Форсмажор и после мажор.
Жизнь верующего вне зависимости от принадлежности к той или иной религии должна быть сопряжена не со внешним исполнением всех необходимых предписаний. Жить нужно духовно - просто дышать в каждом своём движении, даже бытовом. Даже если ты не читаешь в это время Писания, а просто мешаешь одной рукой суп, а другой помогаешь ребенку делать уроки, - параллельно должен идти непрестанный процесс духовного осмысления происходящих событий. По-другому это называется рефлексией, хотя рефлексия - это просто анализ. Духовное осмысление - это анализ, понимание ошибок, восприятие истины вне зависимости от того, насколько она болезненна, вопросы и ответы, корректировка мыслей (покаяние, метаноя - перемена мыслей) и действий. И вот один из примеров, который я запечатлела в памяти своей «галочкой», «колышком», за который зацепившись, раскрываю полноценный «шатёр» мысли.
В последние годы у меня дома много комнатных цветов. Были и есть они дома в Волгограде, есть и в Москве. Когда они разрастаются, я собираюсь их пересаживать. Но собираюсь так долго, то судьба распоряжается за меня. Как говорится, пинками.
В Волгограде рос у меня рос один красавец - аристократ, однажды уже спасенный в борьбе с жарой - такую крону он получил после полного облысения на грани умирания. В Москве сейчас у меня тоже есть аристократ, и тоже спасенный однажды - я его нашла брошенным в подъезде. Но расскажу о волгоградском аристократичном цветке.
Вырос цветок к концу мая 2011 достаточно, горшок был мал. Я всё никак не находила времени цветок пересадить. И тут точку поставил мой форсмажорный кот Грушик, на счету которого масса всего разбитого и сваленного. 27 мая Грушик решил, что этому цветку не нравится жить в прежнем горшке, и лёгким движением хвоста горшок со всем содержимым (не поймите меня неправильно :)) был плавно расколот об пол на несколько частей. Сразу кота мы с моей дочкой Олькой не догнали, поэтому по ушам он не получил - ушел глубоко под диван. Но стало понятно, что пришло время пересаживать цветок.
Сначала я его отправила во временную обитель - в тазик. Не как в Чикаго - просто "корешки попарить" :)) Потом уже был найден нужный горшок для пересадки и цветок получил новую почву для жизни. Собственно это был незначительный бытовой эпизод, не поражающий своей глубиной. Простая пересадка цветов. Этим занимаются многие женщины и мужчины. Только всех в это время в голове происходят разные процессы. У меня в это время в голове может быть совсем пусто :))
Вот так примерно:
МЫСЛИ ИЗ "ПУСТОЙ" ГОЛОВЫ. МЫШЛЕНИЕ НА ВЕРХНЕМ УРОВНЕ.И вот из этой самой пустой головы я потом, когда уже добираюсь до компа, я достаю (как "из широких штанин сертификат бесценного груза") из этой своей пустой головы те "сгустки", которые обозначились в процессе каких-то незначительных бытовых ситуаций. И вот в связи с пересадкой цветов я тогда же написала импровизацию на тему 1 псалма. Сейчас я существенно её расширяю.
Вариации на тему 1 псалма. (Форсмажок, аллегро, соль-мажор :))
1. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.
Бог всегда прав, поэтому с дьяволом в сделки вступать нельзя. И ты правильно делаешь, что не вступаешь ни в какие сделки с бессовестными людьми, не становишься с ними на один путь и не сидишь с ними в их собраниях. Здесь речь о людях без совести - тех, кто сознательно уничтожает истину. Не обо всех грешниках, ибо нет человека безгрешного. Но речь о людях, которые хулят Дух истины. Понятие хулы на Духа истины имеется в Евангелии. Написано "всякая хула простится, даже хула на Сына, а хула на Духа Божия не простится ни в этом веке, ни в будущем". То есть речь о таком грехе, который ни при каких обстоятельствах не прощается. Да, есть такой вид греха, который никогда не может быть прощен.
Если тысячи лет назад понятие "грешный" было простым и прозрачным, и 1 псалом был очевиден и прост для понимания, то теперь всё сложнее и запутаннее. Да и во времена Христа не каждый разбойник отправлялся в ад - один из двух висящих по обе его руки так же на крестах вместе с Христом отправился в рай только за покаяние, т.е. за признание своей вины, а также того, что Христа распинали вместе с ним ни за что.
Поэтому советом нечестивых, грешных можно считать людей, которые что называется мать родную продадут, людей, для которых нет никаких границ дозволенного - люди без совести в их конструкции. Именно такие и могут быть названы губителями. От них человек, называемый блаженным, должен дистанцироваться, не вступать с ними в контакт.
