ЯН ВЕРМЕР (Vermeer, Jan) (1632-1675), нидерландский художник, в основном его работы посвещены бытовой живописи и жанровым портретам, один из известнейших художников «золотого» 17 в. Родился в Делфте (отсюда прозвище - «Делфтский») в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели, а также торговлей картинами. Был крещен 31 октября 1632. Живя в кальвинистской, но достаточно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, принявшим исповедание своей жены. В 1662-1671 состоял деканом гильдии делфтских художников.
Географ
Особенно интересны на его картинах бытовые мелочи, которые как бы приближают нас к далекому 17 веку. И мода тоже :)
Ранние картины писал на мифологические и евангельские темы (Диана с нимфами; Христос у Марии и Марфы) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко.
Позднее обращался исключительно к мотивам окружающей жизни, придавая им по-своему мифологическую, полную тонких поэтических аллюзий окраску. Свидетельством безусловной творческой зрелости служит композиция "У сводни" (1656), - сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, равно как и на фактуре вещей, Вермер превратил здесь бордельную сцену в романтическое таинство любви; при этом свою супругу, К.Болнес, он, вероятно, представил в виде веселой девицы, а себя - в качестве одного из двух кавалеров.
Любовь в самом широком, равно плотском и духовном, смысле, остается с той поры лейтмотивом его картин. Героини Вермера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями; все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное умение мастера передать атмосферу жилой среды, вкрадчиво привлекающей зрителя на роль кавалера (тем паче, что в подавляющем большинстве случаев фигура последнего в картине знаменательно отсутствует). Даже там, где эротические намеки уступают место чистому жанру, сохраняется чувство тайной симпатии, призванной надежно связать зрителя и образ. Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит неяркий дневной свет, являющийся в то же время (если использовать язык философии того времени) «естественным светом разума», постигающего загадки натуры, причем процесс этого постижения отнюдь не переходит у Вермера в сухую дидактику.
(c) Интернет
Girl Asleep at a Table
Soldier and a Laughing Girl
The Milkmaid
Woman Weighing Pearls (Woman Weighing Gold)
The Music Lesson
Young Woman with a Water Pitcher
Girl with a Pearl Earring
The Concert
Mistress and Maid
The Art of Painting
Lady Writing a Letter with Her Maid
The Guitar Player
The Love Letter
The Lace-maker