Как «накачать» духовные мышцы: путь отказа от лжи.

Aug 02, 2023 13:51

Так же, как и физические мышцы качаются путём постоянно возрастающей нагрузки, так и духовная мышца качается путём возрастающей духовной нагрузки.

(Пост я написала в этом блоге 17 апреля 2014.)

Если вспомнить первый фильм "Матрица", то в какой-то момент главный герой Нео оказывается в команде Морфиуса, и между ними происходит такой диалог:
- Глазам больно смотреть, - говорит Нео.
- Ты ими смотришь впервые, - отвечает Морфиус.
- Что с моим телом? - спрашивает Нео, обнаруживая себя лежащим и утыканным иголками.
- У тебя мышцы атрофировались, требуется восстановление.

Вот об этих мышцах как раз и шла речь - о духовных мышцах.

7-я глава пророка Исайи, стихи 14-16:
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
16 ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.

На церковно-славянском:
14 Сего рaди дaстъ Господь сaм вaм знaмение: се, дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя ему Еммануил
15 мaсло и мед снесть, прежде неже разумети ему изволити злая, или избрaти благое:
16 зане прежде неже разумети отрочaти благое или злое, отринет лукaвое, еже избрaти благое, и остaвится земля, еяже ты боишися, от лица двyх царей.

Принято, как написано в Евангелии, как сказал Христос «оцеживать комара, а верблюда поглощать». Т.е. обычно вышеприведенный фрагмент из Исайи упоминают в связи рождением Христа, говоря как о пророчестве «Се дева во чреве зачнёт и родит сына, и наречеши имя ему Еммануил». Хотя это совершенно нужный стих для периода пророка Исайи, но абсолютно бесполезный для нас, для нашего времени - мы ведь уже знаем, что Он родился. Чего ж это из пустого в порожнее переливать? Чтоб делать вид, что мы верующие? Потому ли верующие, что верим, что когда-то пророк сказал о том, что потом осуществилось. Да любой атеист в это легко поверит, и его это никак не затронет. Да и вообще - «и бесы верую, и трепещут». Ну и что, что пророк прозрел-то? Многие пророки прозревали. И сейчас есть ясновидящие. Ну и что? Есть и похлеще пророчества. Например, "Откровение", т.е. Апокалипсис - это пророчество пророчеств. Там в последних строках вообще откровение в откровении. Только вряд ли кто-то эту правду сможет вынести - кишка тонка, мышца духовная слаба.

Кишка тонка настолько, что если начнут выворачивать наизнанку (а люди, подбирающиеся близко к истине, по определению будут испытывать массированную клевету - выворот вселенной), то стенки "кишки" лопнут, и не дождутся возвращения хозяина в нормальный вид - его восстановления в истинном виде.

Так что же - Писание - это всего лишь лежалые истории, притчи и были, которые были когда-то с кем-то? Или всё-таки это живая книга и пособие по жизни - нормальной жизни нормального человека, каковым он был создан Богом?

Ответ один - это живая книга, и её можно практически применять для гармонизации жизни, если хотеть научиться её читать.

Итак, собственно, полезная в практическом отношении информация у пророка Исайи - тот самый оцеженный верблюд, которого как ребенка выплескивают вместе с водой современные богословы.
И на вопрос, откуда я знаю, отвечу просто: от верблюда...

Еще раз, Исайя, 7 глава, стихи 15-16:
15 Масло и мед снесть, прежде неже разумети ему изволити злая, или избрати благое:
16 зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое, и оставится земля, еяже ты боишися, от лица двух царей.

Мёд.

Мёд принято считать чем-то сладким, его часто используют как символ сладостного. Но напомню, что мёд еще является и прекрасным лекарством от множества болезней. Вот, например, на языке язвочка вскочила. Мёд на язву больно, но лечит. Больно, а что делать? Сие есть мед. А в те времена, когда никакой фармакологии не было, только среди естественных средств искали лекарство.

