О правовом поле, в котором снят фильм Кареном Шахназаровым «Палата №6».

Jul 20, 2014 06:19

К своему стыду никогда не читала "Палату №6" Чехова. В 2010 году смотрела закрытый показ Гордона (нашего российского Гордона), где показывали и потом обсуждали фильм Карена Шахназарова "Палата №6". У меня не было излишней предубеждённости или призмы - я не знаю, на сколько сильно отличается Чеховский текст от сценария, по которому снят фильм. Так сказать смотрела чистым умом и сердцем. Порой обливаясь слезами.

Я никогда не имела отношения к кино и театру. Но предполагаю, что чтобы снять фильмы, люди тратят деньги на:
1) Строительство декораций, 2) Обучение актёров, 3) Костюмы и прочая лабуда - декорации, 4) Наверное, еще куча затрат на многочисленные мелочи (свет, газ, вода) - не знаю, поскольку к театру и кино никакого отношения не имела (только как зритель).

Конечно, минимизация расходов - дело хорошее. Нет ничего дурного, если декорациями станут природный ландшафт или какой-нибудь исторический памятник - царский дворец, например, а за электричество не нужно платить поскольку съемка ведется при естественном освещении.

Актёры учатся сколько-то лет. Не знаю, как сейчас, но в советские времена образование в России было за счёт государства. Сейчас, наверное, платное обучение. В любом случае постановщику фильма нужно платить актерам - тем более, т.к. они не зря тратили годы и, возможно, деньги на обучение, - они ведь зарабатывают себе на хлеб.

Массовка, наверное, тоже что-то стоит, хоть и немного. Впрочем, с ней, наверное, можно договориться - людям порой просто интересно принимать участие в съёмках кино. Отказаться от денег - такое право у массовки есть, и она - массовка - может его реализовать. Поэтому и тут расходы на фильм могут быть снижены.

Костюмы - тоже не всегда затратная часть - можно ж взять современные у современников, если снимается современность.

ИТОГО законный низкобюждетный фильм: пять-семь актёров, мелочи типа свет, газ, вода и всё - Оскар.

ВОТ ТОЛЬКО в фильме Шахназарова не всё чисто с законом:

Его ковёр - не цветочная поляна, а страдания людей.
Его стены - не сосны-великаны, а закрытое медучреждение - психушка, кстати - бывший монастырь.
Его крыша… это я не знаю - надо спросить у Шахназарова.
Его счастье… жить одной судьбо-о-ю…



ШОК:
То, что я услышала после показа по телевизору - во время обсуждения с Гордоном в студии - шокировало.
Я не говорю о мнениях, а о фактах.

1) Снимали «Палату №6» в реальной психушке, находящейся на территории монастыря.
2) Актёров помещали внутрь - среди находящихся там больных, т.е. в естественную среду.
3) Снятые интервью, которые показывают в начале фильма, - реальные судьбы людей - они говорят о себе (только послушайте!)
4) Следующие кадры фильма были сняты следующим образом: актёр Стычкин - он играет главврача, который как бы рассказывает об учреждении и людях (по замыслу кому, кстати? - другим врачам или прокуратуре?) проводит нас по территории больницы, подводит к больным, которых что-то спрашивает об их болезни, и они ему отвечают. Как выяснилось, эти недлинные слова их просили заучить - выдали тексты.

ВЫПИСКА из «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»:

Статья 5. Права лиц, страдающих психическими расстройствами

(1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

(2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:
предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;

(3) Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом.

(При желании можно что-нибудь подобрать и из Уголовного Кодекса).

ВОПРОСЫ к создателям фильма:
1) Кто-то спрашивал разрешение на ведение киносъёмки у самих больных? - ведь у них есть права отказаться. Это нарушение статьи 5 Закона.
2) Кто и на каком основании дал разрешение на съёмки фильма в стационаре, где страдают люди. И, кстати, как недвусмысленно в самом же фильме сказано, страдают в первую очередь от невозможности выйти из него.
3) Нарушена и статья 9 Закона - о сохранении врачебной тайны. Пусть имена этих людей не назывались, но лица показали всей стране (а в случае «Оскара» - всему миру). У кого-то, быть может, остались в этом мире социальные или другие связи, которые могут порваться из-за нарушения врачебной тайны.
4) Кто из находящихся в том стационаре - настоящие люди получили деньги за массовку и за игру в эпизодах, где больные должны были произносить выученный текст или даже вели себя естественно?

РЕЗЮМЕ вышеизложенного:
Мы живём в настолько бесправной стране, что никто не замечает очевидного грубейшего попрания прав человека. Даже если цель - рассказ об этом, всё равно никто не имеет право нарушать права человека. Люди, находящиеся в психушках и тюрьмах наименее защищены в правах. Это люди, которые страдали и страдают от издевательств персонала больниц и тюрем, которые страдают от того, что они вообще туда попали часто против воли. И когда пришла съёмочная группа, и содержащимся там людям сообщают (не спрашивают разрешения, а ставят перед фактом), что сейчас всем построиться и выучить слова - вас будут снимать для кино, то никому не приходит в голову, что это тоже издевательство. А если эти люди еще и не знают, что на это низкобюджетной площадки потом кто-то заработает сверхприбыль с "Оскаром",  если этих людей вообще никто не спрашивал их согласия, то мне жаль держателя этого "Оскара", потому что вместе с ним он заработал страшное проклятие.

