По совету брата посмотрела документальный фильм "Узел". Это беседы Александра Сокурова с Александром Солженицыным.
Фильм вдохновенный: он сделан так необычно, что сначала оказываешься в растерянности. От чего? Он неспешный: в нем нет этого дикого мелькания кадров, к которому мы привыкли. В нем звучат длинные диалоги,не вырезаны паузы, которые возникают в содержательной беседе. Такое ощушение, что это ты общаешься с Солженицым.
В фильме звучит много того, о чем можно размышлять: что-то вызывает согласие, что-то требует уточнения. Остановлюсь на одном лишь моменте.
Александр Исаевич был человеком очень трудолюбивым. Он вставал рано утром и до 13.00 работал, не выходя из кабинета. Только после этого времени он мог выйти к семье, играть с сыновьями. В молодости Александр Исаевич понял, что у него бедный словарный запас. "Тому виноват юг Росии, где я жил, - поясняет писатель. - На юге язык нечистый, смешанный". И вот молодой человек берется изучать русский язык. Ежедневно в течении нескольких лет он читает словарь русского языка.
Вот как становятся Нобелевскими лауретами!
Я помню, в Переделкино, в музее Чуковского, меня тоже это поразило - трудолюие писателя. С 5.00 до 12.00 - труд, и только потом возможно все остальное. Чуковский, кстати, паралельно читал до 100 книг, переходя от одной к другой, в зависимости от настроения. И читал вдумчиво,во всех книгах делая пометки.
Почему-то кажется, что талант - это просто. Это сел и написал роман. Или взял и снял фильм.
Тут впору вспомнить еще одного талантливого человека - Андрея Звягинцева, который по полгода может проводить в экспедициях в поисках места для сьемок, в выборе музыки, проработке цветовых решений кинокартины.
Да, талант. Но талант только тогда имеет смысл, когда человек его реализует. И это требует трудолюбия.
Невольно вспоминается евангельская притча о талантах.
Мат 25:14-30: "Да, это как если бы некто, удаляясь в другую страну, созвал рабов своих и оставил на них достояние свое; и вручил он кому пять талантов, кому два, кому один, каждому по силам его, и удалился. Тот, кто получил пять талантов, немедля пошел, вложил их в дело и нажил еще пять; равным образом и тот, кто получил два, нажил еще два. А тот, кто получил один, отошел и закопал деньги господина своего в землю. По прошествии долгого времени возвращается господин рабов тех и требует с них отчета. И тот, кто получил пять талантов, приблизясь, поднес другие пять со словами: "Господин, ты дал мне пять талантов; смотри, я нажил еще пять талантов". Сказал ему господин: "Хорошо, раб добрый и верный! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; раздели радость господина своего!" И тот, кто получил два таланта, приблизясь, сказал: "Господин, ты дал мне два таланта; смотри, я нажил еще два таланта". Сказал ему господин: "Хорошо, раб добрый и верный! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; раздели радость господина твоего!" И тот, кто принял один талант, приблизясь, сказал: "Господин, я знал, что ты человек суровый: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. Устрашась и отойдя, я зарыл талант твой в землю; вот тебе твое!" И ответил господин ему такими словами: "Раб злой и ленивый! Ты же знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал! Потому тебе надо было отдать мои деньги в ссуду, и тогда, возвратившись, я получил бы свое с лихвой. Так отберите у него талант и отдайте тому, у кого десять талантов. Ибо каждому имущему будет дано в преизбытке, а у неимущего отнято будет и то, что у него есть. И выбросьте этого негодного раба во тьму внешнюю! Там будет рыдание и скрежет зубовный"."