ГЕРОИЧЕСКАЯ ВОЛЯ. ИЛИ ЯЙЦА ДЛЯ ЦАРЯ.

Oct 25, 2014 23:22

Здесь - продолжение моих мыслей о воле. Уже с другой стороны, но тех же самых. И для более точного понимания, рекомендую посмотреть фильм "Зеркало для героя". Понятнее будет. Этот текст я написала в старом блоге на mail.ru 18-07-2011 08:19 http://my.mail.ru/community/blog_anna-koala/2008D79102A2248E.html. Здесь его привожу практически без измнений. И напомню, что это мой личный блог, к которому не имеет отношения не только Гундяев с РПЦ, но и кинематограф. (На всякий случай говорю). Подобные тексты я пишу лишь для тех, кого сверхусилием собирает Бог.



В июле 2011 на канале «Культура» отловила фильм «Зеркало для героя». Долго мы боролись с моей тогда 11-летней Олькой, какой канал смотреть. Ей хотелось «Минуту славы». Прочитав ребенку большую мораль на тему того, что чтобы минуту славы поучить, нужно жизнь прожить сильную и осмысленную, а не шоу разные смотреть по телевизору, переключила на "Зеркало для героя".

Оскорбленная Олька, ущемлённая в «праве» смотреть все подряд шоу, ушла на кухню. Пусть орёт - я целыми днями как савраска, она мне не помогает, телевизор начал превалировать - уже утром, не вставая, не умываясь, хватает пульт. Пользуется тем, что меня не шесть человек родителей, что, занимаясь делами, я не могу отследить, что она делает. А она целыми днями за телевизором или играет в игры на телефоне.

Мне психологически бывает тяжело перетерпеть необоснованные детские обиды, а порой и жестко пресечь чрезмерности. Но выхода иного нет, кроме как не реагировать или пресекать, если вой типа «дай», «хочу», «почему мне нельзя?» не останавливается. Ну, ребенок забывает, что кроме неё есть еще и я, которая вообще-то тоже имею право хотя бы на минимум «хочу» в сравнении с количеством её «хочух». Забывает, что я - не прислуга, а мама, и у меня другие жизненные задачи. А задачи непростые - научить быть Человеком, а не существовать как «сырьевой» придаток шоу политтехнологий.

Перетерпев очередную волну детских претензий, я с удовольствием посмотрела замечательный фильм.

Вот каждый раз что-то новое открываю.

Сюжет, кто не смотрел, фантастический: двое мужчин попадают из нашего времени - дня восьмого мая - в послевоенное прошлое - день восьмое мая. При этом в том самом городе, откуда их перенесло в прошлое. И зависают они там, каждый раз просыпаясь в том же самом дне. Не в силах что-то изменить, они пробуют разные способы выбраться. Пробуют и повлиять на текущую ситуацию того дня, но снова и снова в шесть утра оказываются всё в том же послевоенном дне 8 мая. "День сурка", кстати, снят позднее.

Авторы постепенно до нас доносят мысль о том, что нужен поступок. Показывают нам разные поступки. Видимо, герои не совсем попадают в точку, поскольку день снова зацикливается.

Один из героев пробует закрыть шахту «Пьяная», которую криво построили в тот период, - шахту, за аварийное состояние которой в будущем его могут осудить. И аварийное состояние - результат каких-то ошибок в её строительстве именно в прошлом. Как говорится «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Мирные средства закрыть шахту не приносят результата. Тогда герой предпринимает попытку лукавыми средствами закрыть шахту. Жил в том городе человек - ответственное лицо, который выжимал из шахты стахановские подвиги во имя коммунизма. Именно он и не давал закрыть «Пьяную». Испробовав все средства, один из героев реши воспользоваться рычагами системы. Он позвонил «куда следует» и сделал лжедонос. Система сработала чётко - за тем приехали «откуда надо» и забрали «куда нужно».

Казалось бы - нездорового коммуниста, который в слепоте и фанатизме любой ценой настроен был давать стране угля, герой нейтрализовал. Но снова он оказывается всё в том же самом дне, который он уже наизусть знает - что случится в следующий момент. Почему? - значит опять было не то решение.

Постепенно авторы фильма отсекают методом от противного все неверные шаги по достижению цели вернуться домой в своё настоящее, т.е. в будущее. Не подходит возврат в ту же точку, где они споткнулись о проволоку и переместились в прошлое. Просто сбежать невозможно. Не получается вернуться, просто прожигая этот день. Не получается, помогая людям в решении их мелких проблем. Не получается при использовании лукавых средств по достижению благородных целей.

В самом деле, если мироздание от этих двоих героев что-то хотело, то уж не того же самого, что они делали в своей обычной жизни. Не теми же средствами им предлагалось жить. Только их поставили в условия, когда чтобы выбраться, приходилось концентрированно искать ответ на вопрос «что делать?»

Не второстепенные добрые дела, не лукавые во имя каких-то высоких целей. Что же тогда? Для одного главным оказалось рвануть эту шахту. Но чтобы авторов фильма не обвинили в скрытом призыве к терроризму, они пояснили свою мысль поступком второго героя, который повстречался лицом к лицу со своим отцом, которого он всю жизнь осуждал, в трагический момент его жизни - когда того забирали «куда следует». Повстречался, и, посмотрев на отца с другой стороны, увидев обстоятельства его жизни, оправдывающие его, вышел из цикла, который, видимо, мучил всю жизнь этого героя.

