1. Так, но неужели, когда в Китае уже белел и звенел фарфор, в Европе не было ничего своего крутого по части керамики? И посуда у европейцев была глина + правило из средней школы стеклянный-деревянный-оловянный (ну и прочие металлы)?
Ну почему. Было еще откуда пролиться свету в тогдашнюю темную Европу. Шел он не только с Дальнего Востока, но и с юго-запада.
А именно - из арабской Испании. Вернее как. Искусство Испании вечно через какой-нибудь дефис: сначала испано-финикийское, потом римско-испанское. Немножко побыло вестготское, но тут в начале VIII в. пришли арабы, и стало искусство испано-арабским. В конце же XI-начале XII вв. в Испанию, говоря образным языком историков, хлынули сильно арабизированные берберские племена, фамилии начальства у которых были почти эльфийски красивыми: сначала Альморавиды, затем Альмохады. Европа их считала дикарями и именовала маврами, дословно черномазыми черными людьми. Так вот, то, что сделано в Испании до мавров, есть произведения испано-арабской культуры. А то, что после, - испано-мавританской.
Я понимаю, почему концепцию в последние десятилетия пытаются отвергнуть, но жопаделать, если мы говорим «испано-мавританская керамика», а мы говорим именно так, следует сразу считать, что это керамика, созданная дополнительной волной черномазых дикарей сильно арабизированных берберских племен в 12 в. и позже.
Арабы принесли с собой в Испанию одно, а мавры - другое не меркнущее в веках изобретение восточных гончаров не то Ирака, не то Сирии, не то Египта. Впрочем, Европа испано-мавританскую керамику забыла столь прочно, что в XIX в. ее пришлось открывать считай заново.
2. С середины XII в. то один, то другой ученый араб упоминает о неких глиняных позолоченных сосудах, которые делают в мусульманской Испании. Знаменитый географ Идриси в 1157 г. пишет, что в городе Каталаюд (неподалеку от Сарагосы) производятся и вывозятся «во всех направлениях» эти самые глиняные позолоченные сосуды. Ибн-Саид (1214-1286 гг.): «B Мypсии, Aльмepии и Малaге изгoтoвляют неoбыкнoвеннoe и пpекpaснoе стеклo, а также глазурованные позолоченные сосуды из глины». Наконец, Ибн Баттута, великий путешественник, изъездивший едва ли не все, что находится от Испании до Явы, около 1350 года: «В Малаге изготовляют великолепные позолоченные глиняные изделия, которые вывозятся в самые отдаленные страны».
Вы себе представляете позолоченную глину? Ну так, немножко? Как будет смотреться золото на глиняном обожженном черепке? А также, на минуточку, сколько это будет стоить? И, главное, нафига вообще такое творить?
И только в 1844 г., когда хранитель керамического музея Севра (а у них там изумительная коллекция) Rioсreux опознал испано-мавританскую керамику среди музейных фаянсов, стало проясняться, что была за глина, покрытая золотом.
3. От золоченой глины Каталаюда XII в. не сохранилось ничего. От керамики Малаги (ударение на первый слог) остались крохи, и не XIII, но сразу XIV в., однако эти крохи крупные настолько, что о них обязательно надо подробнее.
Еще в XVI в., за 300 лет до умного хранителя Севрского музея, в подвалах Альгамбры под башней Комарес нашли три здоровенные керамические вазы. Согласно легенде, они были заполнены золотыми монетами. Следующим поколениям их показывали уже пустыми. К XVIII в. целыми были только две вазы, рядом лежали фрагменты третьей (возможно, посетители пытались отыскать внутри нечаянно прилипшую монетку). В 1820 г. при, как говорится, невыясненных обстоятельствах разбилась еще одна ваза. Она не сохранилась даже во фрагментах. Вернее, может, фрагменты и сохранились, но не в Альгамбре. Француз Давиллье уверяет, что черепки похитила некая английская дама и увезла их в Гибралтар. Англичанин Мариат пишет, что черепки похитила дама французская и часовню XI в. тоже бабы развалили, да. Так что к расизму в данной истории присоединяется сексизм, а заодно и национальная ненависть. В общем, яка держава, такий и теракт какая была Европа, такая и выходит история.