Символ меда у пророка Исайи употребляется как некое болезненное лекарство, которое употребляется дабы излечить болезнь. Христос, который, будучи по плоти таким же человеком, также был подвержен болезням плоти, которые были следствием разрушающего душу греха. И я вас умоляю не кричать о том, что Он был кристально чист. Достаточно вспомнить, как он бичом выгонял из храма мирных торговцев - бичом, между прочим, бил продавцов голубей. И что же это как ни грех? - это был грех с его стороны, однако, в этот минимальный грех ему пришлось впасть ради того, чтобы восстановить Истину. Напомню, что на тот момент в храме, который по определению дом Божий, было засилье торговцев - люди утратили понимание, как сейчас можно было бы сказать, конституционных прав Бога на неприкосновенность своего жилья - храма.

Итак, Христос позволял себе грех. Но есть большое но - у Него было ведение, позволяющее Ему действовать оптимально, минимизируя грех. Напомню, что в храме, изгоняя торговцев, он никого не убил, хотя был в ярости.

Любой грех разрушителен. Так или иначе наступают последствия - физические или духовные. То есть человек оказывается наказуем по закону, который действует в мире. НЕ Бог-Отец специально следит - а не наказать ли мне кого-то за что-то, а действует однажды установленный закон подобный закону всемирного тяготения или силе тяжести. Упал - ударился. Минимально ударился, если минимально упал. Но ударился всё равно, то есть получил какое-то страдание.

И при первых признаках болезни, страдания, подступившего разрушения, образно говоря язвочки, Бог сразу принимался излечивать Христа некоторым "медом" - спасительным лекарством, которое избирается в соответствии с обстоятельствами и тяжестью греха. Если спасительным и в то же время болезненным "медом" не лечить, то болезнь распространяется. Как, например, если чистое в грязное поместить, то грязное тут же будет пачкать, и от чистого чистого не останется. Соответственно, чтобы чистое сохранить в чистоте, необходимо моментально при первых признаках загрязнений отмывать.

Например, уже в сознательном возрасте Христа во время его проповеди таким "медом" была клевета. Клевета, попущенная Ему во излечение тщеславия. Сами клевещущие тем самым не прощались, но промыслом Божьим это зло - их грех против Христа - обращалось в добро по отношению к нему при его усилиях. Усилиях по преодолению зла, которое возможно только при покаянии. Клевета - это очень больно. Ему было очень больно, но только так Бог-Отец мог сохранить в удивительной чистоте Сына, вынужденного жить в таком духовном смраде, где люди утратили ведение Истины. Подобно тому, как жил Лот в Содоме, где люди почти утратили понятие нормы и не считали, что впадают в грех...

Итак, мёд - это символ болезненного спасительного лекарства, которое "готовится" каждому человеку эксклюзивно в соответствии с законами духовной жизни.

Молоко (масло).

Молоком нас вскармливают, на нем мы растем. В духовном смысле молоко - есть Слово Божие или озарение, открытие и т.д., которое духовно взращивает, существенно продвигая человека к Богопознанию. Говорят "впитал с молоком матери" - имеют ввиду "усвоил давно и прочно". В частности, Христос родился младенчиком и к Его младенческому боговедению необходимо было сознательная синерджия - сотрудничество, соработничество с полным пониманием процесса. Одно дело ребенок, которого Бог хранит, вокруг которого Он складывает все необходимые обстоятельства, чтобы он рос и развивался. Другое дело взрослый, в которого уже много вложено - всё детство и юность он развивался в идеальных обстоятельствах для реализации замысла Божьего о нём. Человеку были даны необходимые родители, Родина, город, друзья, школа, вуз, работа и всё то, что он постигал, чему учился в течение жизни.

