В древних культурах ЕЕ рисовали как страшное чудовище, готовое поглотить противника. Надо сказать, с тех пор мало что изменилось. Доктор Дайан Дюкре автор книги «Запретная плоть» объясняет почему же женское лоно вызывает такой страх.
Моя работа почти никогда не обходится без темы секса. При этом, говорить на эту тему оказывается довольно трудно. Люди смущаются, потеют, выражаясь междометиями и местоимениями: «Ну, и мы с ней это… Ну, вы понимаете», «А я сказала ему, что когда мы… Понимаете? Так вот, когда мы… то мы никогда не доходим… в общем, до этого самого». Иногда кажется, что секс и все его атрибуты это нечто вроде бога, имя которому Неназываемый. Стоит только сказать об этом словами и все волшебство рассеется. По-моему, более запретной и сложной темой являются только деньги, но об этом как-нибудь в другой раз.
При этом интерес ко всему связанному с сексом мы испытываем жгучий. Достаточно посмотреть количество просмотров постов Арины Холиной. Я очень люблю юнгианскую психотерапию именно за то, что она опирается на весь культурный пласт, созданный человечеством. Когда копаешь вширь и вглубь, у тебя появляется объемный взгляд на вещи. В том числе и на любовь, эротику и секс. Потому что сюда входит и философия платонова «Пира», и поклонение Афродите, и куртуазная поэзия, и дионисийские культы, и мультфильмы Уолта Диснея, и страшные мифы о «зубастой вагине» и много чего еще, как низкого, так и высокого. Низкого и высокого не в смысле плохого и хорошего, а духовно-воображаемого и плотски-земного, поскольку одно без другого просто не существует.
В размышлениях на эту тему меня застала статья о Дайан Дюкре. Русский читатель, скорее всего, знает ее как автора книги «Жены диктаторов», а наша израильская газета «Га-Арец» брала у нее интервью вскоре после выхода ее новой книги «Запретная плоть». Вот пересказ этой статьи я вам и представляю.
Являясь источником самого большого наслаждения и самого сильного страха, оно невольно превращается в самый политический орган. Так определяет женское лоно Дайан Дюкре. Оно и является темой ее новой книги «Запретная плоть».
- Одно то, что я и слова-то приличного подобрать не могу, чтобы его назвать (медицинское «вульва» не в счет, а «лоно» все же слишком многозначно), говорит о том, насколько эта тема нас смущает.
Дюкре считает, что от начала веков это первая ступень, откуда начинается восхождение к любой власти. Казалось бы, это просто один из органов любой женщины, причем самый, что ни на есть интимный - при этом он практически правит миром. Или, по крайней мере, представляет собой наиболее глубинные течения, увлекающие наш мир туда, куда они его увлекают.
«Как и сколько женщина должна рожать, ее принадлежность мужчине - все это регламентируется множеством законов и их цель контролировать женский пол» - сказала Дюкре в интервью корреспонденту израильской газеты «Га-Арец». «И каждый раз, когда страна в кризисе, когда сотрясаются основы общества - будь то массивная эмиграция, война и прочие катаклизмы - мужчины тут же обращаются к женскому лону. В такие времена мужчины стремятся утвердиться на своем месте и самым доступным способом для них оказывается усиление контроля за женщиной путем декларации «Это мое!». Они тут же вспоминают и начинают педалировать биологическую роль женщины как матери и ее социальную роль как центра семьи. Таким образом, когда все кругом шатается, хоть над чем-то власть остается».
Например, во Франции начала 19 века, когда общество было взбудоражено последствиями революции, были предприняты ряд шагов, чтобы женщины и думать не смели ни о какой свободе. Например, было объявлено, что они являются имуществом своих мужей.
- На иврите это звучит особенно забавно, потому что слова «муж» и «владелец» и в современном языке обозначаются одним словом.
Некоторые женщины даже были подвергнуты «лечению», выражавшемуся в обрезании клитора. Это должно было излечить их от «нимфомании» или «истерии», утверждает Дюкре. Женщина, смеющая желать сексуального удовлетворения, опасна: она может бросить мужа и уйти из дома в поисках свободы.
В США во второй половине 19 века для того, чтобы снизить у женщины уровень сексуальности и удержать ее дома, придерживались другой тактики - удаляли совершенно здоровые яичники тем, у кого уже были дети, разумеется (ну что вы, что вы, материнство прежде всего). Некоторое время спустя доктор Джон Харви Келлог, оказывается, известный не только своими кукурузными хлопьями, предложил другой способ держать в узде молодых девиц - прижигать им клитор карболовой кислотой, дабы уберечь их от лишних соблазнов.
После Первой Мировой в Европе всячески подчеркивалась роль женщины как матери. Но попытки контролировать женщин вообще и их детородные функции в частности достигли пика при диктатурах 20 века. Во время гражданской войны в Испании женщины, поддерживающие революционное движение были обвинены в том, что «их влагалище исторгает республиканскую грязь» и им принудительно брили лобки. Несколько лет спустя в нацистской Германии еврейки и цыганки, которых отправляли в концентрационные лагеря, подвергались той же унизительной процедуре. Она должна была подчеркнуть то, что они принадлежат к расе «недочеловеков». При этом, арийские женщины, разумеется, считались «лоном нации».
