Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (24): веера МФ

Nov 25, 2015 19:47

Начну со ссылки на специалиста.


С сайта Эрмитажа:

"Ю.В. ПЛОТНИКОВА

Собрание вееров Отдела истории русской культуры насчитывает более 460 экспонатов и является частью обширной музейной коллекции, включающей предметы русского, европейского и восточного производства.

В коллекции Отдела истории русской культуры преобладают предметы, изготовленные в XIX столетии, среди которых выделяется своеобразная "коллекция в коллекции" - веера, принадлежавшие великой княгине, а затем императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III... Среди вееров Марии Федоровны, наряду с самыми простыми, будничными, изготовленными из вишневого дерева, встречаются и великолепные экземпляры из перламутра и слоновой кости, поднесенные в виде памятных подарков близкими лицами или же послами дружественной Франции. К императорским веерам относится выполненный известным художником-маринистом А.П. Боголюбовым веер с изображением гонки парусных судов, а также знаменитый веер с портретами Александра III и детей императорской четы кисти И.Н. Крамского".

Боголюбовский веер здесь - https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+Applied+Arts/1263670/?lng=ru.

Знаменитый веер 1886 г. с портретами любимых мужа и детей МФ кисти Крамского (вообще, на минуточку, чтобы главный русский передвижник, который пусть не "Тройка", но все же "Незнакомка" и прочее искусное душерванье, расписывал веер царице - это многое говорит и о передвижнике, и о царице) на выставке, правда, представлен не был. Все-таки он несколько не в такт ВЫСТАВКЕ. Но показать покажу.




Менее передвижнические веера, напротив, в количестве.

Вот очаровательный веер 1883 г. из карельской березы, репса и шелка "с изображением женщины в костюме русской боярыни XVII в., сидящей перед зеркалом возле окошка. Роспись выполнена Еленой Барсуковой - ученицей Академии художеств. В 1883 г. на выставке ученических работ Рисовальной школы при Императорском обществе поощрения художеств была удостоена серебряной медали от Комитета поощрения изящных искусств за роспись по фарфору. Работала в мастерских Императорского общества поощрения художеств".




Вот четыре французских веера начала 1890-х гг.

Черное дерево, стальные гвОздики, гренадин, блестки, роспись гуашью - "луна, затмевающая солнце, на фоне которых изображены Пьеро и Коломбина".




Дерево, газ (гренадин), "на лицевой пластине - вырезанная ветка шиповника. Экран из гренадина с росписью гуашью - две дамы в костюмах XVI в., музицирующие среди цветущих деревьев".




Перламутр, газ, блестки, роспись гуашью - Дафнис и Хлоя.













Перламутр, позолота, газ, роспись гуашью - "нижние пластины изображают солнце с лучами, заходящими на поле экрана, на экране роспись - колесница Авроры".













Веера с кружевом у МФ, бесспорно, были. Хотя бы потому, что на нышешней выставке подарков императорскому двору в Генштабе есть изумительнейшее алансонское кружево специально для веера, преподнесенное МФ, в специальной подарочной коробке. Любоваться им явно любовались, но на веер так и не пустили. Почему сохранилось оно на редкость хорошо. Может, правда, МФ не очень любила вееры с кружевом. Но все же образец на выставке был - чудный, с кружевом, правда, брюссельским, и не МФ, а Зинаиды Юсуповой (не путать с Зенеидой - это ее внучка, мать ээээ того самого Феликса).

Веер княгини З.Н.Юсуповой. Франция, 1890-е.
Черепаха, золото, бриллианты, зеленые гранаты, брюссельское кружево, горный хрусталь.
"Веер складной, на правой лицевой пластине золотая накладка с бриллиантами и зелеными гранатами "ЗЮСЭ" *Зинаида Юсупова, Сумарокова-Эльстон), экран из брюссельского кружева с нашитыми на него сколками горного хрусталя".

(Почему ЗЮСЭ, читайте про трех Феликсов - и как вышло, что первый был Эльстон, второй Сумароков-Эльстон, а третий ЮсуповСумароков-Эльстон, она же история трех суперудачных женитьб трех счастливцев-Феликсов.)




ЗЮСЭ с бриллиантами и зелеными гранатами на черепаховой планке внизу.




Но мои любимые веера МФ - там, где действительно хоть сейчас в "Пробуждение Флоры". Ибо эта серия французских вееров (шесть от пяти производителей) - оттуда, из царства цветов начала 1890-х. К сожалению, фотографии в каталоге довольно маленькие, но я слишком тащусь, чтобы не поставить кое-что крупно а кому не нравится, выход быстрый и свободный.

От фирмы Faucon. Слоновая кость, позолота, экран газовый, роспись гуашью и акварелью - "букет цветов на фоне пейзажа".







От фирмы Rodien. Перламутр, позолота, шелк, газ, роспись акварелью и гуашью - "незабудки и вид острова Сите в Париже. Автор росписи - Мари Люси Корнелиус, французская художница, выставлялась в Салонах Общества французских художников с 1885 по 1891 г. и в Национальном салоне с 1893 г.".

(Сите, если кто вдруг не нашел, справа.)




Веер черепаховый, экран пергаментный, роспись гуашью и акварелью - "ветки цветущих яблонь. Автор росписи - Мадлен Лемэр (1845-1928), известная французская художница, которая специализировалась на изображении цветов и работала в жанровой живописи... Дебютировала в Салоне в 1864 г. Была членом общества акварелистов и Общества поощрения изящных искусств".




Веер перламутровый, экран - шелк, газ, роспись акварелью и гуашью - "анютины глазки. Автор росписи - Анри Альберти (1868-?), французский художник... Известен как прекрасный колорист".




Фирма Duvelleroy. Перламутр, фольга, газ, роспись гуашью - "фиалки и гортензии. Автор росписи - Луи Леон Эжен Биллотей... французский художник, который специализировался на изображении цветов".







Еще один веер с росписью Л.Биллотея - перламутр, экран газовый и росписью гуашью, "лицевая пластина выполнена в виде ветки с хризантемами. Экран с росписью - хризантемы и бабочки на фоне пейзажа".







*продолжение следует. К сожалению, далее императриц становится две, и для МФ, как, впрочем, и моды, начинаются сложные времена блядских розочек. Как пойдет, так и пойдет, но, боюсь, анекдотов про святую императрицу будет ой много.*

Эрмитаж

Previous post Next post
Up