О несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви, или Еще "Иллюзионист"

Dec 17, 2007 22:33

1. Начнем с дефиниций. Схема этого замечательно умного, но правильного этически фильма проста, приятна и весьма поучительна. Есть Хороший Мужик. Есть Плохой Мужик. Есть Девушка, из-за которой дерутся два мужика. И есть Не Совсем Определившийся Инспектор, которого оба мужика используют в качестве орудия драки.

Никоим образом не следует забывать про присутствие в фильме Любви (в высоком смысле данного слова). Собственно, если попытаться выяснить по ходу фильмового дела, какая Любовь правильная, а какая нет, ларчик отомкнется быстро, элегантно, без потерь и открыв много интересного.



2. Кто-то дает, кто-то берет. Я уже пережила примитивный период понимания окружающей реальности бурную молодость и не считаю, что любовь - это когда обязательно дают больше, чем берут. Но совершенно однозначно (и с годами я в этом все больше убеждаюсь) противоположность любви - когда только берут. И берут так, словно им все и вся должны, а сама мысль о том, что можно в ответ что-то отдавать, смешна, абсурдна и достойна разве малоразвитых низов общества.

Кронпринц в "Иллюзионисте" - Плохой Мужик не потому, что он убийца. Убийцы, однако, бывают разные. Иногда так бывает, что испытываешь скорее жалость, нежели отвращение. Хотя склонность кронпринца то и дело бить, а временами даже убивать своих подруг, кгхм, прямо скажу, не самое хорошее мужское качество. Но если подобные вещи делает сильно сгоряча больной человек, эта его несомненная вина приобретает сильный привкус еще и его большой беды.

Но в данном случае - совершенно не так. На удивление никаких смягчающих обстоятельств. Плохой Мужик ужасен тем, что абсолютно нормален - и так же абсолютно эгоистичен. Его уверенность в том, что все сущее в мире существует для него, невозможно поколебать. А если кому-то что-то обломилось, то пусть это самое оно обязательно почтительно благодарит, ибо сие есть крошка с барского стола, барину, так и быть, не понадобившаяся.

Крон-подонковые особи воспринимают окружающее чрезвычайно четко и конкретно. Есть Желания Его Высочества - и весь остальной мир. Который, к сожалению, приходится регулярно пинать, чтобы он, остальной мир, проявил должную расторопность в выполнении своих прямых и непосредственных обязанностей исполнять желания Высшего Существа. Все должно, нет - обязано быть ему подвластно! А если что-то где-то как-то смеет не проявить должного горячего желания расстелиться, баба, страна или там сабля, Исключительное Существо оскорблено до крайности и считает не только приемлемым, но прямо-таки обязательным реагировать не разбирая грязи в средствах. Мешает баба - дать дуре по морде или спихнуть с балкона, чтобы синяки не показывала кому не надо. Мешает отец-император - что за проблема, старый хрыч давно заслужил быть запинанным под лавку. И так далее и тому подобное.

Беда, Вина и Плохость принца не в том, что он лишен положительных качеств. А в том, что все они на фоне уверенности в том, что мир ему сильно задолжал, к сожалению, вторичны. Первично мощнейшее сознание собственной исключительности - и активные меры по расчистке себе, исключительному, дороги. Вплоть до уничтожения того, что осмелилось на дороге встать. Или не успело убежать достаточно далеко.

3. Классическим примером того, что не по своей воле оказалось на пути Плохого Мужика и вот-вот захрустит ребрами под его пятою, является герцогиня Софи фон Тэшен, она же Девушка.

Из четырех главных персонажей женская партия, пожалуй, наименее яркая - но вовсе не лишена индивидуальности. Прекрасно и заслуживает большого уважения, что у девочки хватило ума и характера а) влюбиться в детстве не в кого-нибудь из окружающих исключительно-аристократических личностей, а в действительно Личность, б) остаться верной своей любви вопреки 15 годам ожидания, в) четко понять и твердо усвоить, что она хочет, когда любовь снова вернулась в ее жизнь.

