях (3151 и т.д.). В принципе, это предел того, что может понадобиться для рассматриваемой ситуации. Большая вместимость (7 человек без экипировки или 5-6 относительно свободно размещаемых бойцов, включая водителя), высокая проходимость, прочнейшая рамная конструкция, большое рывковое усилие. Минусы вытекают из плюсов - минимальный комфорт, серьёзный расход топлива. Совершенно однозначно можно исключить из вариантов современные вариации УАЗа - “Хантер” и “Патриот”. Стоимость их непомерна высока, при том, что у них практически нет существенных для рассматриваемой ситуации преимуществ.
"УАЗик"
УАЗ - "М@ндавошка" - любимая машина
"богов войны" Луганска В отношении УАЗа нужно сказать ещё одно. Бытует мнение, что в случае войны или иной чрезвычайной ситуации эти машины будут массово конфискованы для нужд государства. Опыт событий в Новороссии и на Украине показал, что это не так. Там где шла условно-государственная плановая мобилизация (тыловые районы Украины) изымался в основном транспорт различных предприятий, причём преимущественно грузовой. Там где находились по настоящему народные силы (Славянск, Алчевск) была та же ситуация - реквизировалась техника, принадлежавшая прежним “хозяевам жизни” (парки маршруток, инкассаторские броневики “Приватбанка”). Ну а там где шли стихийные отжимы с обоих сторон - изымалась любая приглянувшаяся техника, причём, в первую очередь, это были не потрёпанные “Нивы” и УАЗы, а дорогие импортные внедорожники. Так что вскоре, ввиду этого фактора (а также из за постоянных обстрелов), жители ДНР\ЛНР старались пересаживаться на разбитые "драндулеты", в основном, "Жигули", а хорошие иномарки, для которых к тому же сильно выросла цена на запчасти, стали прятать в гаражах или старались их продать, обменивая на машины попроще. В любом случае, когда ситуация дойдёт до реквизиций (хоть стихийных, хоть организованных), нужно уже быть в составе “своего” отряда и, соответственно, не опасаться отжима своего транспорта.
Луганск, лето 2014 г.
Так же следует сказать и о подготовке машины. Многие считают, что подходящий для выживания внедорожник должен быть “заряжен” как можно сильнее - лебёдки, лифт кузова и подвески, грязевые шины, шноркель и так далее. Но это не так. В ходе рассматриваемых событий никто не будет часами вытаскивать застрявшие в “говнах” машины, никто не будет километры “плыть” по раскисшей колее, то и дело подтягиваясь лебёдкой и вытаскиваясь реечным домкратом. Машинам в основном придётся ездить по разбитым грунтовкам, по изрытым воронками асфальтовым дорогам. Там, где не хватит полного привода и пониженной передачи, ездить просто не надо. То есть проходимость транспорта желательна - но не нужно пытаться сделать из автомобиля вездеход. С одной стороны, это просто излишне, а с другой - сильно удорожает стоимость машины.
Немаловажную роль играет правильная (а не “понтовая”) подготовка автомобиля (как его технической части, так и запасов на борту), а так же создание резерва необходимых расходников. Но об этом нужно будет сказать отдельно и более подробно.
Главное помнить - любая машина требует внимания и ухода. На машине нужно ездить, что бы знать все её особенности (свои у каждого экземпляра), за ней нужно ухаживать, что бы не доводить мелкие поломки до крупных неисправностей. И тогда даже самый простой “жигулёнок” не подведёт в критической ситуации.