Множества,подмножества:закон,заповеди,правила церкви.Храм Троицы

Apr 04, 2012 08:32

В воскресенье я была на литургии в храме Св.Троицы на м.Новослободская:


Попала туда совершенно случайно. Просто не успевала в другой храм, а оказалась в это время как раз на Новослободской. И зашла в первый попавшийся храм:





Будучи воцерковленной православной, в последнее время расслабилась, и сильно опаздываю на богослужения. А сейчас Великий пост. Исповедь еще не закончилась, хотя уже должно было начинаться причастие. Причащаться, разумеется, я не собиралась т. к. не готовилась к нему. Но исповедоваться можно всегда. Поэтому я не упустила случая. Молоденький батюшка милостиво не донимал меня советами, за что ему низкий поклон.

А потом - когда люди причащались - я рассматривала храм. Красивый. Классический свод.
Белый мраморный иконостас. Даже мраморные ограждения с двух сторон для клироса:






Замечательные фрески. Не Васнецов ли местами расписывал?




Как мне казали, служил в этот день настоятель храма - епископ Аркадий. Здесь на фото он изрекает своё слово к прихожанам по поводу причастия. Изрекает уже после того, как причастил паству.


Собственно, ничего эксклюзивного он не сказал: делать из причастия привычку нельзя. Причастие - это свято, к нему нужно готовиться тщательно. Читать каноны, поститься, сходить на исповедь.

Он забыл еще сказать про вычитывание огромного последования ко святому причащению. Всё правило, которое положено вычитывать православному перед причастием, занимает не менее часа (если в быстром темпе со свободным знанием церковнославянского языка) . И (!) быть на литургии нужно с самого начала. Ну, или как минимум с момента чтения Евангелия. Но могут не благословить причащаться, если опоздание - это как священник решит.

Кстати, я причащалась довольно давно - много месяцев назад...

Коротенько сказав, епископ удалился, причем проходил по храму от алтаря к выходу, и паства имела возможность взять у него благословение. Ну, что ж не взять - встала со сложенными ручками и я. Но, как оказалось, встала не с той стороны. Полоска верующий выстроилась к выходу левее алтаря, я а и еще единицы таких же «бестолковых», не разумеющих правила, правее, образуя как бы коридор епископу. К моему удивлению, епископ Аркадий, благословлял только тех, кто стоял слева. И, хотя мы - эти самые неразумеющие единицы - стояли от него на таком же расстоянии, только справа, в нашу сторону он лица не повернул. Ну, не повернул, так не повернул.

Часто в среде православных можно увидеть в таких случаях на лицах испуганность - ах, что бы это значило, это Бог прогневался, это не к добру и т. д. И бегут за священником или торопятся встать там, где он будет благословлять. На эту картину бывает просто неприятно смотреть. Если он просто не видит (что вряд ли), то никакого ужаса нет - он просто не видит. Если видит и проходит мимо, благословляя строго по правилу - слева стоящих без разбора лиц (а так и было), - то он демонстрирует какой-то странный вид гордыни. Видимо, это болезнь у них профессиональная - у митрополитов. Такую картину я видела не только в Москве, но и когда в Волгограде жила.

Смотрится это мягко говоря некрасиво, особенно если в этот момент держать в памяти, что Христос мыл ноги ученикам, а также не гнушался общением ни с кем, не боялся подходить к людям, отклонялся от маршрута. Странно думать, что Иисус ходил исключительно стандартно - по прямым углам, а если окружающие не соответствовали его представлениям, то гордо обходил их вниманием. Христос поступал ровно наоборот. И на тачках дорогих не ездил. Один раз только - на осле в Иерусалим...

Ниже на фото за подсвечником уже другой священник - вынес крест для целования.
Кстати, симпатичный подсвечник:





Епископ уже удалился. Народ постепенно рассасывался. Я увлеклась рассматриванием фресок и икон, фотографировала .





Ко мне подошел мужчина. Видимо, постоянный член этого прихода. По-взрослому, глядя на меня сверху вниз (он выше среднего мужского роста, а я среднего женского), он сказал, что снимать нельзя без благословения. Эту «песню» я слышала неоднократно, поэтому выдала ему, что у меня есть благословение.