Слово "блаженный" не стоит нивелировать, как это сейчас принято. Смысл этого слова самый добрый и никак не связан с какой-то ненормальностью. Напротив - это норма человеческого бытия. Достаточно вспомнить
заповеди блаженства, данные в Евангелии, которые по-разному толкуют (и с толкованием сложных торопиться не стоит). Но одна из из них гласит "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное", и тут никаких двояких толкований быть не может.
Добавлю, что часто Божьим промыслом именно посредством изгнания за правду, человек как раз и изгоняется из совета нечестивых, обозначенного в этом первом стихе псалма. Это как если бы его вышибли с самолета - не дали улететь, он негодовал из-за несправедливости, а через несколько минут самолет разбился. Через незначительное страдание (не пустили в самолёт) Бог продлили человеку жизнь. Сравнение с самолетом нужно понимать условно.
Поэтому с собрания нечестивых иногда просто изгоняют, как на птичьем дворе отгоняют от кормушки гадких утят, а потом и вовсе выгоняют с птичьего двора. Андерсен просто свои иллюстрации по псалмам писал :))
2. но в законе Господни воля его и в законе поучится день и нощь.
Просто нужно сохранять себя в рамках закона Божьего. Это порой трудно. Даже часто трудно, поскольку мир лежит во зле и провоцирует человека на то, чтобы слиться со злом, т.е. преступать закон - Божий и человеческий (т.е. юридический). Но тот, кто не смотря ни на что придерживается закона Божьего, т.е. живёт по совести в рамках заповедей, тот по ходу еще многому учится. День и ночь, т.е. круглосуточно, я бы сказала. Это не то чтобы какой-то лекционным материал, а скорее научение на практике - опытно.
Кстати, не так прост и вопрос о круглосуточности научения. День и ночь имеют еще и духовное толкование, и постигающие его опытно уже крепко уясняют, что такое "день" и что такое "ночь". Эти понятия вводятся на первой страницы Библии:
Бытие 1 глава, стихи 3-5:
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день един (первый).
Году так в 2005-2006 мне опытно было преподнесено, что такое отделение света от тьмы, а главное опыт закрепился именно за этим фрагментом Библии. Собственно, это выделение чистого из смешения чистого и нечистого, из смешения дня и ночи. То есть восстановление множества людей в своём духовном совершенстве, на которое он способен, - восстановление справедливости, восстановление правды, реабилитация Истина, оправдание добра. Разумеется, при личном услилии каждого.
Вот давний пример одного моего усилия:
«И ОТДЕЛИЛ БОГ СВЕТ ОТ ТЬМЫ….» ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ. 3. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время своё, и лист его не отпадет, и все, елика аще творит, успеет.
Здесь человек сравнивается с деревом или с саженцем, которое пересаживается со старого места на новое место - плодородное, при исходе вод. С деревом, которое дает плод в своё время. С деревом, лист с кроны которого не упадет без воли Божьей. С деревом, которое преуспевает во всех своих делах. Делах, которые он делает, разумеется, как написано во втором стихе - "в законе Господнем", т.е. в рамках заповедей. Или как у Жванецкого
"не ври - делай что хочешь". Можно делать что хочешь только в рамках заповедей. Фокус в том, что когда человек живёт в строгом соответствии с ними, то он сливается своей волей с волей Божьей и тогда его "делай что хочешь" оно же и Божье произволение. Не произвол, но произволение. Именно потому что в согласии с Богом - всё, что творит - успеет, потому что творит с Богом-творцом.
Это как раз тот самый случай, когда соль бывает солона. То есть профессионализм в чем бы то ни было приносит максимально полезный результат. Хотя в Евангелии понятие "соль" упоминается в связи с христианами - последователями Христа, теме не менее Христос не имел ввиду только тех, кого в настоящее время называют воцерковленными. Христос имел ввиду своих последователей, т.е. верующих и несущих веру другим людям.
Известно, что проповедь лучше всего работает, когда человек доносит до других не лекционный материал в сухом остатке, а живет и доносит истину своей жизнью. Говорится, что "истина познается по силе жития". Жития каждого в своей профессиональной нише. И совершенно не нужно уходить в монастырь или бросать всё и бить пятисотницы (молитвенное правило с коленопреклоненной молитвой). Достаточно эту истину нести в своей жизни в каждом своём поступке, движении. Это возможно на любом профессиональном поприще, где человек самим фактом казалось бы невозможного уже проповедует Бога, т.е. "просаливает" окружающее общество. Он становится оздоровляющей тканью того общества, в котором он волею судьбы оказался. Он становится что называется "свежей кровью" в том самом смысле, в котором говорится о внесении свежей, живой струи в коллектив, способной возродить, восстановить и т.д.
Де факто человек становится как бы источником, дающим жизнь, как нефть, как
кровь земли. Это тяжело, но благодатно и вознаграждаемо Богом.