И т.н. ваза с газелями осталась одна, тоже слегка покоцанная.
Мужчины с мрачной деловитостью прикидывают, что именно отбивать бабам для сувениров.
Но по поводу именно этой вазы искусствоведы плачут не так чтобы очень. И даже критикуют. Дескать, и формы не отличаются благородством, «которое присуще другим вазам этой группы» (Кубе), и с декором нехорошо: «альгамбрская ваза выделяется пестротой орнаментации, благодаря широкому применению желтой и синей красок. Раньше альгамбрскую вазу считали древнейшим образцом испано-мавританской керамики, теперь же, принимая во внимание ее формы и пестроту раскраски, в ней усматривают произведение более позднее» (Кубе).
В конце XVIII и XIX вв. нашли еще некоторое (небольшое) количество огромных (от 117 до 170 см высотой) разной сохранности ваз, похожих на вазу с газелями. Во-первых, при раскопках в Гранаде, близ которой Альгамбра находится. А во-вторых, в окрестностях Гранады. Психология людская везде примерно одинакова, не только англо-французские дамы жаждали сувениров. Когда Гранадский эмират рухнул, граждане из окрестностей Альгамбры с удовольствием наведались во дворцовый комплекс малость поживиться. Так что не будем удивляться, что в 1871 г. испанский художник, известный в Европе как Мариано Фортуни, нашел в церкви местечка Салар одну из альгамбрских ваз. Как потом выяснилось, самую раннюю, самую изысканную и лучше всего сохранившуюся. Работала она подставкой под чашу со святой водой. Фортуни вазу забрал в свою коллекцию и восторженно написал о ней: «Мне посчастливилось найти майолику, самую интересную, какая только существует на свете; это арабская ваза ХV [на самом деле XIV] векa; она в высшей степени интересна с точки зрения даты, куфической надписи и своей орнаментации, и я могу утверждать, что она не имеет себе подобной и что она одна могла бы составить славу музея».
Правда, так считали не все. Отношения франко-испанские ничуть не менее нежны и высоки, чем англо-французские. Братья Гонкуры отреагировали в прессе на выставленную в Париже вазу Фортуни следующим образом: «В наше время появляется странный интерес к червивым безделушкам и старым тряпкам. Знаменитая ваза „аламбреск“, признаюсь, к своему стыду, имеет вид вазы из папье-маше, для литературно-ассирийской драмы из Одеона!»
По счастью, русский коллекционер Базилевский был умный, а не какой-нибудь там француз не разделял точку зрения Гонкуров. И когда Фортуни скончался, а его вдова решила распродать коллекцию мужа, вазу купил.
После чего (но не вследствие) затеял развод с женой, и, дабы удовлетворить ее имущественные претензии, продал любимую коллекцию. Которую (прошу заметить, за 2,5 миллиона франков) купил Александр III, еще один умный человек.
Так ваза Фортуни, лучший представитель «обособленной высокоаристократической группы фаянсов» (снова Кубе), оказалась в Эрмитаже и действительно составляет славу эрмитажной коллекции испано-мавританской керамики.
Вот она, красавица.
4. Ну вот, теперь можно на конкретном примере поговорить о том, что же именно придумали на Ближнем Востоке и принесли в Испанию с собой смуглые завоеватели.
Во-первых, люди в средневековье были не глупее нас, и дураков наносить на глину золото не было. Керамисты глиняный черепок вообще старались спрятать, покрыв его красивой глазурью. Помните дальневосточные селадоны? Принцип тот же. Только селадоновая глазурь нефритовая и полупрозрачная, а глазурь, придуманная на Ближнем Востоке, белая и непрозрачная.
