Мидир из Бри Лейт

Jan 27, 2011 02:50

Из книги Питера Смита "У.Б. Йейтс и Племена Дану".

Другого сына Дагды, Мидира (Мир, Midhir) из Бри Лейт, Дж.М. Флуд описывает как «бога гэльского подземного мира» [1]. Это определение не вполне однозначно. Подразумевается ли, что Мидир попросту правит местами, расположенными под землей, или имеется в виду, что он еще и бог мертвых? Свои последователи находятся у обеих версий. В подтверждение первой обычно приводят то обстоятельство, что Мидир обитает в сиде и, следовательно, под землей. Этот довод не слишком убедителен, поскольку все Туата Де Данаан живут в сидах. Однако существует еще один косвенный аргумент, который, как я полагаю, до сих пор оставался незамеченным. У древних эфиопов был бог Медр (Medr), имя которого несомненно родственно имени «Мидир» и которого африканист Уильям Лео Хэнсберри классифицирует как бога земли [2]. По крайней мере, оснований притязать на эту роль у Мидира находится больше, чем у Дагды.

Что касается гипотезы о связи Мидира со смертью, то самый веский из доводов в ее пользу дает сюжет «Сватовства к Этайн», в котором Мидир и верховный король Ирландии - Эохайд Айрем (Охи Айрев, Eochaid Airemh) или Эохайд Фейдлех (Охи Фейлих, Eochaid Feidlech) - состязаются за руку Этайн (Etain), фэйри, перевоплотившейся в смертную женщину. Борьба идет с переменным успехом, и Этайн, переходя от одного соперника к другому и обратно, живет то под холмом, то на поверхности земли [3]. Этот сюжет можно истолковать как вариацию мифа о Персефоне, но подобная интерпретация - не единственная из возможных. Другие факты, относящиеся к Мидиру, свидетельствуют против связи этого персонажа со смертью, хотя, безусловно, не могут служить основанием для окончательного вывода. Его личный сид, Бри Лейт, «ныне известный как Слив Голри, близ Ардаха в графстве Лонгфорд» [4], часто описывают как необыкновенно богатый и великолепный даже по меркам Туата Де Данаан. Обиталище мертвых выглядело бы, скорее, подобием греческого Аида - мрачным царством теней. Кроме того, Мидиру принадлежали - пока их не украл поэт Атайрне (Ахайрин, Athairne) - три журавля, которые отваживали от его сида незваных гостей, выкрикивая угрозы прохожим [5]. Между тем, смерть скорее призывала бы к себе своих жертв, чем пыталась их отпугнуть. Впрочем, скупость, которую символизируют подобные привратники, Мидиру, по всей видимости, чужда, и не исключено, что ассоциировать с ним этих негостеприимных птиц вообще не следует.

Примечания

[1]. Flood, J.M. Ireland: Its Myths and Legends. 1916; rpt. Port Washington, N.Y.: Kennikat Press, 1970, p. 26.
[2]. Hansberry, William Leo. Pillars in Ethiopian History. African History Notebook, Vol. 1, ed. Joseph E. Harris. Washington: Howard University Press, 1981, p. 70.
[3]. Cross, Tom Peete, and Clark Harris Slover. Ancient Irish Tales, 1936; rpt. Dublin: Figgis, 1969, pp. 82-92.
[4]. Flood, p. 26.
[5]. “The Courting of Emer”. // Gregory, Lady Augusta. Cuchulain of Muirthemne: The Story of the Men of the Red Branch of Ulster. 1902; rpt. Gerrards Cross, Buckinghamshire: Colin Smythe, 1970, p. 52.

Перевод (с) Анна Блейз, 2011

Здесь поэма Йейтса на сюжет "Сватовства к Этайн".

П.О. Смит, фэйри

Previous post Next post
Up