Это последняя на ближайшее время теоретическая глава. Здесь - немного истории; подробный разбор перемены VIII и XI арканов местами(традиционный порядок, система Золотой Зари и система Кроули); особенности буквенных и зодиакальных соответствий старших арканов в системе Кроули; и, в заключительной части, интересное упражнение для изучения сочетаний старших арканов. Из-за таблиц, будь они неладны, глава опять разделена на кучку постов.
Глава 13
Введение в старшие арканы
«Все старые буквы в моей Книге верны, но צ - не Звезда. Это также тайна: мой пророк откроет ее мудрым» [1].
Истинное происхождение карт Таро на самом деле никому не известно. Очевидно, что до изобретения бумаги они не могли существовать в виде карт. Более того, мы не можем сколько-нибудь уверенно проследить их историю в прошлое далее первой половины пятнадцатого века. В то время они вошли в обиход в Северной Италии, где назывались carte de trionfi («карты триумфа») и использовались для игры, схожей с современным бриджем. Позднее, в 30-е годы шестнадцатого века, они получили название tarocchi (ед.ч. от tarocco, что, собственно, и переводится как «Таро»).
В ранних колодах были представлены образы, волновавшие воображение аристократии эпохи Ренессанса: древние боги, герои, добродетели, грехи и олицетворения первозданных сил, следующие друг за другом в порядке старшинства в великой триумфальной процессии. Затем им на смену пришли другие персонажи, в том числе мистические образы из книг Ветхого и Нового заветов. Еще позднее свое место в колодах нашли такие масонские понятия, как четыре общественные и личные добродетели - Умеренность, Стойкость (Сила), Справедливость (Правосудие) и Благоразумие (Влюбленные?) [2].
Порядок старших арканов
Всякий, кто знаком с традиционными образами Таро, без труда опознает почти все старшие арканы Таро Тота. Самое яркое исключение - карта Эона.
Двадцать два старших аркана Таро Тота официально именуются «22 ату Тахути». Согласно Кроули, «ату» - это древнеегипетское слово, означающее «дом» или «ключ», а Тахути - это бог Тот (египетский Гермес или Меркурий). Кроме того, Кроули указывает, что слово atout - это сокращенное французское выражение bon á tout, которое в буквальном переводе означает «годится на все», а в карточных играх обозначает джокера.
В самых ранних известных нам колодах названия на картах старших арканов не печатались, а количество и порядок старших арканов варьировались от колоды к колоде. Однако уже к 90-м годам пятнадцатого века сложилась стандартная общеевропейская модель: двадцать два образа, расположенные приблизительно в том же порядке, что и в современных колодах.
Мы не располагаем достоверными свидетельствами того, что за этой стандартизацией стояло нечто более оккультное или мистическое, нежели естественный процесс кодификации популярной игры. И тем не менее, этот феномен сам по себе может обладать глубоким смыслом, демонстрируя характерные реакции человеческого сознания на архетипические образы.
Во времена, когда образы искусства встречались лишь изредка и только в живописи, пластике и архитектуре, появление карманного набора цветных картинок, который можно было рассматривать на досуге часами, должно было произвести на Европу XV века впечатление не меньшее, чем в XIX и XX столетиях - появление фотографии и кинематографа.
За одним-единственным исключением, ату Таро Тота следуют в том же порядке, что и старшие арканы Марсельского Таро, а те, в свою очередь, воспроизводят последовательность, впервые использованную в колоде Катлин Жоффруа в 1557 году [3]. Также за одним-единственным исключением, в Таро Тота соблюдается введенная в ордене Золотой Зари тайная система соответствий между старшими арканами и буквами еврейского алфавита, связанными с определенными стихиями, планетами и знаками зодиака. Это единственное исключение вызвало и продолжает вызывать по сей день немало споров и дискуссий среди исследователей современного оккультизма. На следующих нескольких страниц я изо всех сил постараюсь объяснить, почему в Таро Тота еврейская буква Цадди (צ) поставлена в соответствие четвертому аркану (Император), а еврейская буква Хе (ה) - семнадцатому (Звезда), а не наоборот. Во всем виноват один стих из «Книги Закона»: «Все старые буквы в моей Книге верны, но צ - не Звезда» [4].
Не огорчайтесь, если поначалу вам будет трудно понять дальнейшее. Фрида Харрис не скрывала от Кроули своего недоумения:
«…по-моему, вы так и не объяснили толком насчет Цадди - Императора. Не могли бы вы сделать чертеж? Я читала вашу книгу Энн Кристи по вечерам. Ей было очень интересно, но непонятно, и, боюсь, она так и не разобралась. По этому вопросу будет больше всего возражений. Если не секрет, имеется ли хоть какая-нибудь причина, по которой нужны 2 петли? Ну да! И если есть, то почему бы не пронумеровать Императора как “17 или IV” либо “4 или 17”, и точно так же - Звезду, и таким же образом поступить с Силой XI и Правосудием VIII? Возможно, я все неправильно понимаю, но если так, то вам придется объяснить понятнее, потому что интеллект у меня несколько ниже среднего. Bientot [5]» [6].
Как ни печально, ответ Кроули на это письмо не сохранился. Но, возможно, он был подобен его комментарию к этому стиху, опубликованному позднее в книге «Закон для всех»:
«Не вижу ничего плохого в том, чтобы открыть тайну Цадди “мудрым”; прочие же вряд ли поймут мои объяснения. Цадди - это буква Императора, старшего аркана номер IV, а Хе - буква Звезды, старшего аркана номер XVII. Таким образом, Водолей и Овен меняются местами, обращаясь вокруг ступицы Рыб, точно так же, как арканы VIII и XI, Весы и Лев, - вокруг Девы. Это последнее откровение придает нашим соответствиям Таро величественную, совершенную и безупречную симметрию» [7].
Понять эти объяснения без иллюстраций и впрямь нелегко. В «Книге Тота» содержатся схемы и таблицы, не во всем согласующиеся друг с другом. Я попытаюсь привести все это в порядок, насколько мне хватит сил.
Примечания
[1]. Книга Закона, I.57. - Примеч. автора.
[2]. Идея четырех главных добродетелей, подробно разработанная в масонстве, восходит к Платону, а основное развитие получила в христианской философии. См.
http://tarot.indeep.ru/history/four_virtues.html. - Примеч. перев.
[3]. См. Robert O’Neill. Tarot Symbolism. Lima, OH: Fairway Press, 1986, p. 293. - Примеч. автора.
[4]. Книга Закона, I.57. - Примеч. автора.
[5]. «До скорого свидания» (фр.). - Примеч. перев.
[6]. Из письма Фриды Харрис к Алистеру Кроули от 18 сентября 1939 г. - Примеч. автора.
[7]. Aleister Crowley. The Law Is for All. Scottsdale, AZ: New Falcon Publications, 1991, p. 142. - Примеч. автора.
© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.