Этот непростой текст - продукт моих многолетних поисков истины по разным направлениям. Было много прочитано, но больше пережито. Замыслила я это исследование где-то 2008, но впервые написала и опубликовала в своём старом блоге 18 июня 2010 года:
http://my.mail.ru/community/blog_anna-koala/092D2F3FE9170C60.htmlЗдесь я его даю с существенным дополнением.
Да! И к гундяевской организации ни я, ни мои тексты не имеют отношения.
И к какому бы то ни было празднику типа Покрова (он через месяц), который празднует РПЦ и не празднуют другие православные церкви, - я тоже не имею отношения. Скорее мои тексты церковному Покрову - противоречат. Как сказал мне недавно по телефону один послушник монастыря: "Покров - это победа на нами". И я тут не добавила и не убавила ни одного слова: именно так он и сказал. Он даже сам не понял, что изрёк, хотя я поняла: он просто ошибся, подбирая слова. Еще раз произнесите и услышьте это. Этими словами Бог изрёк своё презрение к этому Покрову, ибо, как известно, Покров распространяется и на жертв, и на садистов. Только так не бывает, чтобы всем было хорошо. И кто-то всегда за это благодушие и умиление должен умереть. Как Христос однажды умер за всех. Именно так и хотели первосвященники, договариваясь об этом "пусть лучше один умрет за нас, нежели мы все". Но времена уже не те. И уже другие люди, кто идёт по стопам Бога, - они не к смерти идут, а к жизни.
Итак,
О СТРАДАНИЯХ БЕЗВИННЫХ ЖЕРТВ: ЖИЗНЬ - ОТРЕЗОК ИЛИ ПРЯМАЯ?
Вопрос о страданиях вызывает в подавляющем количестве неверующих людей неприязнь Бога. И если страдания взрослого легко объяснимы, то как объяснить страдания калеки от рождения или маленького ребенка, убиваемого садистом. Как правило, этим самым ставят жирную точку и горделиво удаляются такие умники, найдя, наконец, и озвучивая тем самым ответ, который они давно приготовили. Да-да - приготовили, потому что часто они и не желали найти настоящий ответ, а вступили в дискуссию, чтобы утвердить свою зашоренную правоту.
У православных толкователей - у древних и современных проповедников - я нигде не встречала более менее точного и вразумительного ответа на вопрос о страданиях невинных детей, калек. Лишь в Евангелии оставлен к настоящему времени маленький "огрызок", видимо, некогда гораздо большего текста:
Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-3
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Раввѝ! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Как правило, священники на этом и заканчивают - мол, такая данность, терпеть надо, - может дано ради венцов когда-то потом, а может ради демонстрации славы Божьей - приводят как раз тот фрагмент Евангелия. Но это чушь собачья - Бог не садист, чтобы вот так вот просто бросать на землю человека мучиться, чтобы потом демонстрировать всем свои чудеса. Все чудеса, кстати, - этот такое дикое сверхусилие... Просто когда Христос объяснял ответ на вопрос, то учитывал неспособность их ума воспринять большую глубину. Поэтому упростил до рассмотрения жизни человеческой на протяжении от рождения до смерти и не стал их грузить сложными вопросами золотого сечения. Тем более, что и Флоренский бы не стал этого делать, понимая, что люди не потянут.
Я давно знаю ответ на вопрос о страданиях, но кто же мне поверит, ежели я не стану оперировать авторитетными именами - я ж семинарий не кончала, я ж не священник, вместе с рукоположением получающий право вещать, я ж не мужчина в конце концов. А женщина должна знать своё место - босая, беременная, у плиты. Так вот я когда-тот босая, когда-то беременная и всегда у плиты потихоньку я собрала авторитетные имена. Для этого я много и, что важно, не один год читала. Не сказать, чтобы специально для этой темы, но для этой темы набралось из того, что было мной прочитано лет за девять.
