Вот здесь начало
http://anna-zhulidova.livejournal.com/7243.htmlА сегодня - какие дети вырастают у таких родителей.
Родитель нагружает ребенка функциями, которые на самом деле родителю принадлежат. Заботиться о себе, угадывать свои желания, отдыхать, делать что я хочу, дарить себе подарки, быть в хорошем настроении, быть здоровым и т.д. От маленького ребенка ожидается, что он будет не приставать к маме, помогать ей, поддерживать ее хорошее настроение, быть удобным, послушным, поддерживать мамин комфорт, угадывать ее настроение, читать мысли до того, как мама успеет попросить и т.д. От подросшего - все то же самое, но еще, например, содержать, помогать с деньгами, возить куда-то на машине, убираться в квартире, сажать что-то на даче, чинить крышу и т.д.
Ожидается это не как добровольная помощь в виде подарка, за который вполне естественно испытывать благодарность. Ожидается как обязанность, как нечто само собой разумеющееся, что положено делать ребенку, потому что... потому что родила его, потому что дала жизнь, потому что мама - святое, потому что жизнь на него положила и т.д. и т.п., тут каждый изощряется как может, а на самом деле - потому что не умею сама заботиться о себе.
Что происходит с ребенком. Ему важно чтобы мама любила, не отвергала и считала хорошим. Поэтому он, конечно, на себя все это берет, перегружает себя той ответственностью, которая ему не принадлежит на самом деле, и все свои "долги" отрабатывает. Очень старается. Иногда жутко злится, что-то осознавая. Иногда испытывает вину, пробуя не отдавать бесконечные долги. Долги, кстати, отдать невозможно. Потому что они никак не оформлены в просьбы, никак не проговариваются напрямую (типа "за то, что я тебя родила, ты мне должен вот это и это, и мы в расчете"). Долги постоянно растут и множатся, и их постоянно нужно угадывать. Незнание и непроговаривание особенно тревожны. Черт его знает, достаточно маме или нет, любит она сейчас меня или нет. Расслабьтесь: недостаточно. Никогда не будет достаточно. Вы ей не сможете никогда сделать то, что она сама себе должна сделать.
Перебирая вот этих "надо" и "должен", ребенок задвигает на задний план свои "хочу" и "чувствую". Расплачиваясь с долгами, он не успевает набрать должного опыта выполнения своих личных желаний, заботы о себе, о своих чувствах. Он несчастлив. И не умеет делать себя счастливым. Поняли, да? Он становится таким же в этом смысле, как его родитель. Взваливая на себя заботу о других, он ждет то в это время заботу о нем самом тоже на себя кто-то взвалит. Кто-то мудрый, например, расскажет, как нужно правильно жить, чтобы быть счастливым.
Гештальтистам: ловить чувство вины, круг вины-обиды, в отношениях в терапевтом тоже будет.
смотреть еще, какой есть вектор, с ним работать. может депрессивный быть (вина, пустота, холод, отвержение), тревожный (я должен, надо это сделать, фоном тревога, накручивание, а вдруг не получится).
ловить свой контрперенос как желание быть хорошим терапевтом, оправдать ожидание, что-то сделать для клиента (тот же долг) - могут возникать злость, страх, тревога, вина. супервизия и вносить в терапию.
поддерживать удерживание границ ("это - моя ответственность, это - не моя" - я клиентам как мантру прямо эту фразу рекомендую, себе ее проговаривать в определенные моменты).
поддерживать осознавание, чего я хочу, какие мои желания, как я могу о себе заботиться.