Из книги Питера Смита "У.Б. Йейтс и Племена Дану", начало 4-й главы
Есть три основные гипотезы о том, как возникла вера в Туата Де Данаан. Согласно одной из них, Туата Де первоначально мыслились как духи предков; согласно другой, это были боги древних ирландцев; и, наконец, третья гипотеза объясняет эту веру народной памятью о некоем реально существовавшем человеческом племени. Ни одна из этих трех теорий не дает исчерпывающих ответов на все вопросы. Первая, например, не объясняет причин, по которым древнейшие верования могли претерпеть столь существенную эволюцию, а вторая так до сих пор и не прояснила со всей определенностью характер этих предполагаемых богов. Одним словом, каждая из трех упомянутых теорий не лишена изобретательности, но ни одна не может сравниться по сложности с самой проблемой, которую она призвана решить. При этом в пользу каждой из них находятся веские свидетельства, отвергнуть которые было бы непросто. Напрашивается вывод, что Туата Де Данаан - это некий синтез богов, духов и смертных. Но для такого синтеза уже есть свое название - «фэйри». Туата Де Данаан (по крайней мере, насколько мы можем о них судить по имеющимся данным) стоят особняком и заслуживают отдельного рассмотрения. Не все в полной мере осознают, насколько эти создания уникальны. Действительно, они - одновременно и боги, и духи, и смертные; но при этом - ни то, ни другое, ни третье.
Соответственно, наша задача в этой и двух последующих главах состоит не в том, чтобы прояснить природу фэйри и дать им какое-нибудь новое название, а в том, чтобы проанализировать три вышеописанных мотива, в конечном счете объединившихся в понятие «фэйри». В процессе этого объединения духи предков приобрели качества смертных, а смертные - качества богов. Но из этого не следует, что боги, духи и смертные внесли в концепцию фэйри одинаковый вклад. Лично я предполагаю, что Туата Де Данаан обязаны своей природой духам умерших лишь в небольшой степени, богам - несколько больше, но более всего - смертным. В этой главе речь пойдет о влиянии духов.
Гипотеза о том, что Туата Де Данаан - это преображенные духи мертвых, нашла самого компетентного своего сторонника около века тому назад, в лице Анри д’Арбуа де Жюбанвиля. Как тогда, так и сейчас, многие соглашались с ним, но многие и спорили. Сама по себе гипотеза формулируется очень просто: древняя ирландская мифология представляет собой отражение культа предков; Туата Де Данаан - это умершие предки, обитающие в загробном мире. По мнению де Жюбанвиля, культ предков пустил в ирландской мифологии столь глубокие корни, что духами умерших следует считать не только Туата Де Данаан, но и фоморов, и некоторых из сыновей Миля. В сущности, он даже не проводит сколько-нибудь четких различий между мифическими расами доисторической Ирландии. И в этом, с моей точки зрения, - слабое место его теории. То, что может быть верным для фоморов, далеко не обязательно должно быть верным и применительно к Туата Де. Правда, связь одного из сыновей Миля, а именно Донна, с умершими представляется весьма вероятной, но это всего лишь исключение, которое нельзя рассматривать как доказательство основной позиции де Жюбанвиля. В сущности, его позиция находит достаточно серьезную поддержку лишь в нескольких сюжетах. Но, несмотря на свою немногочисленность, эти сюжеты убедительно показывают, что Туата Де Данаан невозможно полностью отмежевать от духов умерших, а их страну - от загробного мира. Однако гипотезу о том, что эти связи имеют более чем зачаточный характер, не поддерживают ни другие сюжеты, на которые ссылались ее сторонники, ни лингвистические свидетельства. Сама природа Туата Де Данаан и связанных с ними верований фактически сводит на нет вероятность каких-либо далеко идущих ассоциаций с духами мертвых.
Перевод (с) Анна Блейз, 2011