Люди - авторитеты - говорят не о страданиях невинных жертв. Но делятся своими идеями (тоже, кстати, опираясь на авторитетных для них людей), которые уже дают более менее твёрдую почву для утверждений.
Кроме того, опыт подсказывает, что любое утверждение даже стоя на «кривеньких ножках» сомнений, имеет право на жизнь. И если умрёт, то это буде означать, что оно ложно. Но если это сильное (но просто неокрепшее) утверждение, то оно найдёт пусть немногих, но сильных и рассудительных людей, которые дополнят и подтвердят.
ИТАК, СНАЧАЛА УТВЕРЖДЕНИЕ, КОТОРОЕ Я ДЕЛАЮ:
Человеческая жизнь начинается задолго до рождения, даже задолго до зачатия. То есть она пролегает в вечности. Наша жизнь на Земле - лишь маленький её кусок, возможно ключевой, но это не всё. Если начало находится далеко за пределами рождения, то это означает, что личность (фантом, дух, душа) каким-то образом жила - просто в другом мире (с другими измерениями, незримом для нас). Не аморфной массой, а личностью со своим характером. С достоинствами и недостатками, греша и совершая добрые поступки, что для нас в нашем земном мире выглядит как цепь случайностей или роковая цепь случайностей. Если это верно (что имеют место грехи до рождения), то верно, что за эти грехи потом расплачиваются сами же согрешившие. И трудно сказать, когда начинается эта расплата. Быть может, как раз на отрезок жизни на земле.
Т.е. как и в жизни, каждый грех ложится на человека тяжким бременем. Хочет об этом знать человек или не хочет, а однажды наступит момент, когда за всё придётся отвечать. Только если одни это сделают заблаговременно, то на вторых «халява» однажды рухнет «бетонной плитой» и окончательно раздавит. Этот момент в Писании определяется Страшным Днём Господним, Страшным Судом.
Возвращаясь к бессмертной душе. Если не рассматривать отрезок земной жизни отдельно от целого, то почему нужно думать, что человек оплачивает именно грех, совершенный в своей земной жизни? Быть может, и грех, совершенный им же задолго до рождения?
ПРИМЕР, доступный для понимания (земная аналогия).
Если не ошибаюсь, был или сейчас еще жив какой-то военный - может генерал, которого во время либо боевых действий, либо покушения ранило. Ранение нанесло его здоровью непоправимый ущерб - с тех пор он не ходит, не двигает конечностями и не говорит - полностью парализован. Неизвестно, слышит ли он, понимает ли, что ему говорят и может ли вообще соображать. Его показывали как-то по телевизору очень давно - жена выкатила на инвалидной коляске. Он не поворачивал глаза - они были уставлены всё время в одну точку (страшное зрелище - потому и запомнила).
Давайте условно разделим жизнь этого генерала на две половинки. Условно поставим в соответствие первую половину - до этой роковой черты, до ранения - жизни бессмертной человеческой души до рождения, а другую - когда он уже беспомощен - жизни души после рождения в теле. Итак «до рождения» он был в форме, неплохо себя чувствовал, жил по обычным меркам нормально - грешил, но в меру (кто без греха?) Однако Бог неоднократно предупреждал, что даже так грешить нельзя, потому что Закон Божий действует на всех одинаково, не сравнивая человека с кем- то другим, а сравнивая с эталоном самого этого человека - образом Божьим, заложенным в нем. Думаю, что намёки или прямые откровения ему давались, что это может плохо кончиться, а главное - как именно - превратишься в «траву». Но общий фон поступков себе подобных людей не дал возможности обратить внимание на такого рода предупреждения. Большинство привыкло сравнивать себя с другими, и полагать "уж я-тот не хуже кон того". Но это большое заблуждение - сравнивать себя нужно только с собой. В детстве, например, ты не лгал, а сейчас лжешь, и тогда какой ты лучше?
И наступил ЧАС ИКС, когда не услышанные предупреждения Божьи в точности исполнилось. Человек пострадал за свой грех условно говоря «прошлой жизни», «родившись» в этой жизни сразу калекой. И живёт совершенно беспомощным калекой в этой жизни.
