Что обувь тогда шили по ноге, равно как и одежду (готовое платье и готовая обувь - удел деревни, пролетариата и люмпена, к которым, строго говоря, современный народ дружно относится), общеизвестно. Что обувь на правую и левую ногу внешне была совершенно идентична (ну, если там не было каких украшений на наружной стороне), тоже уже когда-то говорила. Вот что еще не говорила, так это что дамы со вкусом имели обыкновение заказывать туфли полюбившегося фасона в количестве, много пар разных цветов. Отдельно следует указать, что дама не хуже, а много лучше, чем в наше время, знала, какие цвета ей идут (вообще культура оттенков была изумительная, одни названия, частью оставшиеся со времен рококо, рулят). Вот в пределах тех цветов, которые ей шли, МФ и заказывала обувь. И вообще-то это элемент разумной экономии при необходимой трате очень больших денег на гардероб - к любому платью всегда можно не заказывать туфли, а подобрать из уже имеющихся (а не как Аликс потом будет учить министерство двора экономить, и никто не сможет ей доказать, что покупать оптом выгоднее, чем в розницу).
МФ, "шатенке с карими глазами, одинаково шли как голубые, палевые, серебристо-серые и белые цвета, так и лиловые, вишневые и алые". Я бы добавила сюда темно-зеленый, золотой, кое-какой коричневый, холодно-желтый и вообще холодные оттенки. Туфли соответствуют.
Общее описание данной партии туфель будет следующее: 1880-е, с розетками или бантиками, на французских каблуках, обтянутых внутри лакированной кожей.
Из желтого репса.
Петербургской фирмы H.Inte:
- из серебряной парчи
- из зеленого атласа
- из темно-розового атласа
- из золотой парчи
Парижской фирмы Meier (на стельке клеймо фирмы, включащее изображения медалей, полученных фирмой на "Великой выставке изделий промышленности всех наций" в 1851 г. в Лондоне").
- из атласа лососевого цвета
- из алого атласа
- из атласа цвета цикламен
- из белого атласа
- из сиреневого атласа
Сапожки императрицы Марии Федоровны. 1880-е. Из "сиреневого шелка шанжан, спереди и наверху украшены шелковыми бантами, сбоку застежка на стальные пуговки. Подкладка из малинового шелка. На французских каблуках".
Сапожки императрицы Марии Федоровны. Царство Польское, Варшава, 1880-е. Фирма Gustave Moczatski. Из "коричневой шерсти с носком из змеиной кожи, застежка сбоку на пуговках. Подкладка из малинового шелка. На французских каблуках, декорированных снаружи ажурной металлической накладкой с синими стеклами".
Понтовые стекла на каблуках видно не очень, а вот змеиную кожу на носках - вполне.
Ножка, как видим, была маленькая и узкая, несмотря на шестерых детей. Ручка соответствовала.
Перчатки из белой лайки с перламутровыми пуговками и из черной замши с перламутровыми пуговками же. В правом нижнем углу приведенные как-то выше юсуповские перчатки - зацените разницу называется.
Наконец, шляпки.
"К концу 1860-г гг. дамские шляпки сильно уменьшились в размерах, что произошло параллельно с увеличением причесок и вхождением в моду шиньонов... Вот что писали об этом современники: "Чтобы понять всю мизерность нынешних шляпок, достаточно привести следующий анекдотик. Плачущего ребенка спрашивают: "Душечка, чего вы плачете?" - Ребенок всхлипывает и отвечает: "Ах! мамаша надела шляпку моей куклы и ушла гулять!" [Ваза 1869. С.186].
Шляпа великой княгини Марии Федоровны. Конец 1860-х.
"Шляпа из кремового сукна, поля обшиты кремовым репсом, на тулье расположена заложенная складками кремовая репсовая лента с бантом и белым страусовым пером. Завязки из кремовых репсовых лент. Подкладка шелковая. ...В 1868-69 гг. шляпки носили с бридами (лентами), завязанными под подбородком".
Шляпа великой княгини Марии Федоровны. Около 1870 г.
"Шляпа из кремового неразрезного бархата, тулья украшена кружевом, шелковыми и бархатными лентами, с бантом сбоку. Подкладка шелковая, шляпу придерживает черная узкая резинка".
Шляпа императрицы Марии Федоровны. Начало 1880-х.
"Шляпа из присборенного бархата цвета далия, с малиновыми страусовыми перьями. Подкладка из черного шелка".
Наколка императрицы Марии Федоровны. Россия, 1880-е.
"Наколка из кружева валансьен, украшена бантами из кремовой атласной ленты и оливковой бархатной ленты".
Ток императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, конец 1880-х. Фирма Mangin Mautice.
"Ток из присборенного черного бархата, с эгретом из белого страусового пера. Подкладка из белого шелка".
*веера в следующей серии*