Почему-то при просмотре этого фильма я вспомнила другой фильм (к сожалению, не знаю названия), где современные нам люди как бы вспоминают себя в прошлом. Один оказывается Юровским (его играет американский актёр), другой - Николаем II (его играет Янковский). Там есть такой момент: к царю в комнату приносят корзинку полную яиц. Через некоторое время этот же момент повторяется, но уже его показывают с другой стороны, в другом ракурсе: из коридора к царю в комнату вносят корзинку полную яиц. Автор как бы предлагает снова и снова посмотреть на один и тот же момент жизни царя с разных точек зрения, как бы найти какой-то ответ на какой-то вопрос. Быть может, в том моменте можно было остановить надвигающуюся трагедию? Может, там показан был порочный государев круг? Может, дело было в яйцах или яйца были поданы государю как символ, знак, который он не смог «прочитать»....

Мысли, вынесенная мной в этот просмотр фильма «Зеркало для героя» такова:
Воля, выводящая человека из цикла, действует подобно тому, как барон Мюнхаузен вытаскивает себя из болота собственной рукой. Болото - это тот самый цикл, порочный круг, один и тот же день, который в реальной жизни повторяется с той же периодичностью, в разном исполнении, но с одинаковыми движениями, продиктованными барахтаньем в «болоте». Собственная рука, вытаскивающая за волосы - это я из далёкого будущего, которая каким-то неизвестным мне способом оказываюсь в моём настоящем с тем, чтобы помочь себе, подтянуть себя, вынуть себя из этого «болота». По-другому, но о том же самом я писала в посте:
ЧТО ТАКОЕ ВОЛЯ или ВЕНИК СОБИРАЮЩИЙ. http://anna-v-koala.livejournal.com/363363.html

Именно тогда можно говорить о волевом акте, когда человек размыкает какой-то порочный замкнутый цикл одного и того же дня. У кого-то это происходит чуть ли ни ежедневно, у кого-то раз в жизни, у кого-то никогда. Внешне человек может выглядеть волевым, но нужно знать чем продиктованы те или иные поступки. Скажем, достижение спортивных результатов может быть продиктовано бездной тщеславия, отличная учёба в школе, институте задана в детстве родителями как страх быть жестоко наказанным за четвёрку. Алкоголик может долго поститься ради того, чтобы сэкономить на бутылку, а директор крупного производства запускать новые объекты «на благо родины», «давая стране стахановского угля», чтобы отметили «наверху». Это всегда будет вводить в порочный круг, приводящий в конце концов к краху или медленному умиранию.

И чтобы отличить, что же скрывается под внешне волевым поступком - действительно воля или скрытая страсть к чему-то, надобно иметь открытое духовное зрение. В противном случае мы мерим по себе - «какой молодец, я бы так не смог». Конечно ты бы так не смог, потому что у тебя нет такой гипертрофированной страсти, которая его толкает на новые достижения. Ты способен видеть пристрастия в себе и в другом?

О волевом акте, о волевой жизни уместно говорить лишь тогда, когда человек оказывается способным на сверхусилие, свободное от примеси страстей, лукавства и лжи. И здесь встаёт вопрос о целеполагании. Как не ошибиться с целью, как не выбрать не попасть в сети очередной страсти со свободным в падении с десятого этажа без парашюта.

Так вот когда целью является жизнь не по лжи (по-научному - устремление к Богу), только тогда сверхусилие имеет право таковым называться. Именно тогда оттуда, где располагается главная цель человеческой жизни, приходишь на помощь ты-будущий, который за волосы подтащит тебя на несколько вершков к этой цели, выводя из очередного порочного круга. Именно эта рука - ты сам - покажешь себе, в чём же было дело и что нужно исправить. Именно ты разбудишь, поставишь перед лицом проблемы, укажешь выход.

Это ты смотришь на себя из авансированного будущего, превозмогая время, для того, чтобы твоё зацикленное настоящее не вывело тебя-будущего за пределы главной цели человеческой жизни.

Еще ряд моих мыслей после фильма "Зеркало для героя" я дала в более позднем посте:
Мой ноутбук HP Pavilion tx1320er. Ч.12.Ждёт нужную запчасть. Новый Вася Пупкин - борец с терроризмом
http://anna-v-koala.livejournal.com/509226.html

Колесникова Анна Вячеславовна
Работу ищу в журналистике. Лайфньюз не предлагать.
Резюме: http://anna-v-koala.livejournal.com/215621.html
Портфолио: http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/
+7 917-550-47-44, +7 919-798-89-60
anna-koala@mail.ru ; anna.v.koala@gmail.com ; anna-v-koala@yandex.ru



Я - Анна Вячеславовна Колесникова со своей дочкой Ольгой Денисовной Колесниковой 17 июля 2011, Волгоград

время, яйца для царя, фильм Зеркало для героя, символика фильмов, будущее, Бог, воля, прошлое

Previous post Next post
Up