Трагедия? - Безусловно. Но кто виноват? Вину убийц никто не отменял - с ними у Бога другие счёты. Но в том, что однажды Бог не смог защитить этого генерала от убийц, виноват сам генерал. Просто связь причины - его греха - и следствия - этого взрыва - для многих не очевидна. Но зрящие в корень люди знают, что такая причина обязательно была. Как Бог не смог его защитить? - Он же всемогущий? - Именно всемогущий не смог - до этого миллионы раз предотвращал его убийство, а в тот раз не смог. Во-первых, потому что есть мера Божьего долготерпения. Во-вторых, потому что человек каждый раз, образно говоря, связывает Богу своими грехами руки, и только мощь и сила, превозмогая действия лукавого (а именно он главный убийца, действующий через людей), не давала до сих пор свершиться беззаконию.
Полагаю, что эту историю генерала уже легче спроецировать на вечную жизнь, где грех, за который расплачивается человек, находится за пределами рождения, и беспомощность родившегося калекой ребенка - всего лишь следствие его давнего греха, который он совершил до рождения. Рождение калекой - своего рода «взрыв» в духовном пространстве в непрерывности времени, - взрыв, лишивший его полноценной жизни на Земле. Он, как и тот парализованный генерал, не может жить, как нормальные не покалеченные люди.
Кроме того, таким же образом объясняется вопрос, почему лучшие представители человечества страдают сильнее, и за что они страдают. И становится ближе и очевиднее сказанное в Писании о том, что кому мало дано, с того мало спрашивается, кому много - с того много спрашивается. Были и такие, с которых было спрошено очень много. Это Христос. Всю жизнь, будучи чистым, Он страдал от клеветы, и в конце вся людская злоба в концентрированном исполнении выразилась в его распятии. Полагаю, что у Него был свой, никому не открытый разговор с Богом-Отцом, и понимал даже на уровне разума, почему Он - по плоти человек - должен взять на себя ТАКОЙ КРЕСТ. Это наверняка Христу было открыто, в противном случае невозможно было бы это потянуть из-за крика плоти «а почему я должен пострадать, как никто в мире, а не он, она, они?»
ТЕПЕРЬ К АВТОРИТЕТНЫМ ИСТОЧНИКАМ.
1. Бытие, глава 2, стих 7:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Вдунул дыхание жизни - дал дух, который был у Бога. БЫЛ, хотя времени тогда еще не было - оно не было запущено. Но существование неких духов, один из которых был дан Адаму, а другой Еве (разные, между прочим!) это не отменяет. Это своего рода частицы Бога, которые Он раздаёт с тех пор каждому человеку по закону, единожды вложенному в человека при сотворении. (Это как учёные, сделавшие ключевые для человечества открытия, которыми пользуются люди, не задумываясь о чьих бы то ни было авторских правах - изобрели письменность, колесо, компьютер и т.д.)
2. Книга Екклесиаста, или Проповедника, глава 12, стих 7:
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».
Здесь речь шла о смерти человеческой. Возвращается обычно то, что было у кого-то до того, как ушло. То есть дух человека существовал и до его рождения.
3. Книга Премудрости Соломона, глава 7, стих 3:
«и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми».
Здесь очевидным образом говорится о протяженности жизни за пределами отрезка жизни.
4. Книга Премудрости Соломона, глава 8, стихи 1-,20:
«Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое».
5. Евангелие от Матфея 17 глава, стихи 10-13:
«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».
Здесь впрямую говорит Христос, что дух Илии был ниспослан Иоанну Крестителю, т.е. существовал до того.
6. Ориген в своей работе «О началах» описал идею предсуществования душ, которая выражается таким рисунком:
И хотя в триста каком-то году Вселенский собор отверг идею предсуществования душ, но не существовало бы такое понятие, как «апостасия», если бы Вселенские Соборы не ошибались. (За такое высказывание сжигают на кострах).