4 Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, его же возметает ветр от лица земли.
Собственно, нечестивых, т.е. людей без совести - их тоже переносит с места на место. Но не как плодовитые деревья, а как прах, разносимый ветром. Мне думается, что дается такое сравнение - прах, разносимый ветром, потому что такие люди не имеют никакой чёткой направленности, заданности, смысла своей жизни. Как ветер подует. При этом подобно тому, как человеку направление ветра неподвластно, так и им неподвластно их будущее.
5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.
Тут всё прозрачно. Надеюсь понятно, что речь не о внешней праведности, которую нам демонстрирует тот же
Гундяев, который с точки зрения Бога не может быть назван легитимным патриархом. И во времена Христа те, кто его распяли, точнее спровоцировали народ на то, чтобы его распяли, были такими же праведными. Это были первосвященники. Впрочем, лжеправедников - так называемых горделивых праведников и среди мирян полно.
Обращает на себя внимание, что в псалме упоминается как "совет нечестивых", так и "совет праведных". Совет праведных - сообщество, собрание и т.д. людей, становятся едиными - именно настоящими во взаимодействии, когда воскресают. Речь псалмопевец, видимо, вёл о некоем далеком прореченном воскресении. Но жизнь наша состоит из маленьких падений (впадений в грех) и восстаний (воскресений, восстановлений личности в богоподобии).
Вообще вся история цивилизации это попеременная смена дня и ночи в переносном смысле этих слов. То торжествуют советы нечестивых, то торжествует справедливость и советы праведных. Так в период воскресения, торжества справедливости нечестивый не попадает в число праведников.
Интересно отметить, что и те, и другие считают себя как раз принадлежащими к категории праведников. И еще есть пунктик: человек, которому ложью вывернули мозги, и он поверил чьей-то лжи, может, конечно оказаться в совете нечестивых. Но это будет для него периодом ночи - впадения в грех. В это время им будет ощущаться тяжесть, как бы камень на душе. И чтобы избавиться от этого внутреннего гнёта, см. п.1. (Бог всегда прав) :))
6. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет».
Бог отличает праведника от бессовестного. Но это может научиться делать и человек. Отличить настоящего праведника от лжеправедника можно только при достаточно чистой душе и, соответственно, уме. Ум очищается при очищении души - исправляется инструмент, с помощью которого человек делает суждения, оценки, выводы и, соответственно, принимает решения и совершает поступки. Ум невозможно исправить умственными тренировками, поглощениями дополнительной информации - кроме эрудиции это ничего не прибавляет. Ум исправляется АВТОМАТИЧЕСКИ - как следствие духовного усилия человека. Попробуйте осилить эту науку:
Как «накачать» духовные мышцы: путь отказа от лжи. Форсмажор - это не всегда конец света, хотя он бывает и болезненным. Возможно, это Бог вмешивается в твою жизнь, чтобы аккуратно "пересадить" как дерево на более плодородное место, где ты будешь приносить Ему плоды, к которым ты способен, ради которых ты и рожден на свет. Тебе нужно всего лишь Богу помочь - придерживаться Закона Божия, т.е. жить по правде, без лжи - не смотря ни на что. И тогда волос с головы твоей не упадёт, получаться будет всё, что будешь делать.
Так вот и нас Господь «пересаживает» на более плодородные земли, не смотря на нашу инерцию и нежелание что-то менять.
Вот для меня, например, одним из самых больших форсмажоров была беременность моей дочкой - 14-летней Олькой, из-за чего мне пришлось кардинально поменять свою жизнь - на тот момент очень устойчивую и комфортную. Пережив этот «конец света», я с удивлением обнаружила, что спали во мне разные таланты, которым даже времени не было о себя заявить в ту силу, которая имелась в потенциале. За прошедшие годы они не просто обнаружились, как некогда обнаружились какие-то семена в египетских пирамидах, пролежав там тысячи лет. Они богато проросли, как проросли египетские семена, будучи посаженными в плодородную почву.
Сейчас я бы не променяла свою комфортную жизнь 1998-1999 года на сегодняшнюю - пусть не столько комфортную, с частыми скорбями, постоянными недосыпами, еле успеваниями, периодической нехваткой денег.
В данном случае плодородной почвой был путь к глубокой вере в Бога, начиная от полноценного воцерковления, заканчивая сегодняшним днем (
напомню, что с 2012 года я церковь оставила) с ровной глубокой верой без фанатизма и . Умножающейся верой, не останавливающейся в своём росте. Просто уже без обязательно длинных юбок, вычитывания многочисленных акафистов, чуть ли ни ежедневного выстаивания церковных служб и т.д. Это нормально на каком-то этапе обретения веры (и то - при условии наличия времени), но дальше нужно понимать, что церковь - есть лишь средство достижения цели - Бога. По ходу были новые встречи, были новые работы, было многое такое, чего бы я никогда раньше в своём будущем не представляла - кто бы сказал - не поверила. Однако такая чистота ума, аналитичность, способность в условиях крайней неполноты информации находить точное решение, дар слова и многое многое другое - это всё стало возможными именно в процессе того, как Бог пересаживал меня на всё более плодородную почву, где с одной стороны я максимально раскрываю (в первую очередь, для себя) отмеренные мне дары, с другой - становлюсь полноценным и, что очень важно, сознательным помощником Бога в его промысле.