- А кто Вас благословил? - не унимался он.
- Какая разница? - Вам это имя ничего не скажет, - отвечала я.
- Так надо брать благословение у местных священников. Зачем Вам эти фотографии? - спросил он тоном человека, который заподозрил рядом «врага народа».
- У меня есть блог, я публикую там фотографии и пишу, проповедуя веру. Я воцерковленный человек. Уже более десяти лет, - отсекала я. Но он не унимался.
- А зачем Вам это надо? Вас на это благословили?
- Благословили давно, раз и навсегда. Мне на каждый чих брать благословение? Вот скажите, Пусси Райт без благословения оскверняли храм, и Вы бы не дёрнулись...
- Я бы их вышвырнул.
- Так почему же Вы не позволяете фотографировать человеку, который наоборот людям веру несет?
- Надо брать благословение у священника. И вообще раньше фотоаппаратов не было, и ничего.
- Раньше и икон не было, напомню.
- А Вы знаете, что в Евангелии есть указание на первую икону.
- Даааа??? - насмешливо удивилась я, - Вы меня еще тестировать будете?
- Да, - гордо произнёс мужчина, - икона спаса нерукотворного. Христос однажды вытерся полотенцем...
- Напомню, что в Евангелии этого нет - это апокриф, сказала я, а про себя отметила, что в Библии зато есть много указаний на то, чтобы не поклонялись изображениям. - У кого брать благословение?
- Вот батюшка, - и он показал на священника, который вынес крест.

Ладно. С оттенком раздражения я подошла к этому священнику.
- Батюшка, благословите фотографировать в храме.
- А зачем?
- Я православная, пишу в блоге, там фотографии публикую.
- Нет, я не могу, - опасливо сказал священник.
- А кто может?
- Епископ Аркадий.

И я отошла, испытывая еще большее раздражение. Подойдя снова к тому мужчине, я сказала, что оказывается нужно искать епископа, который уже ушел и вряд ли меня примет. Да и не хотела я по такому ничтожному поводу я к нему пробьюсь (знаю об этой церковно-бюрократической системе). Спросила мужчину, как его зовут. - Николай, и его тут многие знают.


Попрощавшись, я сказала, что, возможно, мы еще увидимся. Хотя вряд ли я буду посещать именно этот храм постоянно. Я не люблю «ходить по прямым углам», соответствовать стандарт-ожиданиям благословляться на каждый чих. Однажды, уж не помню в каком храме, мне сказали завсегдатаи, что благословляться нужно даже на чтение Псалтири. На что я ответила, доведя мысль до логического предела: «А на исполнение заповедей Христовых благословение еще не нужно брать?»

Каков поп, таков и приход. Именно завсегдатаи - постоянные прихожане своими действиями и рассказывают о том, каков поп. Они быстро обозначаются, если ты чуть отступаешь от жестко определенных тут правил. Поэтому большой степенью вероятности можно судить о том, на чём стоит местечковое православие - на заповедях и христовой свободе или на произволе местного «Папы Римского». Что ни приход, то Папа Римский: Папа сказал - закон. Это не православие. Возводить правила поздних времен в ранг чуть ли ни заповедей - слишком много на себя брать.

«Класть сумки на подоконник не благословляется», «входить в коротких юбках и шортах не благословляется» и т.д. - это апофеоз. Такое я видела в других храмах, но вполне могло быть и здесь. Ну написали бы «не разрешается» - честнее бы было. Но сравнивать благословение (Божие, кстати, ибо священник лишь его проводит) с разрешением (человеческим) - это извращение понятие «благословение».

Что же касается фотографирования, то эти вопросы я уже для себя все разрешила. После того, как в 2002-2003 году в храме ко мне подходили какие-то люди и пыхали мне вспышкой с лицо, не спрашивая у меня никакого «благословения» на фотографирование меня. И что потом делали с этими фотографиями мне неизвестно. Известно только, что буквально на следующий день - через день в том же приходе на меня смотрели дикими глазами, что невозможно было перепутать или назвать мнительностью. С моим-то анализом, рефлексией и обыкновенным вопросом к себе: «а может мне показалось?» Но очевидные вещи не кажутся, их ни с чем не спутаешь, сколько не «прячь голову в песок».

Добавлю, что часто в последнее время можно увидеть, как во время литургии в разных храмах и монастырях фотографируют в любом месте литургии, в любом месте храма. Видела в Сретенском монастыре, например, как студенты или послушники - молодые юнцы - выходили из алтаря и фотографировали друг друга. Одни фотографировали, другие позировали. И священников в время важных моментов литургии фотографировали. Видела в некоторых храмах, как во время лирургии позировали священники. Да, конечно, это фото по благословению.

