Много севрских ваз (1)

Dec 07, 2020 17:36







Это, как я понимаю, еще Венсенн, 1752-53 гг. Модель называется «ваза Дюплесси», производилась с рельефными путти и без них. Высота 25 см, мягкий фарфор. Ножка и корпус вазы отлиты, раструб обработан на гончарном круге и вырезан. Ручки, видимо, лепились вручную. Фон называется bleu lapis, по сути - синий имитирующий лазурит. Если присмотреться, на синем фоне золотые прожилки.

Из собрания А.С. Долгорукова, поступила в Эрмитаж в 1918 г.

Князь А.С. Долгоруков был владельцем крупнейшего в России частного собрания фарфора. Коллекция была национализирована и передана в Эрмитаж, после чего Галерея фарфора стала «одним из наиболее значительных мировых собраний произведений Севрской мануфактуры XVIII столетия».





Венсенн-Севр, 1754 г. Миниатюрные копии обычных деревянных садовых ящиков 18 в. для декоративных деревьев. По сути - функциональные жардиньерки, в дне каждой пять отверстий. Вообще вазы для цветов начали выпускать на мануфактуре с 1753 г. Высота 17,6 см, мягкий фарфор. Роспись пурпуром, адаптация произведений Буше.

Поступили в конце 1920х гг. из Музея Училища технического рисования барона Штиглица. Севрская коллекция Училища Штиглица была сравнима с долгоруковской.



Севр, 1759 и 1761 гг. Парные (хотя выполнены с интервалом в 2 года) вазы для цветов «голландские новые овальные». Предназначены для живых цветов, в ножке верхней части поддона сквозные дырки, через которые наливали воду. Фарфоровые цветы, впрочем, в такие вазы тоже ставили. Модель оказалась очень удачной и была «долгоиграющей» - выпускалась в трех размерах с 1754 по 1790е гг., т.е. до самой революции (и во время нее тоже). Причем когда в 1770х годах во Франции нашли каолин и Севр стал пытаться работать не только в мягком, но и в твердом фарфоре, голландские вазы для цветов выпускали в обоих материалах. Вазы могли составлять гарнитур из трех жардиньерок - одна побольше, две поменьше. Эрмитажные вазы третьего размера, высота 17,4 и 17,5 см, мягкий фарфор. Фон bleu lapis.

Из собрания Голицынского музея в Москве, поступили в Эрмитаж из Гофмаршальской части Зимнего дворца в 1910 г.

Голицынский музей был открыт в Москве при Голицынской больнице и состоял из остатков собраний, приобретенных в Вене и Париже во второй половине 18 в. бывшим русским послом в Вене Д.М. Голицыным и его двоюродным братом А.М. Голицыным, с 1762 по 1775 гг. вице-канцлером и вице-президентом Коллегии иностранных дел. Музейные коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства были куплены для Эрмитажа в полном составе в 1885 г.



Севр, около 1760 г. Ручки вазы и крышки лепные. Мягкий фарфор, высота вазы 17,2 см, высота подставки 10,8 см. Сочетание розовой и зеленой красок фона было характерно для Севра около 1760 и в начале 1760х гг.

Приобретены, как и предыдущие, из собрания Голицынского музея в Москве в 1885 г., поступили в Эрмитаж из Гофмаршальской части Зимнего дворца в 1910 г.



Севр, 1760е. Парные вазы-ароматницы «с листвой», они же вазы-ароматницы «листья мирта», они же изредка вазы «мирт». Потому что см. изумительный мирт на горле и плечиках, перевитый белой с золотом лентой. Форма неожиданно, но безупречно сочетает в себе чистое рококо и совершенно неоклассическую ножку с меандром. Крышки, увы, не сохранились. На аналогичных экземплярах в других музеях крышки «ажурные, из витых спиралевидных лент, увенчанные крошечными цветами». Высота 26,5 и 26,3 см, мягкий фарфор. Фон называется petit verd, по-русски это что-то вроде «светло-бирюзовый с зеленоватым оттенком».

Из собрания Юсуповых, в Эрмитаж поступили в 1923 г. из ГМФ.



Севр, 1764. Ваза «с медальонами», она же ваза «греческая с фестонами». Модель откровенно неоклассическая. Об авторе модели спорят - кто-то приписывает авторство Дюплесси-старшему (см.первую вазу данного поста), кто-то - Фальконе в бытность его худруком мануфактуры. А кто его знает. Изысканность безумная - бантики, гирлянды, зеленый фон с белыми каннелюрами, золото лавров, меандра и прямоугольников, а также, обратим внимание, подвешенные на бантиках медальоны, имитирующие камеи (потом этот мотив во весь рост будет в нашем знаменитейшем сервизе с камеями).

Известно девять экземпляров данной модели разного цвета, в Эрмитаже единственный датированный и имеющий крышку золоченой бронзы. Высота 24,7 см, мягкий фарфор.

Из Музея Училища Штиглица, поступила в Эрмитаж в конце 1920х гг.



Севр, 1765-75 гг. Т.н. ваза «с ломаными палочками». Какие именно палочки сломаны, не совсем ясно. Может быть, это белые ложчатые каннелюры на горле, а может, ручки (!!! За такие ручки никто никогда вазу не берет!! Деталь исключительно декоративная!!! Как, впрочем, многие фарфоровые и особенно севрские ручки ваз.) Авторство модели те же авторы приписывают тем же мастерам: Дюплесси-отцу или автору Медного всадника Фальконе. Высота 46 см, мягкий фарфор. Фон называется bleu nouveau. В том медальоне, что на снимке, изображены Гефест и Афродита.

Из Музея Училища Штиглица, поступила в Эрмитаж в конце 1920х гг.



Севр, около 1770х. Парные вазы «на тритонах». Модель выполнена еще в середине 18 в. скульптором Ларю. Высота 36 см, мягкий фарфор. Тритоны окрашены в 19 в. Севрская роспись - цветы на синем фоне, причем цветы выполнены в технике incruste, когда живопись наносится не на цветной фон (иногда на фарфоре виден цветной фон, когда кусочек росписи поверх утрачен), а непосредственно на белый фарфор.

Поступили в Эрмитаж в 1931 г. из ГМФ. Чьи они были до национализаций-конфискаций и кто так лихо покрасил тритонов, не установлено. В принципе в духе времени, если вспомнить крашеные акварелью стеклярусные панно в Ораниенбауме...





Севр, 1770е. Единственная в своем роде ваза. По профилю сходна  с моделью Буазо vase bas-relief, но существенно отличается пропорциями. Считается, что вариант экспериментальный, авторства того же Буазо. Высота 36,2 см, мягкий фарфор. Фон bleu fonce. В верхней части тулова - широкий бисквитный барельефный фриз.

Из собрания А.С. Долгорукова, поступила в Эрмитаж в 1918 г.



(продолжение следует)

фарфор, Эрмитаж

Previous post Next post
Up