Музыка: учиться или играть?

Nov 14, 2018 10:23

(Текст написан около года назад)
Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем.
Занятие музыкой с детьми, к сожалению, зачастую видится педагогами как обучение чему-либо. Как движение к результату. Научить петь, научить играть на пианино, научить нотной грамоте и т.д. В то время как для меня само словосочетание «заниматься музыкой» и уж тем более «учить музыке» звучи странновато. Относительно музыки мне ближе глаголы «творить», «играть», «приобщаться», «открывать», «жить», «быть», «чувствовать», «наслаждаться» и т.д.
Я совершенно убеждена, что не нужно начинать с нот. Я думаю, что стоит отнестись к музыке не как к предмету, который следует разобрать на составные части, освоить и изучить, а скорее как к абсолютно потрясающему способу познавать мир и выражать в нем себя. Для меня важно передать именно это отношение своему ребенку.
Мне не подходят музыкальные школы. Я не понимаю, как можно ставить оценки за творчество. Вот если человек - взрослый, если он уже влюблен в музыку, и ничто не способно повлиять на его возможность оставаться живым и свободным в ней, то это - другая история. Он учится, осваивает навыки и умения, и это чудесно. Но когда знакомство ребенка с музыкой начинается с урока игры на фортепиано, где ему показывают как сидеть, как держать пальцы, куда их ставить и т.д. - это конец.
Перед тем, как писать этот текст, я почитала форумы. Родители рассказывают на них, почему они «водят» (не люблю это слово) детей «на музыку» («водить на музыку» - как вам?). Причины примерно такие:
- Это полезно
Родители читают статьи об эффекте Моцарта и развитии мозга. Не поспоришь - и правда полезно. Но тогда важно отдавать себе отчет в том, что мы транслируем ребенку. Что музыка - это такой инструмент, чтобы стать здоровее или умнее. Не знаю, как вам, но для меня музыка - это куда больше.
- Я всегда мечтал об этом сам
И поэтому мой ребенок должен уметь играть на пианино/гитаре/флейте. Пусть осуществляет мои мечты (свои осуществит в своих детях), не мне же идти учиться тому, о чем я мечтаю. Я уже старый.
- Он уже поступил
И вообще почти доучился. Что же - бросать на последнем году обучение в музыкальной школе? Вот доучится, тогда уже пусть бросает. На всю жизнь.
- Это лучше, чем в компьютере сидеть или непонятно чем заниматься
Да. Для того, чтобы ребенок вырос самостоятельным и счастливым, как известно, не стоит ему доверять. Лучше всего - просто структурировать его жизнь, заполнить его время тем, что кажется нам наиболее полезным и подходящим. Это верный путь к успеху.
- Ребенок потом будет благодарен
Не факт, но можно ждать и надеяться. В конце концов, это главное в жизни каждого человека - заработать благодарность своих детей, иначе зачем вообще эти роды и воспитание (это ирония, если что).
- В обучении музыкой воспитывается характер и дисциплина
Да, ребенок становится намного удобнее, если его в этом специально тренировать. Быть удобным для других - «отличный» навык, в современном обществе есть много мест, где дивно справляются с его развитием.
Ну, и так далее. Я не отрицаю возможность присутствия музыкальных уроков в жизни детей. Я предлагаю пробовать смотреть на это иначе. Музыка может стать целым миром для вашего ребенка и в то же время - частью обыденной жизни, если к ней правильно подойти. Ну, согласитесь, что-то идет не так, если музыка для ребенка - это грусть и тоска, дрессировка, усталость. Конечно, существуют прекрасные педагоги, которым удается заниматься играючи, живя, чувствуя, но их - единицы, увы.
Попробуйте взглянуть на музыку как на что-то уже присутствующее вокруг вас. Тогда на нее не надо будет «водить». Моцарт может звучать у вас дома. И не обязательно именно Моцарт, но что-то хорошее, настоящее. Если ребенок ходит в музыкальную школу, разучивая композиции Вивальди, а дома слышит творчество Ольги Бузовой, то ему трудно соединить два этих мира, настоящая музыка остается для него чем-то живущим за дверью.
Мы с дочерью любим слушать замечательные музыкальные сказки студии 23ТМ, любим слушать кубанский казачий хор, детские альбомы классиков (Чайковского, Шумана, Грига). Также мы очень любим творчество группы Caspar Babypants. Моя дочь обожает Земфиру (да и я тоже). Из взрослой классики совместно мы слушаем Шопена, Вивальди. Причем, слушаем не как что-то особенное, а просто в машине, например, по дороге из школы - это нормально, это не урок, это просто часть жизни. Прекрасная ее часть.
Конечно, есть то, что нравится моей дочери и совсем не нравится мне. Я с трудом выживаю при звуках милой композиции о людях, встретившихся в маршрутке. Но моя дочь обожает танцевать под нее («спасибо» учителю танцев). Стараюсь не вмешиваться. Личный вкус - дело каждого. В ее возрасте я слушала Наташу Королеву. В связи с этим у меня нет никакого морального права что-либо дочери теперь запрещать.
И да, напоминаю, что вот здесь вы можете найти десять музыкальных игр, предложенных мною.
P.S.: Когда я искала иллюстрацию к этому тексту, мне находились картинки двух типов. На одних - серьезные, прилежные и неживые дети со скрипочками, на других - веселые, живые, играющие. И я вдруг поняла одну важную вещь. Как и в балете, гимнастике, во многих других видах искусства и спорта, беда начинается тогда, когда ребенка учат делать что-то на публику. Если есть только одна цель - хорошо выступать (и именно для этого хорошо учиться), если все занятия - это постоянные подготовки к выступлениям, то творчество из этих занятий, скорее всего, улетучивается

родителям, я_мама, творчество

Previous post Next post
Up