7. По мнению Платона, душа припоминает идеи, которые она знала в тот период своего существования, когда она еще не соединилась с телом. Известно, что Платон занимался вопросом идей, которые имеют проекции в нашу жизнь, если можно так выразиться. Т.е. в духовном пространстве имеются идеи предметов и событий, которые как бы бросают тень на земную жизнь, порождая всё сущее на Земле, включая людей, природу, события и в конечном виде - ход истории и т.д.
8. Климент Александрийский - почитаемый христианами святой (я, кстати, была на озере, где обрели его мощи):
«Мы существовали уже прежде создания сего мира, потому что сотворение нас решено было Богом гораздо ранее самого сотворения нас, и следовательно уже ранее своего сотворения мы существовали в мысли Божией, - мы, в последствии оказавшиеся разумными созданиями Божественного Слова; из-за Него-то мы по своему происхождению весьма древни, потому что «вначале было Слово».
Тут очевидным образом почитаемый в церкви святой говорит о том, что мы уже существовали до рождения. Мы были задуманы, мы были.
9. Священник Павел Флоренский в работе «У водоразделов мысли» предложил золотое сечение применять ко времени, полагая жизнь человека на Земле во времени, как часть целого вне времени. Причем он вводит понятия внутреннего золотого сечения и внешнего, разделяющего жизнь. И внешнее золотое сечение располагается задолго до рождения. Мне пришла в голову идея, что эта точка внешнего золотого сечения как раз такой «взрыв», как у того генерала, и есть?
Расписать доступно выкладки Флоренского довольно сложно - в книге функции, формулы, схемы. Математика. И это сейчас не является целью моего поста. Работа Флоренского гениальна, поскольку рассуждает он на стыке математики и богословия, будучи и математиком (он закончил МГУ), и богословом. Скажу только, что математика считается наукой наук, и именно в духовном пространстве работают те идеальные и несуществующие в природе понятия и величины.
И теперь вопрос: «что делать» людям, обреченным на безвинные с виду страдания?
Во-первых, рядом есть мы - люди (если мы человеки, конечно, а не нелюди). Но это к вопросу о том, что делать нам. Но что же делать им. Если отмерено еще пожить, то изо всех сил подпрыгивать над собой, над своей самостью, укреплять дух, восстанавливать его повреждённую структуру. Спрашивать у Бога, что делать. Если человек идёт правильным путём, то за такие страдания, как правило, бывает адекватное возмещение.
Нужно молиться, если руки-ноги не шевелятся. Был такой Илья Муромец, кстати, - встал потом на ноги. Можно, кстати, к его мощам съездить - они, если не ошибаюсь в Киево-Печерской Лавре находятся (надо уточнять - может, Псково-Печерская). Если руки-ноги шевелятся, то найти достойное и адекватное по силам занятие, и всё равно по ходу молиться. А если жизни отмерено мало, то там всё не кончается. Главное, не родиться свиньёй, потому что… вы никогда не видели, что делают с животными на мясокомбинатах? - Словом, «жизнь нужно прожить так, чтобы потом не было мучительно больно… на мясокомбинате будучи свиньёй...»
Постарайтесь воспринять всё написанное непредосудительно - потраченная ночь - результат нескольких лет моего духовного труда.
Колесникова Анна Вячеславовна, Волгоград, с сентября 2011 - в Москве
На фото я - Анна Вячеславовна Колесникова, июнь 2010, Волгоград. Кстати, фото себя я сделала на учебе - училась я как-то на предпринимателя, но бизнеса так и не открыла, т.к. на голову упала необходимость защищать попранные права знакомого, обвиненного в уголовном преступлении. Но на этом фото я еще питаю иллюзии, что всё обойдётся, - еще не знаю, что впрягусь бодаться с системой...
А ниже я уже летом 2015 в Москве:
Я - Анна Вячеславовна Колесникова, 19:14 16.08.2015, у себя дома, Москва, район Отрадное