Дети и телевизор: почему нет

May 28, 2018 11:12

К моему удивлению, время от времени мне встречаются люди, которые не понимают, почему я стараюсь ограничить свою дочь в просмотре мультфильмов. «Почему?» - спрашивают они. «Это вредно» - отвечаю я. «Чем вредно?» - удивляются теперь уже они. И мне так много есть что сказать! Думаю, я распечатаю эту статью и буду молча презентовать ее в ответ. Итак, чем мне не угодил голубой экран:
1) Это не естественно
Дети не должны сидеть в одном месте, уставившись в одну точку. Это противоречит детской природе, той энергии и силе развития, которая управляет ими. Для детей естественно двигаться, говорить, спрашивать, повсюду заглядывать, все пробовать, все трогать, сооружать и ломать, прыгать, бегать, падать, карабкаться, задавать вопросы, играть, хохотать, плакать, любопытничать и т.д. Есть что-то странное, противоречащее самой природе в том, чтобы ребенку сидеть, уставившись в одну точку. Так не должно быть.
2) Страдают эмоции
Замечали ли вы изменение эмоционального фона ребенка в результате просмотра мультфильмов? Особенно, если просмотр был долгим. Одни дети могут стать вялыми, капризными, уставшими. Другие после мультиков - взволнованные, раздраженные.
Моя дочь после длительных свиданий с айпадам «слетает с катушек»: она бегает и кричит, много капризничает, ее игры становятся шумными, неосторожными, и она в любой момент, из-за любой ерунды готова «взорваться». Жизнь бьет из нее ключом. Думаю, это результат долгого и неестественного сдерживания своей физической и эмоциональной энергии.
Но это еще не самый плохой вариант. Хуже, если ребенок привыкает держать в себе эту энергию постоянно.
Исследования, проведенные в Бостоне, показывают, что дети, в руки которых айпады попали в раннем возрасте, отстают в эмоциональном развитии от детей, которые познакомились с голубым экраном позже или не познакомились вовсе.
3) Вред для психики
Ученые просматривают связь просмотра ТВ в раннем детстве с ухудшением памяти, внимания, восприятия, низкой успеваемостью в школе. Так, есть канадское исследование, которое выявляет, что каждый лишний час просмотра телевизора снижает математические способности ребенка на 6% (в исследовании принимали участие 1314 детей).
4) А что же с речью
Здесь происходит разное. На кого-то из детей мультфильмы действуют, замедляя речевое развитие, обедняя речь. Такой ребенок позже заговорит, долгое время будет учиться строить правильные предложения, словарный запас его будет небольшим.
Есть также дети, которые «цепляют» фразы из мультфильмов и затем ими разговаривают. Мне знакомы родители, которые этому радуются. Я, если честно, радости не разделяю. Мне обычно довольно неприятно, когда моя дочь цитирует какого-нибудь Лунтика, а не меня. Я тревожусь, волнуюсь и ревную. Мне все же хотелось бы, чтобы речевые паттерны ей передавали не странные нарисованные кем-то герои, а близкие люди, которым я доверяю.
5) ТВ против общения
Существует исследование, которое показывает, что если в семье вечером включен телевизор со звуком, то общение между родственниками заметно сокращается.
На мой взгляд, общения в семье в современном мире и так немного. И особенно ценно и важно оно для маленьких детей. Когда близкие люди наконец собираются вместе по вечерам, очень жаль терять это драгоценное время на телевидение.
Важно также знать, что привычка не общаться остается с ребенком, когда телевизор выключается. То есть дети, проводящие много времени перед экраном, меньше общаются со своими сверстниками.
6) Нарушение сна
Многие родители могут сказать, что детям не стоит смотреть мультфильмы перед сном. Но есть мнение, что вне зависимости от времени суток телевидение отрицательно влияет на здоровую работу цикл «сон-бодрствование». Американские исследования подтверждают связь нерегулярных графиков сна у детей с просмотром мультфильмов.
7) Проблемы с аппетитом
Они могут возникать у ребенка тогда, когда находчивые родители пытаются накормить ребенка «под мультики». В этот момент малыш не сосредотачивается на еде, не обращает внимания на то, нравится ли ему на вкус то, что он ест или нет. Ребенок не контролирует свое питание, его пищевое поведение не принадлежит ему.
Замечено, что и взрослые, обедающие «под телевизор», больше склонны переедать. Как и ребенок, вы можете не заметить, что вам уже хватит, если очень увлечены сюжетом.
Одно любопытное исследование было проведено в Пенсильвании. Там детям во время ланча включали ТВ в течение нескольких дней, и в эти дни количество потребляемой ими пищи за ланчем заметно выросло. Но самое интересное то, что это мгновенно переросло в пищевую привычку: даже когда телевизоры убрали, дети продолжали за ланчем есть больше.
Согласно другим исследованиям, есть прямая связь ожирения и длительных просмотров ТВ.
8) Падающее зрение
В норме фокусировка глаза у ребенка постоянно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно. Вместе с этим изменяется кривизна хрусталика. Когда мы смотрим телевизор, глаза неподвижны, взгляд сфокусирован в одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Зрение ухудшается.
9) Здоровье в целом
Изображение на экране постоянно мелькает - это и завораживает малышей. Но ребенок совершенно не способен психически переварить всё это мелькание, его нервная система перегружена, и в результате малыш чувствует себя уставшим или, напротив, чрезмерно возбуждается.
Перегруженная нервная система - это благодатная почва для развития нарушений многих других систем организма.
9) Вытеснение творчества
Творчество (ребенка и взрослого) возможно там, где есть некая пустота. Где есть место развернуться фантазии, мысли, чувствам. Если ваше время постоянно структурировано, то место творчеству не остается.
Дети не могут «развернуть себя», когда они смотрят мультфильмы.
Представьте себе скучающего ребенка. Если в его жизни совсем нет мультиков, телевизора, гаджетов, он будет фантазировать, чем бы себя занять. Рисовать, лепить, играть в куклы, соорудить самолетик - он заполняет свою жизнь сам. Тем, что приходит ему в голову, что он сам рождает. Это его игра, его самолетик, у кукол разворачиваются его сюжеты и т.д.
Ребенок, который от скуки включает телевизор, заполняет свою жизнь им, а не собой. Он отвыкает фантазировать, творить, мечтать, придумывать.
Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» определяет творчество как делание чего-то из ничего. Чтобы возникло ничего, нужно выключить телевизор.

родителям

Previous post Next post
Up