Но попробуйте посмотреть на фотографирование проскомидии глазами Бога. Слово «таинство» просто теряет смысл...

И в довершение я хочу предложить вопросы:

1. Где в церкви грань между «можно» и «нельзя»?
Почему она всё время смещается в сторону всё большего «нельзя»? Напомню, что раньше литургия была всего лишь ночной трапезой апостолов, которые разговаривали, совместно молились и ели, благословляя пищу. И размещались в помещении свободно, не по строгим правилам. Были свободны во всём, что не противоречило заповедям Божьим. Никому не приходило в голову железно «столпнически» выстаивать всю трапезу. Апостолам не приходило в голову одинаково одеваться в «спецодежду», при этом вкладывать в неё громадные деньги. Апостолам не приходило в голову стоять по стойке «смирно», ходить строем во время совместного сослужения.

2. Где в церкви граница между законностью (де-юре) и «благословением» (де-факто)?

Если бы я упёрлась тогда и продолжила фотографировать, наплевав на этого Николая и на то, что священник не решился благословить, то меня бы привлекли к административной ответственности или нет? Они имели бы право меня выставить? Если да, то не нарушили ли бы они мои права? Учитывая, что я не оскверняю храм, не делаю ничего противозаконного или неприличного с нравственной точки зрения.

Так где эта граница?

Когда я выходила из уже из храма, то ко мне подошла еще одна прихожанка. Она, видимо, тоже обратила на меня внимание - на то, что я фотографировала, - и сказала тоже самое - что надо брать благословение на фото. А что я ей ответила, что вот так вот однажды, привыкнув к жизни исключительно по благословению священника, могут благословить на получение печати антихриста. При слове «антихрист» женщина начала креститься и произнесла «спаси, Господи».

Господь, может спасти. Но только тех, кто остаётся свободным в рамках заповедей. А не зашоренных фанатичным исполнением навязанных правил. Кстати, заповеди укладываются в рамки Конституции и всех законов.

А теперь давайте подойдём к проблеме чисто логически, даже математически. Итак, у нас есть Множество1 - множество разрешенных возможностей в рамках юридических законов. И есть Множество2 - множество разрешенных возможностей в рамках заповедей Христовых. Множество2 является подмножеством Множества1. То есть первое полностью включает в себя второе.

Рамки закона шире, чем рамки заповедей. Достаточно хотя бы сравнить по таким критериям: отношение к сексу, к сексуальным извращениям, к алкоголю, курению, обжорству и т.д. Закон не наказывает за то, что человек постоянно меняет женщин, но такое поведение уже за рамками Христовых заповедей. Тоже самое с гомосексуализмом - гомика закон не накажет, заповеди Христовы не допускают. За алкоголизм по закону не привлекают к ответственности, если алкоголик в состоянии алкогольного опьянения не совершает противозаконное действие, а вот заповеди не опускают. Курение, обжорство - тоже.

Нет ничего такого, что было бы разрешено заповедями Христовыми и что бы запрещал закон. По крайней мере, это было бы противоестественно. Вообще, православным юристам можно было проверить на соответствие. Так - для себя. Чтобы понимать, накажут когда-нибудь по закону за то, что Вы не хотите, чтобы, например, Ваши дети были привиты прививкой от свиного гриппа. Да... Это большой вопрос - соответствие закона заповедям Христовым. Если закон постепенно перейдёт границы заповедей и будет наказывать за то, что ими разрешено, то недалеко о антихристовых времен.

А пока Есть скоромное в пост - законно, заповеди тоже допускают. В Евангелии об этом ничего нет, если не иметь ввиду переедание. В Евангелии есть лишь указание на то, что некий род бесов изгоняется молитвой и постом. И слово Христа к первосвященникам, которые решили Его уличить в том, что вот, мол, Он с учениками не постится во время поста. Христос ответил, что когда его не будет рядом с апостолами, то тогда они и будут поститься. Ибо пост - от необходимости, он должен быть целесообразен. Пост не ради поста, а ради того, чтобы приблизиться к Богу. Об этом Христос и сказал, подразумевая, что вообще-то Он еще пока рядом с ними.