В сюжете Девушка - не только классическая кость, из-за которой дерутся два крутых красивых пса. Отвлечемся от плоти. Образ Софи крайне важен тем, что в отношении к ней ярко проявляют себя Хороший и Плохой Мужики. Хороший Нортон относится к любимой по-хорошему и хочет, чтобы она получила от жизни то, что сделает ее счастливой. Что для счастья ей нужен именно он, это очень ценный, но совершенно не обязательный бонус - конечно, для того, кто любит и умеет отдавать.

Совершенно обратен подход Плохого. Девушка есть только его принадлежность, его вещь, которая обязана быть под рукой в нужный момент и сыграть нужную роль - сама или семейным положением в верхах общества. Вот, собственно, и все. Дать кронпринцу то, что он желает, - обязанность Девушки. Ее счастье и душа - право же, какие мелочи. Грандиозное счастье души женщины, принадлежащей Исключительной Личности, до мелочей состоит в том, чтобы служить оной личности, как личность пожелает. А будет баба себя хорошо вести - глядишь, личность и переспать с нею согласится.

Но зачем далеко ходить, посмотрим на первый эпизод, где Девушка и Плохой Мужик появляются вместе. Ему хочется сходить на сцену... но ему колется и страшновато сходить на сцену. Хотя и фокусы, но все-таки несколько зябко. А ну-ка, вещичка моя, ступай на сцену и послужи моделью для волшебниковых фокусов на тему загробнаго. А когда с тобою случится краткий, но неподдельный обморок, я еще и публично посмеюсь над тем, как хорошо тебя заставили прикусить язычок. Какая исчерпывающая характеристика труса и эгоиста. Я бы даже осмелилась подчеркнуть, что крон-подонок ведет себя ну очень сильно не по-мужски.

Не менее исчерпывающе характеризует отношение Хорошего Мужика к Девушке эпизод, где вместе уже они. Отмени помолвку и уезжай со мной, говорит Нортон, или не говори ничего - и я увезу тебя сам. Через минуту он все-таки переспросит еще раз - чтобы убедиться, как будет правильно поступить, чтобы было хорошо любимой. И когда она отвечает - да, я хочу с тобой уехать, он только кивает. Скупо, многообещающе и - я бы даже осмелилась подчеркнуть - очень по-мужски в самом наилучшем смысле данного слова.

4. А, собственно, что обещано-то? Что может сделать сын краснодеревщика для герцогини, почти что помолвленной с кронпринцем? Что вообще может сделать порядочный человек в подобной едва ли не кафкианской ситуации сражения Добра С Открытым Забралом и Вооруженного До Корней Зубов Безнравственного Зла?

Условия игры заданы не Хорошим Героем - напротив, он, как умный реалист, вынужден принять их такими, каковы они есть. Его любимая в целях игры престолов предназначена в жены Исключительной Личности, которой, вестимо, все дозволено. И по отношению к жене - тоже. Надеяться, что этот вид крошек со стола барина просто так упадет, наивно, ибо - нам популярно объясняют - принцу требуется влияние семьи Девушки, дабы свергнуть папу и стать императором. Надо понимать, давление на Девушку со стороны семьи тоже имеет место быть, но оно - за кадром. И вообще, вряд ли родная семья будет искать сбежавшую Софи, чтобы убить. Исключительная же Личность, которую щелкнули по носу, - будет обязательно, ибо имеет место принцип: каждая соринка из глаза и с дороги Избранника должна быть убрана. А сознание того, что ценная вещь обманула и убежала, - это уже, знаете ли, не соринка, это целая секвойя, досадно затрявшая в зрачке. Что ж, тем хуже для секвойи.

Итак. Какие там варианты борьбы с безнравственным злом традиционно имеются у хороших умных нравственных людей?

