Примерно год назад я уже писала статью по новому закону об образовании. За время обучения в магистратуре нам надо написать две статьи по теме своего диплома. Так вот это вторая. В университетском сборнике она ещё не опубликована, но здесь я её уже выложила.
Обзор некоторых изменений в системе школьного образования в свете нового закона об образовании в РФ
На современном этапе развития общества, в том числе России особое значение приобретает стратегия развития образования, определение места образования в системе государственной политики, развитие механизмов участия гражданских институтов в формировании и реализации образовательной политики. Эти вопросы получили отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Широкое развитие сегодня получило такое научное направление как философия образования. С точки зрения философии авторы рассматривают вопросы сущности образования, ценностей современной образования, построения современной парадигмы. Особое значение среди философских работ имеют работы Гершунского, который раскрывает не только понятие и подходы к сущности образования и образовательной системы, но и дает философскую трактовку образовательной политике в контексте событий современного мира. При исследовании политики следует принимать во внимание исторический аспект. Вопросы взаимодействия государства и общества, значение государственной политики в сфере образования получили свое освещение еще в ХIХ веке в трудах таких исследователей, как К.И. Арсеньев, А. Оскольский, В.П. Безобразов. Вопросы реформирования образования конца ХIХ - начала ХХ века рассматривались в работах Е.А. Звягинцева, С.А. Князькова, Н.В. Чехова[7].
Реализация задачи модернизации образования отличается тем, что данная сфера выполняет специфическую функцию в обществе - она обслуживает потребности других общественных сфер, так, например, удовлетворяет потребности освоившего инновационные механизмы развития производства и одновременно является фактором его развития, создавая феномен опережающего развития кадрового потенциала[5].
Если обратиться к докладу С.Л. Катанандова, руководителя рабочей группы Президиума Государственного совета РФ по вопросам реформы образования, то можно увидеть ориентиры модернизации:
* малоэффективное содержание общего образования;
* недостаточно эффективное профессиональное образование;
* неэффективное управление образованием;
* устаревшая система социально-экономического обеспечения и подготовки педагогических кадров[9].
Таким образом, мы видим, что изменения в системе среднего общего образования закономерны и продиктованы необходимостью модернизации образования. Главной ступенью образования, на которой закладываются дальнейшие возможности, ресурсы и способы развития личности ребенка, является общее образование. Остановимся более подробно на том, какие изменения прописаны в новом Законе.
В качестве безусловно положительного момента можно назвать то, что Закон об образовании сохранил базовые принципы и нормы в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования. Сохранены права выбора образовательной организации, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовые гарантии доступности и качества образования и др. В тексте Закона об образовании нашли отражение закрепленные действующим законодательством принципы общедоступности и бесплатности образования в России.
Среди основных, относительно положительных ноу-хау закона можно назвать следующие: в школах вводится преимущественное право записи в начальный класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов будет проводиться только в средних и старших классах.
По мнению Марины Лукашевич, директора правового департамента Министерства образования и науки РФ, главную цель разработки нового закона можно сформулировать так - новый закон должен стать основой для развития человеческого потенциала. Максимально обеспечить каждому те условия, которые система потенциально способна предоставить. Новый закон должен был расширить образовательные возможности и для обучающихся, и для педагогов [5].
По мнению сторонников нового Закона, главным результатом образования становится результат не предметный, а личностный. В принципе центр системы образования - это человек. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. В предыдущих стандартах были только конкретные темы, которые должны изучать ученики, и знания, умения и навыки, которыми они должны овладеть. Теперь будут важны и те знания, умения и навыки, которые ребёнок может применить в жизни. Кроме того, в новом законе целая глава посвящена поддержке одарённых детей. С точки зрения законодателей Закон закрепляет образовательные права личности, на всех этапах: от младенчества (дошкольное образование может быть получено с 2 месяцев) до зрелого возраста.
