В средние века развитие косметики затормозилось, так как церковь преследовала тех, кто пытался ухаживать за своим «грешным телом».
Но в эпоху Возрождения к XVI веку она вновь получила широкое распространение в Европе, хотя имела скорее декоративный, чем лечебный характер - люди начали румянить щеки, красить губы, брови, ресницы и густо посыпать свои парики пудрой. Ученый монах того времени Фиренцуола составил трактат о женской красоте, в котором впервые задокументировал канон в этой области. Согласно трактату Фиренцуолы,
лоб женщины должен быть в ширину не больше, чем его двойная высота. Кожа лица должна быть светлой и гладкой, виски - не слишком узкими. Брови - темными и густыми, белки глаз - синеватыми, веки - с едва заметными жилками, ресницы - светлыми. Губы не слишком тонкие, ровно лежат одна над другой, зубы цвета слоновой кости, не слишком острые, и так далее. Гениальные полотна да Винчи, Рафаэля и Тициана - запечатленные на века установки монаха…
Рафаэль
Тициан
Леонардо да Винчи
К XVI - XVII веку особенно популярной стала пудра. Ее смешивали с яичным белком и наносили на лицо очень густым слоем - чем толще, тем лучше. Королева Англии Елизавета I прорисовывала на слое пудры сосуды лица, чтобы подчеркнуть (сымитировать, конечно) прозрачность кожи. Чуть позже появились мушки - кусочки черного и красного пластыря, которыми прикрывали оспинки на лице. В XVIII веке в моду вошли накладные брови из кусочков мышиных шкурок. За щеки закладывали пробковые шарики, чтобы подчеркнуть округлость лица. Белилами и румянами украшали даже совсем юные лица, не нуждавшиеся ни в каких украшениях Отсюда и «кукольный» вид портретов того времени: не каприз художника, а суровые реалии.
Елизавета I
Склонность к злоупотреблению косметикой приводила к курьезам. Сенат Франкфурта-на-Майне даже издал специальный указ, считавший обманом вовлечение в брак женщиной мужчины, если она скрывала косметикой свои недостатки. Причем женщину судили за колдовство, а брак расторгался.
Со временем косметика стала играть немаловажную роль в большой политике - в самом прямом смысле слова. В эпоху правления Екатерины Медичи в ходу были мази, пудры, духи, содержащие смертельный яд. История сохранила для нас имя мастера смертельных украшений. Это Рене Флорентиец, парфюмер и отравитель.
С 1566 г. при дворе нужно было появляться с крашеным лицом и белокурыми завитыми волосами.
Екатерина Медичи:
С середины XVIII в. косметика стала развиваться как современная наука - началась эра научных исследований в косметической области. Именно тогда король Франции поручил Академии наук выяснить, насколько безопасны для здоровья румяна и прочая косметика. Заняться этим поручили известному химику того времени Антуану Лавуазье.
Антуан Лавуазье.
Антуан Лавуазье с женой
Бледное лицо было в моде вплоть до середины 18 века, когда французские модницы стали использовать красные румяна и помаду для придания здорового румянца своим лицам. Примерно в это же время стали появляться первые солнцезащитные средства, из которых самыми безопасными были пляжные зонтики и шляпки.
В большинстве косметических рецептов того времени использовались травы, цветы, овощи, ключевая вода и даже ягоды. При этом почти все косметические средства создавались местными аптекарями и содержали опасные вещи - ртутную и азотную кислоту. Все это не только плохо отражалось на коже, но и было опасно для жизни! (Вот уж точно, красота требует жертв!)
Кстати сказать, мужчины также активно пользовались косметикой вплоть до середины 17 века. Не все, конечно, были такие которые считали мужчин с румяными щеками денди. Викторианские леди и джентльмены косметику, прямо скажем, не уважали. Они считали, что макияж нужен исключительно проституткам и актрисам (многие полагали, что проститутка и актриса это одно и то же). Любой намек на румяна или помаду был достоин презрения.
Вера в колдовские способности косметики и парфюмерии порождала любопытные защитные реакции. Например, такие, как биль, принятый парламентом Англии в 1779 г.: "Всякая женщина любого возраста, будь то девица, замужняя или вдова, если с помощью духов, помад, румян, высоких каблуков или кринолинов соблазнит подданного его величества, будет судима как за колдовство, и брак будет считаться недействительным".
"Мушки" (Материал с
Википедии)
Мушка (от фр. mouche) - косметическое средство для коррекции кожи, распространённое в XVII - XVIII веках в аристократической и буржуазной среде.
Представляла собой кусочек чёрного пластыря, тафты или бархата, который приклеивался на лицо, грудь или плечи в виде «родинки».
Считается, что своим появлением мушка обязана британской герцогине Ньюкастл, кожа которой оставляла желать лучшего. Герцогиня изобретательно обыграла свои недостатки при помощи круглых кусочков чёрной тафты, которые на её лице стали играть роль «искусственных родинок».
С их помощью удалось не только «победить» неровности кожи, но и оттенить белизну лица. В Англии этот чёрный кружочек стали называть beauty spot (буквально - пятнышко красоты), а ещё - patch (заплаточка) или speckle (крапинка).
Во Франции, куда мода на beauty spots проникла очень быстро, их стали именовать moucheron или mouche (муха). Именно это название прижилось потом и в России.
В те времена женскую красоту мог в одночасье уничтожить коварный враг - оспа: самые прекрасные лица оказывались изрыты страшными рубцами, которые не исчезали даже, спустя многие годы. Мушки пришлись как нельзя более кстати.
Существовал даже настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки, нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей.
Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки - кареты и мушки - кораблики.
Считалось, однако, дурным тоном залепливать своё лицо до состояния неузнаваемости - такое безобразие было «приличествующим» только в среде куртизанок.
Cуществовал т.н. «Язык мушек» Дама не могла выразить кавалеру свою приязнь или, напротив, отказать во взаимности. Для этого она прибегала к иносказаниям. Мушки, приклееные на лице особым образом, могли сказать об их обладательнице больше, чем она сама могла себе позволить.
Разные источники содержат различную трактовку положения мушек (вероятно, со временем значения менялись). Историк М.Н. Мерцалова пишет о том, что мушка-полумесяц приглашала для ночного свидания, амурчик означал любовь, а карета - согласие на совместный побег.
Круглая мушка, расположенная между виском и глазом называлась «убийцей» или...«страстной особой». Если на лице были две-три мушки то интерпретация зависела от возраста, положения в обществе и репутации женщины.
Мужчины тоже иногда пользовались мушками, но, разумеется, реже, чем их жёны, дочери и дамы сердца.
После Французской революции мода на мушки сошла на нет.