Про Зеленову и Павловск, вместо многоточия

Jun 20, 2011 21:29

Долго, долго я прикидывала, как можно написать о том, что было дальше, и смирилась наконец с тем, что на этом стоп. Потому что дальше надо рассказывать, как им выделили деньги на восстановление (там отдельная история, как в секретариате Сталина нашлись умные, бывалые и, наверное, любящие Питер люди), но это рассказать еще можно. Как и то, что главная проблема была не в деньгах, а в кадрах. Ну представляете себе - Ленинград после блокады, много там народу возьмется пригороды восстанавливать? Во многих пригородах выделенные деньги так и не были толком освоены.

Только не в Павловске. Потому что Зеленова.

Да, вот это такое ее качество, которое плохо поддается агиографическому описанию. Она не просто умела работать с вышестоящими - она временами делала это так, что на бумагу боятся положить до сих пор. Нет, то есть, конечно, об этом знают и даже говорят, но в двух видах: либо шепотом на ушко, либо в лучших традициях тонкого намека, отшлифованных до бриллиантового блеска советским периодом. Да, есть те, кто прямо (но, не забудем, шепотом и по секрету) скажет: она, кгхм, использовала свое женское обаяние среди энкавэдэшных верхов в Ленинграде и даже Москве. Самые смелые назовут имена тех, кто был покорен, и подробности, но по секрету или намеками. Я даже не знаю, как назвать эту реакцию на умение Зеленовой заставить власть работать на большое и нравственное дело, каковым, на мой взгляд, является восстановление Павловска. Не скажу, что ханжество, это слишком, но какое-то ужасное неудобство и стеснение в народе происходит при мысли, что вот так она сделала (если сделала, потому что вы же понимаете - все шепотом или этак намекательно).

Что я тут могу, если честно? Сказать, что она меня восхищает в любом случае - если, простите за прямоту, поимела власть и таким образом подняла Павловск, или если добилась того же результата без всякого применения могучего женского обаяния.

Ну, что использовать сильных мира сего в благородных целях с моей точки зрения нигде ни разу не зазорно, а напротив, достойно грандиозного уважения, это понятно. Меня вообще по жизни приводит в восторг тип людей, способных направить силу власти, штуку невероятно сильную и столь же невероятно безнравственную, по правильной нравственной дороге. Такие ювелиры достойны преклонения, а не осуждения. Это раз. А насчет того, что, согласно шепоту и намекам, Зеленова сделала это с помощью женского обаяния, - оно тоже с моей точки зрения ни разу не стоит того, чтобы стыдиться и шептать по углам.

Вообще разговоры о сексе те прекрасные питерские пожилые дамы, которые пережили войну и не только, ведут мягко, всезнающе, естественно и без малейшего смущения. Правда, нечасто. Потому что секс занимает в их жизни правильное место: далеко за множеством более важных вещей, которые пришлось пережить. Чем больше я узнаю о Зеленовой, тем больше мне кажется, что для нее, женщины безусловно привлекательной для противоположного пола, но всю жизнь бывшей замужем за работой, это тоже было чем-то естественным, но далеко, далеко не главным.

И главное - мне упорно кажется, что, как бы это сформулировать, сила ее личности и свет, от нее исходивший, были столь сильны, что она не столько поимела мужчин, стоявших у власти, для того, чтобы получить от них что-то для Павловска, но, наоборот, поделилась с ними, простите за пафос, своим светом. Ведь просто секс - этого часто бывает мало, чтобы взрослый и многоопытный мужчина упал к женским ногам. Но если сделать так, чтобы человек почувствовал в себе что-то хорошее и еще не умершее, несмотря ни на что, - это посильнее любого сексуального обаяния будет.

Где-то так у меня выходит. При этом, конечно, допускаю, что намеки и особенно шепоты - всего лишь сплетня, и ведомство Берии заработало на Зеленову каким-то чудом, то есть, прямо говоря, без секса и женского обаяния. Но тогда, по всей вероятности, работа Зеленовой с душами, погрязшими (как, разумеется, неизменно случалось в том самом ведомстве), но не окончательно погибшими, должна изумлять еще больше. Это уже именно чудо просветления на уровне русских святых выходит.

Возможно, было и так. В любом случае, великая душа была у великого человека Анны Ивановны Зеленовой.

Да, на прощание. Я все хотела пояснить, почему называю ее по фамилии: нисколько не из фамильярности, а как-то вот как Пушкина там или Достоевского, в чем-то аналогичный уровень. Мне и написать здесь о ней захотелось не из желания донести до народа свой взгляд на личность, а просто потому, что она не очень известна, к сожалению. Может, человек двадцать-тридцать почитает и узнает что-то, некоторые начнут читать дальше и составят свою точку зрения, что всегда радует. И так далее. Может быть, для кого-то она, как для меня, даже станет точкой нравственного отсчета. Мало кто достоин этого так, как Зеленова.

Павловск

Previous post Next post
Up