Сталину тоже были нужны солдаты и чтобы заставить женщин рожать побольше, поддерживались исследования по развитию родовспоможения, в частности, обезболивания родов.
- Дюкре и это причисляет к попыткам установить контроль над женщинами. Возможно, побуждения были именно такими, но тут у меня есть некоторые сомнения. Кстати, таким образом, был разработан метод психопрофилактического обезболивания Вельвовского, который после был подхвачен доктором Ламазом и лег в основу широко распространившейся системы подготовки к родам. Ламаз, правда, добавил туда революционную идею партнерства в родах. Но мы отвлеклись.
Диктатуры и диктаторы тема, которая давно занимает Дюкре. Первая ее книга носила название «Жены диктаторов». В ней речь идет о женах Гитлера, Муссолини, Фиделя Кастро, Саддама Хуссейна и прочих. «Я нашла очень прочную связь между любовью, страстью и диктатурой. У тиранов стремление захватить и властвовать безраздельно выражается как в отношении к их народам, так и к женщинам рядом с ними и их телу. Страх перед интимным контактом с женским телом может вести к навязыванию своих желаний» - говорит Дюкре. «Все это очень запутано и вместе с тем интересно. Ведь это означает, что там, где есть страсть, должен быть и страх. А из этого страха вытекает тяга политиков к власти и контролю».
Дайан Дюкре родилась в Бельгии 32 года тому назад. Росла она на юго-западе Франции в Биарицце. После школы она отправилась в Париж, где изучала философию истории в Сорбонне. Неплохая подготовка для журналиста, исследователя и писателя. «Мой дед воевал во Вторую Мировую и часто рассказывал мне об истории. Он научил меня тому, что в жизни есть вещи, за которые стоит бороться» - так Дайан ответила на вопрос, как она решилась выбрать столь необычную тему для исследований.
На вопрос, почему она выбрала для исследования именно жен диктаторов, Дюкре сказала, что ее всегда занимал вопрос «Как можно любить мужчину, который тебя разрушает? Смогла бы я каждый вечер спрашивать «как прошел день, милый?» у кого-нибудь вроде Гитлера, Муссолини или Саддама Хуссейна?»
- А, в самом деле, каково это?
- Для меня невероятным открытием стало то, что эти женщины были готовы умереть за своих мужей, они действительно их любили. Это звучит по-детски, но так оно и было. Они любили этих мужчин, кем бы те ни были
- Да-да, «А если ты решишь уничтожить мир, я буду стоять сзади и подавать патроны».
- Это романтично?
- Это невероятно странно.
- Есть теория, что любовь это всего лишь социальная конструкция.
- Конечно, но это самая первичная конструкция, которая возвышается надо всем.
У страха женского тела, о котором говорит Дюкре, глубокие корни. Во многих самых разных культурах есть мифы о «зубастой вагине», в глубине которой прячутся острые клыки, только и ожидающие, когда удастся злобно вцепиться в несчастного мужика. Некоторые культуры изображают женское лоно в виде разгневанного животного, страшного чудовища, скрытого в женском теле. «Наличие таких верований поразительно» - говорит Дюкре. «Это доказывает насколько подобный страх изначален. Во многих древних культурах - в Египте, Персии, Китае - женское лоно наделялось величайшей ценностью и в то же время демонизировалось».
Наверное, самым ужасным выражением мужского стремления к власти над женским лоном стало использование изнасилования в качестве военного орудия. Дюкре называет это «изобретением 20 века». Не то чтобы до этого армии победителей не насиловали побежденных, но, по словам Дюкре, в 20 веке изнасилование довели до уровня тактического оружия, которое служит политическим интересам. В Боснии и Руанде в 90-е годы, в Конго уже в наши дни и во многих других местах изнасилование использовалось как орудие для «этнической чистки». Солдаты, служившие в Сербии, свидетельствовали, что командиры приказывали им насиловать. Недостаточно уничтожить врага, победитель должен оставить свое семя в лоне побежденных женщин, дабы вышли оттуда уже их сыновья.
- В прошлом году кавалер ордена Почетного Легиона конголезский гинеколог Денис Мукенгере Муквеге получил от Европейского Союза премию Сахарова за работу по реабилитации женщин жертв сексуального насилия в военное время. За время гражданской войны в Конго были изнасилованы 500 000 женщин. Не знаю, можно ли сказать, что чисто сексуальный мотив изнасилования лучше (вряд ли, тут вообще что-то может быть «лучше»), но по моим ощущениям политический гораздо «больше хуже».
Существует бесчисленное количество способов контролировать женское тело. Стерилизация миллионов китаянок в период «одна семья - один ребенок», или поощрение массовой стерилизации женщин из «слабых слоев населения» в некоторых штатах Индии.