Согласно новому Закону, в школах возможно внедрение сетевой формы обучения - то есть в учебном процессе принимают участие несколько организаций. Например, обучаясь в гимназии с гуманитарным уклоном, ученик обнаружил склонность к физике, которую в другой школе преподают более качественно и углублённо. Он имеет право пойти туда изучать этот предмет. Или, например, в школах есть уроки пения, а ребёнок посещает
школу искусств, где получает музыкальное образование. По предыдущему закону он обязан ходить на урок. По новому - успехи в дополнительном образовании могут быть засчитаны в школе. То же будет и с молодыми спортсменами.
В новом законе продумана система взаимодействия - у детей появится возможность выбирать конкретную образовательную программу (например, ребенок проходит основной курс в одной школе, но на некоторые занятия ходит в другое образовательное учреждение).
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Четко прописано, что считается местом учебы для тех, кто получает знания через Интернет.
Школы должны будут более ответственно относиться и к вопросам безопасности на своей территории. И если раньше виновных в несчастном случае, который произошел в стенах школы, найти было трудно, то сейчас все детали и ответственность прописаны законом. Там появилось даже особое понятие «безопасная школьная среда».
Наряду с определенными достоинствами в принятом законе имеются и отрицательные стороны, которые до сих пор активно обсуждаются заинтересованными гражданами.
Вместо гимназий и лицеев, которые перестанут существовать, появятся «нетиповые учебные заведения». Есть вероятность, что значительная часть молодежи потеряет возможность учиться по программам повышенной сложности, по которым они занимаются сейчас, или за это придется платить деньги.
Так, например, Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт», говорит о том, что правительство рассматривает образование как затратную сферу. Оно не рассматривает образование как сферу производительную, даже больше - как единственную производительную сферу, безусловно, необходимую стране - ведь без нее никакие другие производительные сферы не могут существовать. Но для правительства затраты на образование суть всего лишь затраты. Для него это исключительно потеря денег[10]. По образному выражения Привалова «перед реформаторами образования поставлена была, насколько я понимаю, такая задача: значит, ребята, денег на это образование идет немерено, а на самом деле никому оно так уж особенно и не нужно. Поэтому сделайте, пожалуйста, так, чтобы все было прилично - чтобы было как у людей, чтобы с современными словами, что вот образование на грани фантастики, по последнему слову науки двадцать первого века - но при этом, чтобы было подешевле»[10]. Действительно, Законом декларируется, что расходы на образование будут складываться из федеральных, региональных и различных частных инвестиций. Но, как правило, денег у регионов нет, причем нет, не только на образование, но и на другие сферы; многие регионы попросту являются дотационными. Например, новый закон облегчает процедуру закрытия сельских школ. Это, несмотря, на заявление министра образования и науки Дмитрия Ливанова о том, что закрытие сельских школ недопустимо. Для наглядности можно обратиться к статистике: за 90-е годы в России было ликвидировано около 1000 сельских школ, за 2000-е - около 19 тысяч сельских школ. Раньше ликвидировать сельскую школу можно было только с согласия сельского схода, во вступившем же в силу законе такого положения нет. Также хочется отметить то, что в новом Законе отсутствуют коррекционные школы и детские сады, как особый тип образовательных организаций. Детей из таких школ предлагается перевести в обычные школы. Для чего это делается, нам понять сложно. Такое ощущение, что люди, которые прописали эту норму в законе, не понимают специфики
образовательной системы. В Законе не объясняется как создать в школе специализированные условия для детей с ограниченными возможностями, для детей требующих особого подхода. Кроме того, возникает проблема психологического свойства - дети прекрасно понимают, что они «не такие».
Нельзя оставить без внимания мнение Олега Николаевича Смолина, первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию, который считает, что новый закон об образовании хуже закона 1992 года. В своём докладе о проекте нового закона об образовании Олег Николаевич Смолин, также подчёркивает, что успехов нового закона значительно меньше, чем недостатков. Он говорит о том, что закон должен приниматься в том случае, если он принесёт пользу, а не вред, то есть нельзя нарушать принцип «Не навреди». В этом докладе Смолин, очень резко отзывается о законе. Он считает, что реформа образования носит ярко-выраженный антисоциальный характер. По его мнению, всё содержание закона можно было бы уместить в двух положениях: «Статья 1. Министерство образования и науки может всё, если захочет. Статья 2. Кто не понял, см. статью 1.» [8].
