Петергофская телеграфная станция (1)

Oct 21, 2013 21:02

За мной с лета один должок - мы с есем практически случайно забрели в Александрии в музей дворцовой телеграфной станции, совершенно не ожидая, что нас там примут как родных изголодавшиеся по посетителям служительницы. Даже не помню, чтобы где-то когда-то в музее так принимали. А вот вы еще это поглядите, а еще это, а сейчас пойдет экскурсия (из трех человек), вы к ним присоединитесь и послушайте. Чудесное место, замечательные люди. Жаловались, правда, что к ним никто не ходит, рекламы нет, в том числе в интернете, приходится ходить с плакатами по парку и работать зазывалами. Я поклялась, что обязательно про них напишу. Так вот, не прошло и квартала, а уже пишу. Но лучше через два месяца, чем никогда, правда?


Сначала были семафоры, электричество к телеграфу придумали пристегнуть потом. Кто читал Пратчетта, тот знает, что есть клик-башни. Я, правда, загорелась семафорами еще задолго до Пратчетта, на стадии "Графа Монте-Кристо" в далеком детстве. Есть там чудесная, светлая и смешная глава о том, как граф поехал с коварной целью разорить мерзкого Данглара на семафорную станцию и познакомился с милейшим садоводом, у которого садовые сони все время съедали персики. В райской обстановке маленького сада при клик-башне граф и сам вспомнил, что он человек хороший, поэтому садоводу достался новый сад без сонь, неприятному правительственному любовнику дуры-жены Данглара - ложная информация, мерзкому Данглару - крупные финансовые потери, а граф мало того что малость отомстил, так еще и релаксировался в идиллической атмосфере.

Есь тоже читал Пратчетта и "Графа Монте-Кристо", а посему тема семафоров была изучена нами на пару и достаточно внимательно. Итак. Не только инженерная школа и железные дороги появились в России при Николае, но и телеграф. Вообще-то телеграфную систему мы могли завести еще при Екатерине, причем совершенно оригинальную, ибо ее придумал русский Леонард Щеботанский, он же Кулибин. Все он умел - и часы "Павлин" собрать, и однопролетный мост через Неву рассчитать, и систему оптического телеграфа изобрести. Но тогдашним верхам мосты и телеграфы были неинтересны, и Кулибина использовали в основном при сборке механических игрушек. Что прискорбно.




Частный телеграф в Ораниенбауме и недооцененный Кулибин.







Британский оптический телеграф системы Роберта Гука.







Клик-башня месье Шато.







Петергофская Александрия была важной точкой одной из главных линий оптического телеграфа - той, которая связывала правительство с главной крепостью, то бишь Зимний с Кронштадтом.




И никакой Монте-Кристо сюда бы не пролез. Разве что предварительно сделал бы очень хорошую карьеру при русском дворе.




Вот сюда, в Зимний, все сходилось, в его, дворца, северо-западный угол, где были личные комнаты Николая I и его семьи. Фото более позднее, но башенка оптического телеграфа на крыше видна очень хорошо. Кстати, она совершенно такая же и сейчас, кто желает - идите смотрите.




А вот промежуточная станция в Константиновском дворце Стрельны на акварели как раз правильного времени, и на центральной башенке тот самый оптический семафор.




Следующая станция, петергофская, как раз в Александрии, на самом берегу моря. Сейчас на этом месте руины Собственной дачи Николая II, последний дворец, который хорошо бы восстановить в Александрии (но когда это будет, пока совершенно не ясно. Когда-нибудь). На первой акварели после красивейшего Коттеджа, личной дачи и места счастья семьи Николая I, смотрим влево в сторону берега и видим семафорную башню. На двух следующих акварелях можно даже не искать.






И, наконец, закрытый город Кронштадт.




Существовала еще одна царская линия оптического телеграфа, на другую его дачу, то бишь из Петербурга в Царское Село. Белая башня в Александровском парке сейчас восстановлена, но следов телеграфа там не наблюдается. Но ничего, на старой акварели все отлично видно.




Понятное дело, что на таком важном объекте существовали Инструкции.




И, конечно, сама система телеграфа.





Всякие хитрости.






На втором этаже музея дают попробовать поиграть в Пратчетта семафор, и это увлекательно весьма. Вообще музей во многих местах интерактивный, приходите с детьми, и вы не пожалеете, и детям будет чем заняться и где приобщиться. Два настоящих семафорных аппарата стоят в десяти метрах друг от друга, так что подзорной трубой пользоваться не придется.




А раньше пользовались. Причем рядом с трубой - настоящая шифровальная книга.




Петергофских школьников сюда приводят поздравлять кого-нибудь из класса с днем рождения.




У нас с есем была задача попроще. Мы были передающая команда и должны были передать на другой конец комнаты свое мнение о музее. Есь шифрует, а я снимаю.




А теперь есь зашифровал и передает сигналы, которые я ему диктую с доски, продолжая снимать.





А это он довольнешенек, что играет в Пратчетта, пока на другом конце комнаты наше сообщение расшифровывают.




Думаю, здесь классно играть в сумерках, когда выключают освещение, а на семафоре типа зажигают масляные фонари. Правда, один фонарь не сработал. Николай бы за такое взгрел неслабо.




Но при нашем климате, сами понимаете, оптический телеграф больше стоял, чем работал. И все закончилось тем, что семафор уступил электромагнитному принципу передачи информации. А сам принцип семафора остался в России только на флоте.




*продолжение отдачи долга следует*

Петергоф, Петергофский дворцовый телеграф

Previous post Next post
Up