- Разумеется, операцию им делали бесплатно, более того, они получали денежную премию за то, что соглашались на это. Обычно это были женщины из нищих деревень, операции были поставлены на поток. В результате этих операций 11 женщин умерли от заражения крови и больше 20 были госпитализированы в тяжелом состоянии.
Это может быть уничтожение младенцев женского пола в Индии и Китае. Убийство девушек «разрушивших честь своего рода» или даже всю общины. Причем, эта самая честь, которой лишался глава рода или даже глава общины, почему-то находилась именно глубоко в лоне женщины. Это может быть и борьба вокруг права женщины на аборт, которая идет сегодня в Ирландии, Испании и даже в США. «А ведь, казалось бы, есть ли на земле место прогрессивнее Соединенных Штатов?», - вопрошает Дюкре.
- С этим, пожалуй, можно бы и поспорить, но речь сейчас не об этом.
Весь западный мир и Франция в том числе стенают о смерти патриархальной семьи. И кто же ее убил? Разумеется, женщины. Они виновницы всех недугов нашего времени. Общество вновь испытывает нестабильность, и женщины опять оказались в перекрестье прицела. К сожалению, до сих пор есть страны, где мужчина может владеть женщиной как имуществом и убить жену, попытавшуюся оспорить положение дел. В «цивилизованных странах» дело обстоит иначе - женщина из имущества превращается в товар.
Т.е. либо женщина является собственностью мужчины, либо превращается в объект культуры потребления. Квинтэссенцией такого превращения является порноиндустрия. «Если порнография доставляет женщинам удовольствие, я только за, - говорит Дюкре, - Но если это новый способ контроля наслаждения, которое получает женщина, проблема серьезная. Беда в том, что порнография сегодня очень растиражирована. Молодое поколение начинает свою сексуальную жизнь с просмотра порно и берет его за образец. Молодежь считает, что этим образцам необходимо подражать. Женщинам, например, внушили, что надо удалять все лобковые волосы до единого, как у рабынь в Древнем Египте.
Эта норма последних лет, которая нынче считается «правильной», «женственной» и даже «гигиеничной» уже соседствует с другим трендом - пластическими операциями по «улучшению» вульвы, не говоря об огромном количестве средств «интимной гигиены», большая часть из которых как минимум небезопасны с точки зрения здоровья. И цель этих «научных» разработок придать женскому лону иной запах и вкус, например, персика. Все эти попытки подавить естество только подчеркивают первородный страх перед женским лоном, перед его естественной красотой.
Недаром, картина Гюстава Кюрбе вызвала такой скандал. «В древние времена бритье лобка было унижением для женщины. Этой процедуре подвергали женщину, изменившую мужу, перед продажей на невольничьем рынке в назидание общественности».
Дайан подчеркивает, что каждая женщина вольна делать с собой все, что захочет, но это стоит делать с открытыми глазами и помня об исторических фактах. Женщины должны понимать, что то, что связано с телом - наслаждение, материнство, средства предохранения, право на аборт - завязано на политику. Всегда. Свободы тут нет. Конечно, это ваше тело, но то, что вы будете с ним делать, зависит от политики и, в особенности, от устойчивости нынешнего режима и того, что он готов позволить женщинам.
Что нужно делать, чтобы женщина наконец-то принадлежала себе? В связи с этим доктор Дюкре вспоминает Лисистрату и возглавленную ей сексуальную забастовку, которую упоминает в одноименной пьесе Аристофан. А в наши дни такую забастовку возглавила Лейма Гбови, лауреат нобелевской премии мира. Эту награду она получила за вклад в прекращения гражданской войны в Либерии.
- Кстати, о сексуальной забастовке. «Ее практический эффект, - подтверждает Лейма скепсис аналитиков, - был мал или отсутствовал». Однако важным оказался политический эффект. Стачка позволила передать способным думать мужчинам и женщинам важное сообщение: в продолжении войны виновен каждый и каждая, кто не делает что-то для ее окончания; когда творится зло, нельзя молчать. Как ясно из книги Леймы Гбови, этого умения сказать спокойное и отчетливое «нет» может быть достаточно, чтобы простая девушка стала победоносным генералом.
Так что эти забастовки все же подтверждают, что в нашем мире и женщины могут использовать свое тело в политических целях. По крайней мере, они делают это сами, не являясь игрушкой в руках мужчин.
Женщинам нужно объединиться, подчеркивает Дюкре, и участвовать в принятии решений. Дайан Дюкре отмечает, что многие мужчины поддерживают политический рост женщин, и немало купило книгу «Запретная плоть». Вместе с тем, и сегодня, стоит миру лишь чуть-чуть зашататься, начинаются попытки откатиться назад. Общественное давление снова пытается указывать, что женщинам делать с собственным телом. История учит нас, что такое давление предвещает снижение уровня толерантности в обществе, войну и диктатуру. Сегодня мы живем в лучшие времена, которые когда-либо знавали женщины. И это одна из важных причин понять нашу историю, поскольку сегодня нам есть что терять.
Оригинал на портале "Сноб" A-Z Psychotherapy |
Promote Your Page Too