Выбирая судьбу своему ребенку

Sep 22, 2012 02:25

Я уже как-то писала в блоге о воспитании дворянских детей. В наши дни, мне кажется, нельзя не задаваться вопросом, что лучше влияет на формирование личности в человеке: отеческая строгость и безусловная материнская любовь? В идеале, конечно, нужно сочетать оба этих метода, но, как правило, идеал оказывается недостижим. И ребенок растет под влиянием какого-то одного метода, приобретая весь позитив и весь негатив, который этот метод приносит с собой в жизнь и личность ребенка.

Хотя самодисциплина и жесткие рамки этикета, принятые в дворянском обществе, не позволяли никому излишне потакать своим индивидуальным наклонностям - зато общение с хорошо воспитанным и предсказуемым человеком было вполне комфортным времяпрепровождением. Не требовалось беспокоиться о том, какие комплексы в вашем собеседнике оставили детские переживания, нет ли у него, часом, медвежьей болезни, анорексии или заикания. И уж тем более не надо было нервничать, что как раз вам и придется выслушать подробный рассказ о протекании невроза, энуреза и педикулеза, мучившего собеседника в детские годы. Пустопорожние, но в целом приятные дни и скучные, но блестящие вечера в светском кругу - не самый верный путь к тому, чтобы вырасти креативной натурой и оставить несмываемый след в истории.

Но сам собой возникает вопрос: многие ли годятся для великих дел? Чем на пустую голову воображать себя помесью Шекспира с Парацельсом, лучше научиться вести себя как приличный человек. На что и было направлено дворянское воспитание, которое осуществляли не столько родители, сколько гувернантки с гувернерами.

Первейшая обязанность гувернера - зудеть над ухом воспитанника: «Держите спину!», «Говорите грамотно!», «Ешьте медленно!», «Сделайте умное лицо!» Любящей матери такое обращение с малышом неприятно. Матери предпочитают восторгаться проявлениями юного дарования, они могут излить на ребенка море тепла и ласки, зачастую перебарщивая и с лаской, и с восторгами. Потом, когда ребенок становится подростком и ему надоедает материнская гиперопека, он может удариться в протестное поведение, последствия которого бывают весьма опасны. Или может найти определенный цимес в чрезмерной опеке, пристраститься к шантажу и манипуляциям. Вот тогда он начнет вести себя именно так, как описывала Тэффи в «Банальной истории»: «Линочка подходила к нему мягкой кошечкой и шепелявила: «Папоцка! Дай Линоцке тлиста фланков на пьятице. Линоцка твой велный длуг!» И что-то было в ее глазах такое подлое, что папочка пугался и давал».

Зато Линочка точно не станет так называемым "травматиком" - ребенком, получившим детскую психотравму из-за чрезмерной холодности и строгости родительского обращения. Как сложно найти золотую середину между этими полюсами... И как много в будущем ребенка зависит от родительской находчивости...

психология, взаимоотношения, семья

Previous post Next post
Up