Давайте доведем мысль до логического предела - хороший инструмент для проверки её верности, предложенный Владимиром Соловьёвым - религиозным философом 19 века. Так вот, следующим садистским  кино может стать история о том, как добрый тюремщик становится заключенным. А дальше можно перенести съёмочную площадку в закрытые тюрьмы, где с пытками не стесняются и уже между пытками (или во время их) заключенных просить «улыбаться в эту дырочку» и «произносить вон тому дяденьке вот этот текст». Из благих, разумеется, намерений. Потом садисты могут перешагнуть черту и придти в частную жизнь любого человека, в его квартиру, не спросив его согласия и пользоваться его имуществом как съемочной площадкой, а его вещами как инвентарем, декорациями, костюмами.

Хочется спросить: вы звери, господа?

Уверена, что юридически к создателям фильма не подкопаться. Юридически в таких учреждениях, как психушка, всегда всё "чисто". При такой правовой системе, какая имеется в России, юридически чистым могут сделать признание захвата Кремля с арбалетами.  А с психушке существует свой садистский инструментарий: привезли, закололи лекарствами, потом вызвали судью, который пообщался с неадекватным уже человеком (потому что под действием лекарств, приводящих человека в неадекватное состояние), потом вынес решение, и всё - всё «юридически чисто».

Неизвестно, спрашивали ли больных (которые в кадре о себе говорили) или не спрашивали их воли. Но даже если формально и спрашивали, то чего стоит их ответ? Съёмочная группа уйдёт, и они опять один на один останутся с такими вот садистами-«Никитами», которые найдут время припомнить им непослушание. И никто не хочет вкушать действий этого садиста, а потому под давлением уже одного этого фактора могли дать согласие.

Непослушание системе - подмена непослушания Богу непослушанием человеку. Извращение евангельских истин, часто практикуемое среди православных. Институт духовничества за тысячелетия деградировал и приобрел тоталитарные формы, когда некий лжестарец диктует так или иначе свою волю своим чадам, де-факто просто манипулируя ими.

Никита… Отличное попадание с именем. Да и мысль чиста. Он же по сюжету фильма и привел бедных женщин в лес, где потом был основан монастырь, а ныне психушка. Во все времена смысл послушания извращали, нарушая настоящую духовную свободу человека, которая может быть реализована везде, а не только в лесу или пустыне. Напомню, что даже в патериках имеется известная история Антония Великого, которого Бог вывел из пустыни в шумный город. И там на базаре или на улице подвел его к простой горожанке со словами о том, что меры её смирения Антоний не достиг. Значит стяжание Божьей благодати, обретение истинной духовной свободы никак не связано в местом нахождения, не связано стем, в миру живёт человек или в монастыре.

Может, через режиссерскую находку Бог намекнул монашествующим, что в уходе из мира не всё чисто? Напомню, что в фильме "Палата №6", поставленного Шахназаровым, использовался один и тот же актёр, который играет человека, жившего столетия назад, и современника. Один актер играет монаха, уводящего женщин из мира в лес 300 лет назад - туда, где они основывают монастырь. И этот же актер играет садиста-Никитау, работающего санитаром в современной в психушке, обосновавшейся в этом самом монастыре. Сотни лет назад лжестарцы манипулировали человеческой волей, сковывая свободу людей. В современности эта же история воплотилась в более жесткой форме в совершенно конкретный психстационар, где всё те же Никиты - теперь не лжестарцы, а санитары - до беспредела ограничивают свободу и всё тех же - теперь не монашек. Напомню, что девушку в стационаре играет та же актриса, которая играла монашку, которую лжестарец уводил в лес.

Хороший фильм Карена Шахназарова «Палата №6».
Только кто-нибудь потом вспомнил об оставшихся наедине с садистом-«Никитой» несчастных людях?
Вы теперь должны этим несчастным, уважаемый Карен,
за оставление в ТАКОЙ опасности...







PS: этот пост я написала в 2010 году, сейчас дополнила и публикую в этом блоге.
В первоначальной редакции этот пост можно посмотреть здесь.

Колесникова Анна Вячеславовна, Москва
на фото я 11 февраля 2008 - тогда в Волгограде





По теме рекомендую прочесть мои посты - как и все тексты моего блога - это реальная жизнь:
КАРАТЕЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ КАК ЧАСТЬ РЕПРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ
ЛЕПЕШКИ С ТМИНОМ. ХУДОЖНИК МАРК ШАГАЛ - ГЕНИЙ и ЧЕЛОВЕК. Часть 1.
ЛЕПЕШКИ С ТМИНОМ. ХУДОЖНИК МАРК ШАГАЛ - ГЕНИЙ и ЧЕЛОВЕК. Часть 2.
Упражнения на креативность: по поводу рисунков на полях.
КРИБЛЕ-КРАБЛЕ... Превращение Психологов в рисунок.
КРИТЕРИИ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ.

А теперь загляните еще раз в Конституцию РФ.
Особенно те, кто нездоровым образом возбуждаются при виде моих сюрреалистичных рисунков.
И даже и не думайте...

символика фильмов, права человека, о духовниках, НЕТ психушкам!, фильм Палата №6, о старчестве, Шахназаров

Previous post Next post
Up