"Дочь фараона", Мариинка, вчера

Mar 25, 2023 17:34



Я вот, честно, по жизни не пойму тех людей, которые вроде а) взрослые б) разумные в) знают правила игры г) в игре давно д) ноют и плачутся, что правила не те. Сразу просятся на ум слова, которые в присутствии пациентов употреблять воспитание не дает. Вот аналогичные чувства у меня к некоторым гражданам, нашим и не нашим, из числа балетоманов, которые не первый год балет смотрят, что такое ранний Петипа и стиль его, хотя бы примерно представляют, а если кто честно не знал, так имел полную возможность почитать либретто и послушать разные умные интервью на тему. Но почему-то все равно они ожидали примерно так страстей как в «Легенде о любви», бравурности как в «Дон Кихоте», прыжков как в «Спартаке» и переживаний как в «Ромео и Джульетте».  Странно это, господа мыши, видеть кактус, знать кактус, соглашаться, что да, кактус, а потом его жрать и плакать, что колется. Блин, ну вы же не дети, знаете, на что идете. Шоу типа Петипа нам давно и неплохо знакомо хотя бы по «Пробуждению Флоры» и «Спящей» в редакции Вихарева. Если вам дали свадебный торт, нефиг жаловаться, что у него отсутствует вкус корейской моркови, свиных ушей, бифштекса с кровью и салата оливье.



Это о людях. Что до постановки, то она, по мне, получилась несколько неровная. Сразу скажу, что претензий к солистам не имею. Имею восторги по поводу большинства, потому что это большинство разобралось, как надо танцевать то, что надо было танцевать, и жгло. Шакирова блистательна, Терешкина волшебна. Ким, Тимофеев, Гусейнова, Бородулина и Малышев точны и стильны. Вся шестерка рек, может, и не совсем безупречна, но выше хорошего. Охотницы, охотники, мальчик-обезьянка Матвей Макарычев, а также те не указанные в программке, но крутейшие ребята, которые попарно изображали верблюдов и льва, неспешно шествовавшего по следам испуганной Терешкиной, согрели душу. Кулаев с лицом настоящего египетского фараона въехал на почти египетской колеснице и уехал на ней же с Терешкиной (с лицом настоящей египетской принцессы). На первый антракт я ушла в отличном настроении. Баланс наивности и искушенности, равно как пафоса и иронии, был соблюден на ура.

Во втором акте, однако, начались сбои. Во-первых, из баланса резко выпал в сторону самоубийственного пафоса и бурной суеты царь Нубии. Во-вторых, явились альмеи. Опять же против исполнительниц я ничего не имею, особенно Хитеевой и Лукиной, но шоу отчетливо забуксовало. Не знаю, почему трио выглядело как заплата из другого времени. То ли это не очень Петипа. Или исполнение недостаточно выдержано в духе - хотя вроде старались. Или просто это трио + три довольно длинные вариации каждой из троицы + немножечко финал стоит как-то не так между па д'аксьон сложной структуры с многими сольными вариациями и многолюдной, многокорзинной, многорядной, очень пышной и изобретательно держащей внимание сцены празднования. Это я про ту, где много очаровательно сосредоточенных детей, большинство из которых в конце прыгает из корзин на руки мощным кордебалетным юношам. Вот это шоу Петипа, да. Который помнил, что нужно все время держать внимание зрителей, а сталбыть, менять услады, зрительные, слуховые, ритмические, комическо-трагические и т.д. и т.п. Все кроме скуки. Хоть в «Баядерке», хоть в «Спящей». Шоу должно идти по возрастающей. Альмеи из этого выпали. А жаль.

В третьем акте затянутым показался быт простых рыбаков. Не хватает интереса на всю сцену. Возможно, правда, это потому, что кордебалет еще не освоил до конца старомодно-прелестную стилистику и чувствовал себя неловко без обычного размаха. Сколько помню, с «Пробуждением Флоры» так и было - его по-настоящему освоили и сыграли до мельчайших нюансов лет через пять. Дальше все стало хорошо, Наумов-Нил дал правильный баланс величия и самоиронии, реки зажгли (костюмы и национальные элементы в вариациях прекрасны и опять же отлично держат баланс между пафосом и улыбкой). Финал выгодно отличался от такового в московской постановке, ибо был короче, логичнее и с кроталами. А также счастливый.

Пантомима лишней нигде ни разу не показалась. Терешкина вообще умудрилась сыграть на лезвии между пафосом и иронией - так, что вариация с кинжалом, между нами, жуткий кич, не выглядела кичем ну то есть вообще и абсолютно. Что до длинных рассказов о том, как она гребла и ловила рыбу а Ким с Изместьевым на корме загорали, и тут налетела буря, и как ее пантомимически бездарный царь Нубии довел до самоубийства, они улетно прекрасны. Хотя не покидает меня ощущение, что телефонную книгу Терешкина сыграла бы так же улетно.

Оркестр понравился. Особенно соло флейты. Кто помнит скрипичный антракт в «Спящей» и как он прекрасен, тот пусть вообразит что-то похожее, хотя Пуни, конечно, не Чайковский. Зато какая была вчера флейта. В программке - соло на флейте Денис Лупачёв. Браво.

Напоследок о слегка страшном, быстро ставшем веселым, очень в духе спектакля. Канделоро в порыве итальянских чувств вытащил Терешкину к самому краю сцены, где он чуть ранее положил свои цветы, глядя на балетных, типа - вам, мои герои. Стоят они, значит, кланяются, тут сверху идет занавес, а слева со скоростью спринтера срывается с места Ким, хватает Терешкину и оттаскивает вглубь. Ну и Канделоро заодно. Герой. Браво. Люблю.

балет

Previous post Next post
Up