а) Смириться в духе толстовского непротивления злу, а на небесах типа воздастся.
Пользуется популярностью у определенного контингента людей, считающих себя хорошими (преимущественно, правда, когда дело касается не их, а кого-нибудь другого). Софи, которой некуда деваться и которую до появления любимого маговеда никто не поддержит, следует именно этому пути.
Однако достаточно один раз посмотреть на Нортона-Айзенхайма, чтобы понять: это - не его вариант.

б) Бороться и искать, найти и не сдаваться, то есть все-таки попытаться организовать побег. И проиграть. Ибо тут, как известно, возникает большая и кардинальная проблема: злые, как более хваткие, цепкие и бессовестные, традиционно переигрывают добрых в подобных ситуациях, даже не доводя дело до полуфинала.
Собственно, нам - не без иронии - демонстрируют, как именно прозошел бы данный проигрыш еще до выхода в полуфинал, будь Айзенхайм не Нортоном, а кем-нибудь из критикующих его поклонниц принца высокоморальных, но уж очень простодушных личностей. Я уйду от тебя! - говорит Софи, собираясь уезжать к любимому (не врет, потому что низя, она честная, чистая и вся откровенная). И, вестимо, получает по физиономии. Прощай, благородно говорит она (не иначе опять же потому что вся откровенная). А ну, вернись! - орет пьяная, но Исключительная Личность, бежит за ней с саблей в конюшню - ну и дальше мы видели. При белом свете утра еще более белый Айзенхайм-Нортон находит застывший труп любимой в пруду и только и может, что рыдать... а далее мстить подлому убивцу с помощью чудес магической технологии. Видено нечто вроде? Тысячу раз.
Но вот в чем дело: достаточно второй раз посмотреть на Нортона, чтобы понять, что и это - не его вариант.

5. Попробуем заценить Айзенхайма объективно, отвлекшись от девятого вала харизмы, сапфировых глаз и изящно-престидижитаторских рук Нортона. Трудное, но полезное упражнение, позволяющее заценить по достоинству поучительнейшую сцену объяснения между героями в глубокой среднеевропейской ночи. Выйдя на конский топот узнать, не полиция ли нагрянула, маговед обнаруживает приближение любимой верхами. Как ты меня нашла? - спрашивает он раздраженно. Твой импрессарио, отвечает дама, спешиваясь, я объяснила ему, что без моей поддержки вас нафиг выкинут из Вены. Аааа! Меня хотят выкинуть из Вены! - еще больше раздражается герой. - С удовольствием! В деревню к тетке в глушь в Россию! (Несколько торопливых шагов к дому.) Я, между прочим, до сих пор с тобой дружу! - несчастным голосом кричит влюбленная по уши Девушка. Ты? - изумляется Нортон, у которого по сугубо объективным причинам снова не выходит уйти. - Да ты меня вообще видела пять минут пятнадцать лет назад и совершенно не знаешь! Тогда почему ты со мной вообще разговарива... - спрашивает Софи. Реплика не закончена сами знаете почему. Ибо Нортон успевает ответить себе на вопрос раньше, чем он был задан - и отреагировать соответствующе.

Нет, право же. Я, когда в первый раз смотрела, настроилась еще на минуту-другую бурных доказательств, что Девушка таки ж Простого Фокусника любит. Далеко не каждый несчастный, но благородный неимущий мужчина сумеет не потребовать с бедной богатой девушки длинных доказательств, что - да, она к нему неравнодушна. Чтобы преодолеть себя и позволить принцессе кинуться ему на грудь, простой разнорабочий свинопас почему-то обычно заставляет бедняжку долго расстилаться ниц в пыли в духе "да, я тебя люблю, честно-честно, правда-правда, нет, я не шучу, да, я серьезно вся твоя, да, абсолютно точно, и можно прям сейчас, если ты будешь так невыносимо добр, что соблаговолишь, соблаговоли, пжалста!".

