Что главное в обучении гештальту

Sep 21, 2015 20:53

Я встречалась с мнением, что обучение ремеслу терапевта - это обучение каким-то техникам и приемам. И вроде как важно уметь воспользоваться той или иной техникой вовремя. Говорит что-то тебе клиент, а ты такой - рраз - достал из сказочного гештальтистского рукава чудесное терапевтическое упражнение/нужное слово/верный совет/гипнотизирующие часы на веревочке/аффирмацию/ интеракцию/волшебную палочку/таблетку от всех бед - и всем полегчало.
Но это не так. Сейчас, наверное, шокирую многих, но нас не учат и мы не учим чудесным приемам.
То есть, да, конечно, мы владеем кое-какой техникой мастерски. И да, конечно, у нас есть теоретическая база, которой на практике мы с успехом пользуемся. И да, конечно, мы имеем кое-какие конструкты, которые здОрово помогают нам в работе.
Но всё это - не главное.
Гештальт, как сказали Гингеры - это терапия контакта. А это значит, что главное - то, что возникает между терапевтом и клиентом. Каждый раз, при каждой встрече, с каждым клиентом заново и неповторимо. Это - контакт - настоящий, живой. И истинная виртуозность гештальт-терапевта заключается не в размахивании сказочным рукавом, а в способности остаться собой с живым клиентом, рукавом тем самым не прикрываясь.
Что же для этого нужно? Очень много:
- уметь замечать и правильно называть свои чувства
- понимать к кому и в связи с чем они возникли
- отличать свои чувства, возникшие к клиенту, связанные с вами лично и вашей личной историей от тех, что связаны скорее с его способом контактировать с вами и его уже личной историей
- уметь оставаться в своих чувствах, проживать их, не теряя контакта с клиентом
- уметь слушать и слышать
- уметь смотреть и видеть
- уметь спросить, если не увидел и не услышал - не фантазировать, не додумывать, не проецировать, не интерпретировать
- делиться своими интерпретациями с клиентом, если они вдруг возникают - чтобы не мешали
- уважать клиента
- знать про себя, что я делаю в контакте с людьми, зачем и как
- быть готовым к самым разным чувствам клиента и самым разным их проявлениям
- быть готовым плакать, злиться, громко смеяться и по-другому проявлять свои чувства к клиенту и вместе с ним
- замечать, что я - не всевышний, не доктор, не волшебник, не специалист по решению проблем, не знаю клиента больше, чем он сам себя знает
- оставаться собой, когда клиент уверенно и настойчиво предлагает свою картину мира
- мягко возвращать и показывать ему то, что он делает со мной, миром, другими
И еще много всего.
Вот этому всему (контакту животорящему, стихийному и непредсказуемому) мы и учимся, и учим.

обучение_гештальту

Next post
Up