В «Справедливой России» и вовсе пришли к выводу, что сам закон затевался для коммерциализации образования. «Этот законопроект продолжает совершенно неудовлетворительную концепцию так называемого закона № 83, который изменил статус всех бюджетных учреждений социальной сферы и обеспечил их коммерциализацией», - отметила в беседе с «Экспертом Online» справедливоросс Оксана Дмитриева. По ее словам, закон ориентирует все образовательные учреждения на то, чтобы работать по рыночным критериям. «По факту это ведет, с одной стороны, к расширению платности в системе образования, что на наш взгляд противоречит Конституции, а, с другой стороны, полностью деформирует систему оценки качества отдельных учреждения образования и отдельных
педагогов и профессоров преподавательского состава», - сказала Дмитриева.
Таким образом, у нового закона «Об образовании» больше оппонентов, чем сторонников. Специалисты даже утверждают, что это первый шаг к платному образованию. По их мнению, многие статьи писали экономисты, а не педагоги.
Еще резче о документе высказался Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, доктор философских наук, академик МАНПО, член союза писателей России Сергей Комков: «Если концепция закона останется прежней и при этом не изменится принцип финансирования системы образования, Россию ждет неминуемый крах. Ничего специально не говорю про ЕГЭ. Эта «штучка» не просто уже изменила всю систему образования. Она, так же как в свое время в США, приведет нашу страну к полной дебилизации. Но американцы от нее уже отказались, а мы только встаем на этот пагубный путь. И новый закон, вводящий ЕГЭ как главную и единственную форму итоговой аттестации выпускников, фактически ставит крест на всей системе образования в России».
Кроме того, в течение 2013 - 2016 годов будут приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Будут учитываться требования к формированию государственного задания образовательным организациям и порядку установления нормативов финансового обеспечения с учетом качества работы образовательной организации[11]. Таким образом, можно говорить о том, что адаптация школьного образования к вступившему в силу закону в данный момент активно продолжается.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]//
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 2. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266 [Электронный ресурс]//
http://www.consultant.ru/popular/edu/ 3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]//
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368 4. Вред и польза реформы образования [Электронный ресурс]//
http://www.vestikavkaza.ru/articles/Vred-i-polza-reformy-obrazovaniya.html 5. Интервью Марины Лукашевич, директора правового департамента Министерства образования и науки РФ, для Рапси-ньюс [Электронный ресурс] //
http://rapsinews.ru/legislation_publication/20130827/268677717.html 6. Медведев Ф. Новый закон - новые правила // РБК: ежедневная деловая газета [Электронный ресурс] //
http://www.rbcdaily.ru/politics/opinion/562949986648404 7. Новый закон об образовании: мифы и реальность [Электронный ресурс] //
http://www.trud.ru/article/01-09-2013/1299243_novyj_zakon_ob_obrazovanii_mify_i_realnost.html 8. Олег Смолин о проекте нового закона об образовании [Электронный ресурс] //
http://netreforme.org/category/kritika-reformyi/kritika-zakona/page/2/ 9. Особенности публичной политики в сфере образования в условиях политической модернизации: автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Портнягина Елена Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена] - Санкт-Петербург, 2008 - Количество страниц: 20 с.
10. Привалов А. Образование погибло [Электронный ресурс] //
http://netreforme.org/category/kritika-reformyi/kritika-zakona/ 11. Сазонов Б. Проблемы и пути модернизации российского образования [Электронный ресурс] //
http://www.fondgp.ru/lib/mmk/49 12. Состояние российского образования в преддверии принятия нового закона. Положительные и отрицательные моменты законопроекта. Коррупция в системе высшего и среднего образования (интервью А.Н. Комкова, президента Всероссийского Фонда Образования, для газеты Аргументы недели) [Электронный ресурс] //
http://argumenti.ru/presscenter/id/88 13. Характеристика целей и задач приоритетного национального проекта «Образование», сведения об их ресурсном обеспечении [Электронный ресурс] //
http://rosmu.ru/activity/attach/events/1179/sostoyanie.pdf 14. Школа на перепутье [Электронный ресурс] //
http://expert.ru/northwest/2013/36/shkola-na-perepute/