Я, конечно, могу понять глубокую боль хрупких мужских геройских душ и их непреодолимые комплексы по поводу труднопреодолимой социальной пропасти, так что на месте Софи и прочих героинь, проявив терпение, послушно предоставляла бы требующиеся доказательства до упора. Однако насколько умнее, быстрее, сильнее и вообще предпочтительнее Настоящий Мужчина! Как-то даже и странно ожидать после такого, чтобы он уступил в интеллекте крон-подонку.

6. Итак, скупой мужской кивок престидижитатора означает святое и торжественное обещание мужчины, что он спасет свою женщину. Однако если действовать прямо и откровенно, вариант б) неминуем. Так пусть он, этот вариант б), окажется реальностью в головах принца и его команды.

Несомненно, все решено заранее. Хотя бы потому, что Нортон встречается на вокзале с бородатым солидным мужичком, который потом окажется личным врачом семьи Софи и констатирует, когда потребуется, летальный исход. Далее выход героини: она едет в замок, вызывая на себя огонь со стороны жениха. Но поскольку и она, и Нортон знают, на что крон-подонок способен, Софи заранее подливает в вино нежному прынцу сильнодействующее снотворное. Так что когда Исключительная Личность бежит за ней с саблей, безусловно намереваясь как минимум намять бока убегающей вещи, ноги крон-подонка уже не шибко тверды. Что там происходит в стойле, не совсем понятно. Отключился ли настойчивый преследователь сам, или Софи ему слегка помогла, - сложно сказать. Но вот любопытнейший момент: пока Плохой Мужик в отключке на сене, а рядом с ним сабля (вполне мог, между прочим, и сам достать перед отключкой...), Софи поливает ее из бутылочки кровью, бросает в сено улику-медальон и зеленый камешек и спешно покидает замок, валяясь на шее лошади как бы без сознания.

Но зачем так сложно? Зачем разговор с настоящим, серьезным прощанием? Только для того, чтобы принц в ярости побежал убивать невесту? И главное - когда крон-подонок пришел в себя на сене с саблей, обагренной кровью, что он делал дальше? Нет, мы знаем, что он делал. Он срочно уехал по делам и абсолютно ничего не знал о трагическом исчезновении невесты, пока ему не сообщили. А если поставить вопрос так - что сделал бы на его месте порядочный мужчина? Вот вы, человек вспыльчивый, но в общем неплохой, просыпаетесь после скандала с предполагаемым спутником жизни, в конюшне на сене, спиртное из головы еще не до конца выветрилось, а рядом - собственная сабля, вся в крови. И ни предполагаемого спутника, ни его лошади. Вы как сделаете, если вы не крон-подонок? По-моему, нормальная реакция - поднять всех на уши, обыскать окрестные леса и спасти раненую девушку, если это еще возможно. Если крон-подонок предпочитает сделать вид "я тут ни при чем, совсем тут ни при чем!" и бросить женщину умирать в лесу, это как минимум нехорошо с его стороны, лишает его последнего шанса, любезно предоставленного нравственнейшим Нортоном-Айзенхаймом, и ведет Плохого Мужика прямиком в задуманную Мужиком Хорошим ловушку.

Меж тем Нортон, бледный, как северный рассвет в ноябрьском тумане, находит якобы умершую любимую, рыдает, ее обнимаючи, и никого, уж будьте уверены, не подпускает к ее хладному трупу. Кроме, конечно, семейного врача, с которым - помните? - уговорено. Медик профессионально констатирует смерть пациентки (кстати, обратите внимание, он - единственный из заговорщиков, солгавший словом; влюбленная пара если и лгала, то исключительно актерской игрой тела, и предоставляла окружающим самостоятельно обманывать себя). Айзенхайм в безмерном горе роняет пару намеков (и подбрасывает в разные места пару камешков) для честного инспектора, который и так, надо сказать, не сомневается в том, на что способен его хозяин. И дело вроде как сделано. Или нет?