Известно, что в Божьем промысле участвуют все люди. Только одни - сознательно - как Его дети, другие - как бессмысленные инструменты. И когда тебя довольно болезненно "пересаживают" на более плодородную почву, то может, уже пришло время, чтобы из тебя - бессмысленного "инструмента", живущего животной жизнью, сделать полноценного Сына Божьего, который уже действует не как инструмент, но как сотрудник, соработник. Поверьте - я знаю разницу, ибо была в обоих состояниях. Разница как между землей и небом, в которое могут научиться подниматься даже те, кто думал, что рожден только ползать:
Как рожденный ползать может научиться летать. И долго ли может улыбаться улыбка без кота. Пути Господни неисповедимы. Бог - всемогущий. И будучи Сам по себе целью человеческой жизни, может предложить человеку разные средства для приближения к Себе, не отменяя и известные, общедоступные. Когда человек проявляет инертность, то тогда включается план "б", при котором обстоятельства уже не спрашивают человека о том, в каком направлении ему идти.
Как такое обстоятельство как Грушик не спросил цветок, хочет ли он оставаться в старом горшке или ему переносить болезненную "операцию" по пересадке на новую более обширную и глубокую почву.
Так вот посредством систематических постепенных "пересадок", человек постепенно из "
чайника" превращается в аса, приближаясь к тому светлому месту, которое обозначено в самом конце Апокалипсиса - в 21 главе, содержимое которой - это плод личной и коллективной победы света над тьмой:
«И увидел я новое небо и новую землю» (Апокалипсис 21:1)
Это мои фотографии конца мая 2011 - на них я - Анна Вячеславовна Колесникова,
мой кот Грушик, и дважды спасенный цветок (и ёлка - они у нас всегда стоят долго):
Кстати, на столе лежит обработанный кокос. Он может иногда работать как яблоко для Ньютона.
Я тогда по ходу пересадила еще несколько цветов.
А эту цветочную почти игрушечную машинку увидела вчера, выходя из хозяйственного магазина. Мне показалось забавным показать её мелкой, как бы ничтожной в сравнении с живыми лапами животных:
Я не имею ничего против автомобиле и конкретно против этого автомобиля.
Я даже не видела его хозяина.
Просто в таком простом бытовом походе в хозяйственный магазин, у меня по-прежнем всё та же "пустая голова", в которой вне зависимости от моего желания спокойно на своих сверхкосмических скоростях текут и текут сгустки мыслей, из которых я успеваю зацепить тысячную часть для того, чтобы предложить своим читателям.
А машинка красива. А главное - заметная. Наверное, а ней ездит женщина.
Видимо, хозяйка очень любит обращать на себя внимание.
Как-то в детстве однажды я выходила на улицу и совершенно точно знала, что меня вот сейчас будут встречать как принцессу. И очень удивилась, что на меня никто не обратил внимание.
Потом, повзрослев, я относилась к тому своему детскому "точному знанию" как к детской блажи Но теперь я понимаю, почему я ожидала увидеть встречающими меня много народу и почему их не было или они занимались какими-то другими делами. Просто люди идут по пути наименьшего сопротивления, а крупные цветочки на ярком предмете рассмотреть проще, чем содержимое, прячущееся под внешней яркостью.
Я не стала фотографировать эту машинку отдельно:
хватит и того, чтобы эти цветочки просто попали в кадр со мной
А я пешочком с собаками обратно домой, взирая по дороге на настоящие цветы и очень добрые инсталяции:
Дома меня ждала моя мартышка Олька.
В отсутствие нашего кота Грушика, который остался в Волгограде, Олька исполняет его обязанности:
свалить, разбить, сломать - у неё это хорошо получается.
Всё жду, когда у неё начнёт получаться восстановить, восстановить, построить, починить.
Грушик всё-таки часто спал (и, что важно, - в правильном месте), поэтому много разломать просто не мог.
Кстати,
зачатки этого текста (и некоторые фотографии) я написала еще в мае 2011.
Здесь я в несколько раз углубила и расширила мысли.
Колесникова Анна Вчеславовна, Москва
(на фото - с дочерью Олей 14 июня 2014)
А ниже на фото я в Волгограде в конце мая 2011 с Олькой (ей тут 11 лет), т.е три года назад: