Их нравы

Jan 23, 2007 15:52

Газетные объявление о знакомствах появились достаточно давно. В 19 веке они расцвели пышным цветом, и уже не считалось зазорным искать себе невесту или мужа для дочери через газеты.
Буржуазный век определяет свои правила, и искали не столько духовно близкого человека, сколько девушку, чей отец сможет обеспечить начальный капитал или вовсе даже безбедное существование.

Объявления из газеты «Berliner Tageblatt».
[К сожалению, автор нкиги не указывает год, когда они печатались]

«Еврей, 30 лет, желает жениться на представительнице крупного берлинского производства блузок и платьев…»
«Помещик, 4- лет, еванг. вероисповедание, ищет знакомство с дамой состоятельной, особенно если она помещица…»
«Владелец фабрики, офицер в отставке, с хорошим положением, 31 года, честный, видная, симпатичная внешность, желает путем объявления вступить в счастливый брак с молодой особой приятной наружности. Желательно состояние в 150 или 200 000…»
«Студент-юрист, на последнем курсе, очень красивый молодой человек с хорошими манерами и приятным характером, деятельный и энергичный, не имеющий долгов, ищет богатую подругу жизни. Безразличны как внешность, возраст и вероисповедание, так и другие обстоятельства, часто считающиеся недостатками»

Девушки выставлялись буквально на торги.
«Ввиду преклонного возраста отец, тайно от всех родных, ищет для дочери, евангелического вероисповедания, 28 лет, приятной наружности, с хорошим образованием, знающей музыку и языка, также рукоделия, домовитой и скромной, благородного поведения и характера, жениха, университетски образованного молодого человека симпатичной наружности, высокого роста, с крепких здоровьем, солидным характером, приблизительно 30 лет, предпочтительно врача, юриста, высшего чиновника, преподавателя, аптекаря. Вдовцы исключаются. При хорошем приданом ежегодно 5 000 марок процентов с капитана в 100 000…»

По мере того, как в эпоху капитализма брак стал, в особенности в аристократическом классе, откровенно коммерческой сделкой, графский, княжеский титулы все больше превращались в предметы торга, предлагаемый тому, кто за него даст большею
В одном и том же номере «Berliner Tageblatt»:
«Граф готов удочерить богатую особу…»
«Князь готов передать имя и титул богатой особе путем удочерения, иначе имя угаснет…»

Или вот:
«Воззвание к аристократам. Солидный посредник отправляется в скором времени в Америку, что он имеет хорошие связи в финансовом мире, и где он думает найти для нескольких аристократов миллионных невест…»
«Принца или джентльмена из старой аристократической семьи ищет в целях скорого замужества американка, лет 20 с лишним, круглая сирота, совершенно одинокая, с ежегодным доходом в 100 000 марок, видная, привлекательная внешность, любительница спорта и музыки».

Но то брак. А хорошее дело браком не назовут Но не все связи фиксируются этим институтом.
Вот например.
«Некий Крез видит в одном из парижских бульваров элегантную даму, возбуждающую его любопытство, и желает ею обладать. Не жениться, но просто приятно провести время. И он будет обладать этой дамой, хотя она, вероятнее всего, замужняя и во всяком случае из хорошей семьи. Все, что заинтересованному предстоит сделать, это послать депешу по адресу одного из крупных домов свиданий, коих ныне в Париже от 90 до 100, и заявить заведующей о своем желании, и о том, сколько он намерен заплатить.

Заведующая одним из наиболее шикарных домов свиданий сообщает следующие данные: «Недавно явился ко мне господин, желающий познакомиться с одной дамой, и заявил, что в случае надобности готов заплатить 14 тыс. франков. Я разыскиваю даму и передаю свою карточку. Она появляется очень не в духе.
- Кто вы, мадам?
- Вы же прочли мое имя.
- Да, мадам, но это имя ничего мне не говорит.
- Так вот, мадам, у меня есть приятель, который очень хочет познакомиться с вами - и который очень щедр.
- Не понимаю, что вы хотите этим сказать, и что вам вообще нужно от меня.
- В таком случае, простите за беспокойство, мадам… Вы знаете мой адрес?
- Да.
- Вы позволите оставить вам мою карточку… Вы можете написать мне, когда вам будет угодно. До свидания, мадам.
- До свидания.
Неделю спустя я получаю письмо, приглашающее меня в читальню магазина. Как только дама увидела меня, она подходит и довольно грубо спрашивает:
- Вы были у меня несколько дней тому назад и рассказывали мне о чьей-то небывалой щедрости. Я не понимаю, что вы хотите этим сказать. Прошу вас, объясните обстоятельнее!
- С удовольствием. У меня есть приятель, располагающий 14 000 франков.
- Хорошо, я подумаю.

Неделю спустя - новое письмо, назначающее мне встречу в том же месте.
- Ну что, обдумали?
Она довольно равнодушно отвечает:
- Да, но, по-моему, этого мало!
- Прекрасно, мадам, я переговорю со своим приятелем.
И дело уладилось за 20 тыс. франков». [Ой что-то мне эта цифра напоминает.. все, молчу-молчу].

Из книги Эдуарда Фукса «История нравов. Буржуазный век».

история нравов, 19 век

Previous post Next post
Up