Поставим вопрос ребром: а вообще нафига нам этот легавый какова в структуре фильме роль старшего инспектора Уля? Только ли он орудие обоих Мужиков, которые им сражаются друг с другом? Естественно, Плохой - по-плохому, а Хороший - по-хорошему?

На мой взгляд, все куда интереснее. Борьба между крон-подонком и Нортоном ведется не только за Софи, но и за старшего инспектора Уля.

7. Инспектор - неплохой человек, который тем не менее служит подонку. И, что еще хуже, отлично знает, кому служит. И в курсе, кому именно и за что, так сказать, продает душу. Но чего-то инспектору не хватает, чтобы он остановился и вышел из игры. Обычный человек, не герой, не исключительная личность (как в ироническом, так и в обычном смысле данного выражения). Сын мясника, желающий продвинуться наверх и старательно закрывающий глаза... пока не случится нечто такое, что не даст ему больше держать глаза широко закрытыми.

Айзенхайм выполняет задуманный план до конца не потому, что принц еще угрожает любимой девушке и ему самому. Вряд ли. Невеста мертва, несчастный любовник растаял в воздухе... вряд ли Европу будут усиленно прочесывать в поисках какого-то фокусника. А если что, и до Америки в век начала кинематографа не слишком далеко. Не забудем, что Уль мог не пойти в своем расследовании до конца и не воспользоваться случаем открыть свои глаза. Или - открыть, но смириться и не идти ва-банк грозить принцу, подстраховавшись докладами императору и в генштаб. Но на весах две человеческих судьбы: Уля и того неизвестного нам несчастного, которого арестовали за несуществующее убийство герцогини фон Тэшен...

Финальная часть плана Айзенхайма, на мой взгляд, существует не столько для прикрытия любимой, сколько для восстановления справедливости. А также спасения души человека, который так упорно пытается отвести от симпатичного иллюзиониста беду, что его, пожалуй, следует уверенно называть другом.

Неимоверная краса и нравственность плана еще в том, что и крон-подонок, и старший инспектор имеют возможность и должны сами определить свою судьбу. Никто не заставлял Уля идти в расследовании до конца, а особенно предпринимать решительные меры против принца. Кроме самого Уля и его глубокой внутренней порядочности. Никто не заставлял крон-подонка стреляться, кроме его собственной дурной и высокомерной головы. Мир не понял меня, Исключительную Личность, так пусть миру будет хуже, я его, мир, терпеть более не собираюсь! - примерно такую тронную речь произносит он перед тем, как вышибить себе мозги. Ну и кто данной Исключительной Личности злобный баклан, что она - либо на троне, либо на том свете?

8. Но больше всего люблю я Нортона за финал. Вот уж что точно без чего обошелся бы холодный манипулятор, так это без двух грандиозных подарков другу на прощание. Ну и ограничился бы тем, что с ловкостью истинного во... престидижитатора извлек из недр брючного кармана бывшего старшего инспектора заветный медальончик. Так нет же. Властитель иллюзий вначале дарит Улю огромный и прекрасный секрет апельсинового дерева, который один уже вполне способен утешить отставника в том, что стать мэром Вены и окончательным подлецом не вышло. А затем... затем еще и возможность понять, как именно все произошло. И как по-настоящему хорошо закончилось. И что - спасибо, Тебе, Господи! - есть на свете по-настоящему прекрасные, умные и сильные мужчины, способные хороших людей защитить, не совсем потерянных вывести к свету, а совсем плохих развернуть так, чтобы они, совсем плохие, сами себя выпороли.

Ой, не зря на вокзале все понявший Уль вначале аплодирует Айзенхайму, а потом снимает шляпу. И совершенно счастлив.

кто хочет моралей их есть у меня, настоящие мужчины, киношки

Previous post Next post
Up