Как известно из предыдущих серий, глазурь - это в некотором роде стекло. Молочно-белое глушеное стекло получается добавлением соединений олова. Ну вот, а где-то на Ближнем Востоке глиняные сосуды придумали обмакивать в глазурь, после обжига дающую белое покрытие. Раньше ее и называли оловянной. Сейчас, правда, именуют свинцовой. Но это уже детали, согласитесь.
Кстати, в Испанию белую свинцовую глазурь принесли не мавры, но еще до них арабы.
На белое уже можно и позолоту класть. Но зачем так тратиться? Особенно если существует во-вторых.
И это - люстр, придуманный не то в Ираке, не то в Сирии, не то в Египте, но в общем где-то там, и принесенный в Испанию маврами.
Закройте глаза и представьте себя черномазым дикарем гордым испанским мастером мавританского происхождения. Перед вами - обожженный глиняный сосуд, который вы покрыли белой непрозрачной свинцовой глазурью. Вы обмакиваете кисточку в коричневую невзрачную жидкость, содержащую окислы серебра, марганца и меди, и аккуратно наносите на красивую белую поверхность сосуда узор, а затем отправляете изделие в печь. Температура на сей раз вам нужна небольшая, примерно 650 по Цельсию, причем обжиг бескислородный. Много позже потомки назовут восстановительным обжигом. Они будут знать, что окислы металлов восстанавливаются при бескислородном нагревании до собственно металлов, не потеряв связи с глазурью, и далее радостно блестят на ее поверхности. И вот у вас прекрасный, буквально светоносный сосуд, который в порыве восторга народ станет называть люстровым. Ибо люстр того же корня, что Люцифер, а если вы не знаете, что значит имя Люцифер, то уж что такое люстра сейчас все знают.
Ваза Фортуни имеет очень нежный и изысканный оттенок люстра: светло-золотистый, с серебром и перламутровым отливом. Заснять это практически невозможно, серебристо-золотистое выходит коричневым, хоть ты плачь. Так что придется вам верить мне на слово. Будете в Эрмитаже - посмотрите и насладитесь, лучше в солнечный день и желательно чтобы солнце было гранадское.
Крыловидные ручки с туловом, как видим, не соединяются, так что это в общем и не ручки, а элемент декора. В белых медальонах куфическим шрифтом написано одно и то же повторяющееся слово (оно же на одной из ручек). Перевести его можно как пожелание благополучия, здоровья и счастья. В поясе ниже, в самой широкой части сосуда, еще одно повторяющееся слово с тем же значением. Обратите внимание, как тонко мастер разнообразит декор: в поясе надпись цветным по белому, в медальонах белым по цветному. Вроде бы мелочи, но глазу не скучно, хотя вывести это в сознание мало кто сможет.
Для чего предназначались альгамбрские вазы, до сих пор не совсем прояснено. Дно у ваз с дыркой, так что воду они не удерживали, а скорее пропускали. В последнее время очень распространена теория, что эти вазы - фильтры для воды. Почему бы и да, собственно.
Дно вазы. Отверстие можно увидеть собственными глазами, если вы в состоянии сложным образом изогнуться - ну или хотя бы поймать картинку на камеру.
5. Впрочем, изысканный люстр с большим количеством серебра - это не для широких кругов, да и дорого, зараза. Альгамбрские высокоаристократические вазы XIV в. уходят в прошлое (хотя так-то керамическое производство Малаги трепыхалось аж до века XVI). Люстр из серебристого превращается в крепкий сочный золотистый, действительно дающий ощущение металла, а не глины. Общий принцип следующий: чем больше в люстре меди, тем по итогу поверхность краснее. В XV и частично XVI вв. соотношение было поймано идеально.
Блюдо 15 в. из Севрского музея керамики. Может быть, оно было среди тех, которые славный Риокрё новооткрыл в 1844 г.
Клюни, 15 век.
Испано-мавританская керамика - это не обязательно тарелки. Очень красивый кувшин 16 в. из Метрополитен.
Но это уже другой центр производства и предмет для обсуждения в следующей серии.
(продолжение следует)