Ближе к тому моменту, когда вашему ребенку исполняется шесть, вокруг начинают говорить о школе. "В какую школу пойдете?", "На подготовку уже ходите?", "Читать умеете?", "А как же в школе будете?" и т.д. Родители, поймав тревожные настроения и наслушавшись страшных историй о том, как трудно сейчас устроить ребенка в хорошую школу, начинают бегать, искать, отдавать детей "на подготовку", и вся жизнь вообще на время словно сводится к тому, чтобы подготовиться к школе. Это превращается в главное ожидание от ребенка, в задачу родителей. Что здесь не так?
Моей дочке шесть, я это хорошо ощущаю. Я вижу тревогу родителей вокруг, я слышу вопросы о подготовке, которые задают мне. Замечаю, как готовят детей и волнуются.
Что касается меня, я расслаблена. Я пока об этом не думала. Мы просто занимаемся чем хотим. Хотим - читаем, хотим - считаем, хотим - гуляем, хотим - танцуем.
Вы никогда не задумывались о том, как странно устроена система, что детей нужно отдавать в школу не когда они будут к ней готовы (каждый ребенок индивидуально, в свое время), а в семь лет? Это удивительно, потому что дети разные, и развиваются по-разному, и их психическая и психологическая готовность к школе может наступать на разных этапах.
Некоторые родители действительно размышляют об этом, и я радуюсь, когда слышу, что кто-то решил "пока не отдавать", "подождать годок", "пойти с восьми" и т.д. Это значит, что в этой семье, кроме общепринятых норм, ориентируются на ребенка.
Я смотрю на свою дочь и понимаю, что ей совершенно рано еще сидеть за партой. Ей пока не нужно и не полезно ходить к одному времени обводить каракули и треугольники. Пока ей полезнее и важнее играть в куклы, много двигаться, воображать из себя принцессу, рисовать платья, крутить веера из бумаги. Я уверена в том, что эти вещи, интересные ей, сейчас максимально для нее полезны. Да, у нас лежит стопка развивающих тетрадей. Да, я пишу ей примеры на мольберте. Да, иногда она и считает, и обводит, но чаще я слышу "Не хочу".
Вот на этом моменте "ломает" многих родителей. "А как же дисциплина?". "А как же приучать?". "А как же в школе потом будет?". "Есть хочу, есть надо". И т.д. Пару дней назад я ехала в лифте с мамой и мальчиком-первоклассником. Мама ругала его за то, что он не собран, не хочет учиться. Почему нежелание делать что-то неинтересное рассматривается родителями как то, что надлежит исправлению, перевоспитанию?
Нас самих, конечно, учили именно так. Никто ведь не спрашивал каждое утро, хочешь ли ты именно сегодня в школу. А если хочешь, то чем бы ты хотел там заняться. Мы просто шли к 8 утра и просто делали то, что стоит в расписании, что требует учитель. Ну или не делали, и тогда нас низко оценивали. Мы должны были учиться в школе, затем - в институте, теперь обязаны ходить на нелюбимую работу в офис с 9 до 17. Каждый день, кроме субботы и воскресенья. "А как же иначе, это ведь жизнь". "И что же теперь, делать то, что хочется?". Но вообще свою жизнь выбираем мы сами. И в ней правда можно делать то, что вам интересно, что вам нравится, и когда хочется. Есть люди, которые так живут.
Мне всегда кажется, что когда от детей требуют школьной дисциплины - это какое-то забегание вперед. Туда, куда дети, возможно, не очень готовы еще. Если оставить в покое компанию семилетних детей - что они начнут делать сами, естественно и спонтанно? Конечно, играть, смеяться и двигаться. Они точно не рассядутся по партам в тишине и не начнут что-то считать. Может быть, тогда и не стоит? Может быть, довериться в этом процессе детям?
Родители часто полагают, что если "пустить все на самотек" и просто ждать, пока у ребенка появится интерес и готовность сидеть за партой, то этого никогда не произойдет. Поэтому нужно его к этому приучать - чем раньше, тем лучше и эффективнее. Мне очень нравится в этом смысле пример, который приводит Петрановская в одной из своих книг. Вы ведь не отправляете маленького ребенка одного переходить дорогу, чтобы он научился этому? Вы водите его через дорогу за руку, пока не убеждаетесь, что он готов перейти ее сам. Это логично и очень естественно. Почему же в других вопросах мы трясем эти недозревшие яблоки, и кажется, что если расслабиться, то яблоки не созреют сами?
Я понимаю, что страшно не запрыгнуть в уходящий поезд первого класса хорошей школы. А как же образование, как же дисциплина и все прочее. Но ведь есть разные школы. Школы, в которых можно двигаться, где обучение устроено немного иначе. Существует и домашнее образование, в котором ребенку точно не нужно сидеть за партой положенное кем-то время. В этом месте я часто встречаю возмущение и удивление родителей. "А как он тогда к дисциплине привыкнет?", "А как же социализация?", "Он должен знать, что в жизни нельзя делать только то, что хочешь". Он знает, он это уже давно знает. Он ведь живет в мире правил и ограничений, без них никак. А возмущение, удивление родителей возникают от того, что это ведь и себе нужно что-то разрешить с таким подходом. А это сложнее всего. Вот и получается: я - к 9 в офис, ты - к 8 в школу, якобы жизнь так устроена.
Подготовка детей к школе часто связана с неприятным для меня словом "приучить". Детей приучают к сидению за партой на протяжении 20 минут, к тишине урока, к выполнению заданий учителя и т.д. Послушание и приверженость школьной дисциплине после шести лет почему-то начинает считаться признаком хорошего и правильного эмоционального развития.
Для меня "правильное" эмоциональное развитие шести лет - это когда ребенок достаточно хорошо ориентируется в своих чувствах. Когда он может определить и назвать его словом. Когда он различает, сердится он сейчас или обижается, стыдно ему или страшно, он сейчас стесняется или чувствует себя виноватым, восхищен или удивлен, восторжен или просто обрадован. Когда он замечает и интересуется тем, что чувствуют другие. Когда он ориентируется в своих потребностях и желаниях, понимает чего хочет и может об этом сказать. Когда он сердится или расстраивается от того, что не получает желаемого и говорит об этом, проживает это телесно. Когда его эмоции живы, спонтанны, когда он в курсе, что имеет право чувствовать то, что чувствует.
Я не очень уверена, что школьная дисциплина и подготовка к ней способствуют такому развитию. На мой взгляд, скорее, наоборот.
И есть еще одна вещь, которая меня удивляет. "Педагог всегда прав". Какой-то священный страх педагога и заведомое уважение к нему. Уважение прекрасно, когда оно взаимно. Но я не встречала, чтобы среди педагогов пропагандировали такое же священное уважение к детям. Стыдить детей - нормально для многих педагогов, для них это часть воспитания, дисциплины. Конечно, к уважению отношения это имеет мало.
Думаю, все дело действительно в страхе и трудности взглянуть на школу иначе. Мы сами - дети этой системы - не задумываемся о том, что иначе бывает. Ведь тогда это означает, что иначе можно было и нам. Вот почему возникают недоумение, раздражение и осуждение по поводу чьих-то "выходов из системы". Но попробуйте на это по-другому взглянуть. Взглядом марсианина. Как будто вы ничего не знаете о школах вообще. Вот есть дети, есть их родители, есть какие-то знания, которые родители хотят своим детям передать, есть какое-то образование, которое важно получить, и есть дети, у которых есть природное любопытство и желание изучать, узнавать, интересоваться. Живые, непосредственные дети. Как бы вы хотели это все организовать?