Глава пятая. Джон

Jan 09, 2015 21:35

14. Дуэль на сыновьях.

Зачем Мейекар тянется в нитку и кому пытается доказать, что у него подзорная труба длиннее сыновья качественнее, совершенно не секрет.

А именно.

"My brother Maekar returned to the castle a few hours ago. He found his heir drunk in an inn a day's ride to the south. Maekar would never admit as much, but I believe it was his secret hope that his sons might outshine mine in this tourney. Instead they have both shamed him, but what is he to do? They are blood of his blood. Maekar is angry, and must needs have a target for his wrath. He has chosen you".

Я, конечно, приношу умеренные извинения тем, кто английским не владеет, но им придется напрячься. Ибо использовать перевод Виленской для анализа, эээ, скажем так, вряд ли целесообразно. Вот хотя бы в данном случае. "Мой брат Маэкар вернулся в замок несколько часов назад. Своего наследника он нашел пьяным в некой гостинице, в одном дне езды к югу отсюда. Маэкар никогда бы в этом не сознался, если бы не надеялся втайне, что его сыновья на турнире перещеголяют моих". Итак, Мейекар признался, что нашел старшенького вдрызг пьяным, исключительно потому, что надеялся - а вот мои сыновья обязательно блеснут и утрут нос Бейелоровым отпрыскам. А если бы у Мейекара не было сей тайной надежды, он и под пыткой бы не выдал, в каком виде нашел Дейерона. Единственное, что можно извлечь из данного отрывка данного перевода, так это что редактор сильно недоработал - если вообще изволил заглянуть в текст.

В английском оригинале меж тем все кристально ясно. Мейекар гонит своих парней в Эшфорд железной рукой, чтобы они там доказали, что хотя бы в области турнира впереди планеты всей лучше того ацтоя, что породил Бейелор.

Между прочим, если подойти с этого угла, становится понятным странное поведение обоих незадачливых турнирных чемпионов из команды Летнего Замка. Да, Дейерон, пусть формально еще тинейджер, уже заслужил репутацию пьяницы. Но все-таки его внезапный уход в запой не совсем мотивирован. Ну, направляют его на турнир, в то время как он не хочет сражаться. Ну и делов-то. Как мы помним, никто не умеет так художественно свалиться в грязь и притвориться бездыханным, чтобы отстали и дали жить той личной жизнью, какой хочется жить тинейджеру. Почему бы Дейерону не провернуть свой коронный трюк в Эшфорде?

Далее, если Дейерон на каждое требование папы что-нибудь сделать уходит в запой и/или бежит куда подале, почему его при отбытии из Летнего Замка не сопровождает конвой, задача которого вовремя доставить бойца в необходимый замок в приличном виде? Эгг фантастически прекрасный и весьма продвинутый мальчик, но его одного явно мало, чтобы направить брата на маршрут истинный. То есть Дейерон такие вещи выкидывает далеко не всегда. Скорее всего, вообще впервые. Но тогда почему? Если ему поставлена задача "do or die", все безупречно логично. Победить на турнире Дейерон, как в том анекдоте про строительство социализма, может в двух случаях, реалистическом и фантастическом. Реалистический - это если прилетят марсиане и помогут. А фантастический - это если он сам справится. Папаша все равно убьет, хоть так, хоть этак. Так хоть напиться перед смертью. Алкаши с нежными душами, они на самом деле ничуть не менее просты и логичны, чем остальные люди.

Точно так же первый и единственный поединок Эйериона на турнире, мягко говоря, странен без учета данного фактора. Конечно, парень совершенный псих, кто бы спорил. А еще он, как следует из всех его поступков, не самый умный человек, даже среди представителей правящего семейства. Но все-таки. Даже те, у кого в голове сломан или отсутствует определенный винтик, подчиняются закону людской простоты и людской же логичности. Логика, правда, у них слегка со сдвигом, но больные на голову еще более просты, чем нормальные люди, только смотреть на них нужно с учетом пропущенного винтика.