Так вот, я продолжу мысль: есть в настоящее время еще одно подмножество Множества2 (т. е. заповедей Христовых). Назовём его Множество3 - правила церковные: номоканон и т. д. Это православные талмуды, которые не менее объёмные, чем иудейские две тысячи лет назад. Что можно, что нельзя, как поступать в какой ситуации. Кормчая, например, содержит довольно ранние апостольские правила, истолкованные на момент средневекового православия. Они уже сужают заповеди, но еще достаточно свободны в сравнении с современным положением дел.

Я немного читала именно первоисточник, а не толкование. Кстати, имеет смысл возвращаться к древности, ибо там предлагается вышвыривать из храма в первую очередь не светских Пусси Райт, а «Пусси Райт» в рясах - священников, которые своим несоответствием ни заповедям Христовым, своим радикальным несоответствием образу христианина. Какому образу? - а прочтите Евангелие, обнаружьте, каким был Христос, и просто сравните с тем, кто и как в храмах несёт христианство в массы. В массы, которые начинают бунтовать. Бунтовать мерзко и отвратительно (Пусси Райт), нанося оскорбление, в первую очередь, Самому Богу.

Бог-то тут при чём? Храм Его при чём? Не нравится Гундяев? - Он многим не нравится. Мне тоже. Но я не оскверняю при этом храм, а наоборот зову туда, пока там еще остались крохи благодати. Ну, прискакали бы они в резиденцию Гундяева (где он там живёт?), и там устроили своё «шоу». Храм-то тут причём? Не нравится Путин? - дождитесь на Красной Площади или у Белого дома, когда его кортеж поедет и дёргайте перед его охраной ногами. Храм-то Божий тут причём?

Девицы (и пацаны) из Пусси Райт оказались за рамками Множества2 (заповеди) и Множества3 (правила церковные). Относительно Множества1 - вопрос. Видимо, кто-то должен юридически точно растолковать понятие «хулиганство», «разжигание религиозной розни» и что там им еще инкриминируют?

Что же касается этих множеств и подмножеств:
я считаю, что правила церковные - это «ржавчина» на теле «заповедей Христовых». Когда-то кому-то, кто еще был слаб в вере и многого не понимал, давал советы, как поступать в том или ином случае. Давние священники более молодым, менее опытным. Если Дух Христов дышит в человеке, то он и должен подсказать, как быть, когда твой священник кого-то обокрал или пустился во все тяжкие. И цепляться за правила - малодушно и недостойно христианина - свидетельство духовной несостоятельности, неполноценности, инфантильной безответственности, желания того, чтобы за тебя кто-то решил то, что должно решить тебе.

Правила эти в своё время - еще в ранние века были даны людям по немощи. Ведут своё начало от послания Апостолов. Полагаю, что именно апостольскими посланиями они и должны были закончиться. Остальное, уже если человек - прихожанин или молодой священник что-то не понимает, - должно разъясняться в индивидуальном порядке более опытными христианами. Правда, тут встаёт вопрос: если на протяжении веков в церкви атрофировалась (это для большинства на сегодня) способность самостоятельно мыслить и жить по Божьему благословению, то кто будет заниматься наставлениями? Опытные остались ли? - ведь и старцы опираются на церковные правила.

В церкви часто забывают,
что суббота для человека, а не человек для субботы...

Колесникова Анна Вячеславовна,Москва, (на фото я)
Тел.917-550-47-44; 919-798-89-60, anna-koala@mail.ru ; anna.v.koala@gmail.com

Моё журналистское портфолио http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/
Моя страница на Профессионалах.ру http://professionali.ru/~108712/



Моя страница на сайте ПРОЗА.ру http://www.proza.ru/avtor/annakoala/
Моя страница на сайте СТИХИ.ру http://www.stihi.ru/avtor/annakoala/
Моя страница на сайте Вконтакте.ру http://vkontakte.ru/kolesnikova.anna
Моя страница на Facebook.com http://www.facebook.com/Anna.V.Kolesnikova/
Мой блог в ЖЖ http://anna-v-koala.livejournal.com/
Мой блог на mail.ru: http://my.mail.ru/community/blog_anna-koala/journal (вместо старого, убитого администрацией mail.ru)
Мой блог на ya.ru: http://anna-v-koala.ya.ru/
Моя страница на Youtube.com http://www.youtube.com/user/KolesnikovaAnna

pussy riot, духовно нелегитимный патриарх, церковная апостасия, НЕТ Кириллу Гундяеву!, анализ громких уголов.дел, анализ уг.дела Pussy Riot

Previous post Next post
Up