Вот выходит Эйерион на турнирное поле. Начнем с того, что выходит он на него непоправимо поздно. В первом раунде, когда была возможность вызвать на бой слабое звено, то бишь одного из двух сыновей лорда Эшфорда, и какая-то вероятность победы имелась. А теперь уже нет. Эйериону предстоит выйти против зубров типа Тибольда Ланнистера, Лео Тиррелла или Ржущего Баратеона - что есть дело совершенно безнадежное, у нас же есть заинтересованный комментатор в лице Дунка, который с тоскою сознает, что против этих троих у него ни шанса. Есть еще Хамфри Хардинг, суперзвезда турниров последних лет, который только за сегодня четырнадцать человек победил.

Что делает в безнадежной ситуации Эйерион, человек явно невеликого ума, с поломанным винтиком и грозным императивом грозного папы за плечами? Единственное, в чем видит шанс. Он должен победить любой ценой, а иначе хоть в Летний Замок не возвращайся. Значит, можно драться нечестно, так? Против кого из четырех зубров можно драться нечестно? Уж точно не против трех великих лордов. Значит, на повестке дня сир Хамфри, а точнее, его несчастный конь. (Хамфри, правда, тоже мог сломать не ногу, а шею, но если мы смотрим на ситуацию с точки зрения Эйериона, это проблемы никак не Эйериона, а исключительно сира Хамфри, Эйериону бы с папиным наказом разобраться.)

Эгг прав, нечестность Эйериона совершенно сознательна, насколько в этом случае вообще можно говорить о сознательности. Однако отсутствие винтика (возможно, даже двух, если считать садизм и олигофрению двумя разными поломками мозга) мешает Эйериону правильно просчитать ситуацию. Есть виды нечестной игры в спорте, которые общество не прощает, даже если объект нечестности - не самая великая шишка. Между прочим, Эйерион сам усугубляет ситуацию: если убийство несчастного коня под сиром Хамфри в глубоком принципе еще может сойти с рук, в духе "ну, ошибся малость, не поднял острие повыше, так ведь мальчик еще, тем более принц", то дальнейшее поведение, когда Эйерион спешивается и с мечом в руках идет добивать упавшего противника, не оправдать при самом большом желании. Причем, прошу заметить, Эйериона удерживают семеро, включая его собственных оруженосцев, а он все рвется решить задачу построения социализма фантастическим способом выиграть поединок, чтобы папа не заругал.

Как мы помним, в результате Эйерион не просто проигрывает поединок и даже не просто лишается коня - он вылетает из турнира с позором. Есть отчего бедняге пойти и как-то, пусть не совсем традиционно, развеять грусть-тоску, поломав пару-тройку девичьих пальчиков.

Так, но ведь защитников на турнире, на минуточку, пять. Кроме перечисленных, есть еще Валарр. Самый слабый, в чем не сомневается никто из тех, кто что-либо в турнирных делах понимает. Это даже Дунку кристально ясно. Так почему Эйерион не вызывает Валарра? Против которого, возможно, у него действительно есть шансы?

Более того, почему Эйерион притормаживает у щита Валарра, так, чтобы тот решил, что вот именно его сейчас и вызовут, бросил лениво прихлебывать то ли воду, а то и что покрепче, и живо поднялся на ноги? И почему, подчеркнуто притормозив, Эйерион затем столь же подчеркнуто проезжает мимо кузена, да еще делает это смеясь?

Проще говоря, Эйериону запрещено трогать Валарра.

И ведь не только Эйериону.

"Meanwhile the Young Prince sat outside his black pavilion, drinking from his silver goblet and rising from time to time to mount his horse and vanquish yet another undistinguished foe. He had won nine victories, but it seemed to Dunk that every one was hollow. He is beating old men and upjumped squires, and a few lords of high birth and low skill. The truly dangerous men are riding past his shield as if they do not see it".

То есть не только Мейекар делегирует своих отпрысков на турнир с определенной задачей. Бейелор грешен тем же самым.

Правда, акценты у него чуть иные.

(продолжение следует)

заметки к Мартину, Мартин

Previous post Next post
Up