Поэтому, с одной стороны, Он рос, а с другой, просто оставался таким, каким родился. Что это означает? Рос Христос психически, эмоционально, интеллектуально, сознательно. А оставался по духу ребенком. Молоко в данном случае символизирует сознательное возрастание в Боге, при котором человек истину постигает уже умом, логикой, выводит знание Истины на сознательный уровень. Бог открывает себя уже и интеллекту, а не только духу. Это возможно для людей, которые ищут. Открывается Истина, Бог как запертая ранее от человека дверь, находящаяся в самом человеке.

Дальше - главное.

Еще раз, Исайя, 7 глава, стих 15:
"Масло и мед снесть, прежде неже разумети ему изволити злая, или избрати благое".

Маслом и медом будет питаться прежде, чем уразумеет что ему выбрать своим произволением (проявлением своей воли) - злое или доброе. Известно, что дар рассуждения - один из самых больших даров, который Бог дает человеку. "Нет добродетели без рассуждения" - говорят святые, повторяют современные христиане. Но даром рассуждения обладают очень мало людей. Дар рассуждения - это умение отделить правду от лжи, добро от зла.

Вот это самое рассуждение воспитывается посредством "масла" и "меда" - знания и лечения от уклонения в грех.

Замечено, что человек начинает хорошо слышать Бога только тогда, когда Бог делает очередную "примочку" мёдом очередное духовной "болячки". Почему-то слышим мы Бога  состоянии глубокого страдания. По-другому можно сказать, в терминах психологии: человек, наконец, начинает воспринимать обратную связь, слышать окружающих и обстоятельства, воспринимать нелицеприятную информацию, не отворачиваться от неё, не делать вид, что этого нет.

Но пока у человека все хорошо, как он считает, до него Бог не может достучишься, чтобы предупредить, что впереди например, пропасть. И только когда начинаются скорби, то человек уже слушает и слышит, что Ему сообщает Бог. Бог говорит с человеком всегда, но не всегда человек его слышит. Это известный факт, не подвергающийся сомнению в православной среде. На расчищенной посредством "мёда" почве слышания Бог "возводит здание" Истины посредством "молока" (или по-другому - "масла"), т.е. знания.

Далее.

Еще раз, Исайя, 7 глава, стихи 16:
зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое...

Здесь Исайя детализирует, поясняет: прежде, чем младенцу (отроку) уразуметь, что есть добро (благое) и что зло (злое), Христос сначала отринет ложь (лукавое), чтобы избрать доброе (благое).

Что значит отринуть ложь ? - отказаться верить в неё. Отказаться верить в ложь и не поддаваться побуждению, к которому эта ложь подводила. Отказаться от лжи ради избрания доброго (правды).

Здесь нужно сделать акцент на последовательности действий:
1) сначала человека не верит лукавому
2) потом человеку открывается сокрытая лукавым правда.

Правда может оказаться, и как правило, оказывается нелицеприятной. И она открывается не для констатации факта, а для того, чтобы человек начал исправлять ошибки и действовал в рамках свободы, ограниченной заповедями.

Простая иллюстрация: Ваш обзор закрывает какая-то фальшивая, но похожая на правду картинка. Вроде правдоподобно, но что-то не то. Если человек принимает лживую картинку, то она так перед ним и останется и далее ложь разрастётся. Если отвергает, то картинка как бы падает, уходит и обнаруживается Истина, которую она скрывала.

Вспомним еще раз первый ильм "Матрица": Нео увидел реальный мир и как он чудовищно устроен, увидит ту реальную разруху, а не виртуальную реальность, в которой жило на тот момент человечество, не просто смотрит это как кино и принимает к сведению. Дальше он постепенно становится спасителем мира, постепенно продвигаясь со всей командой к победе над роботами, поработившими землю.

Еще раз обращу внимание на последовательность действий для того, чтобы качать духовные мышцы и, что характерно, поднимать большие духовные тяжести, такие как, например, воскрешение человека. Это тяжело, но возможно. Христос воскрешал. Вслед за ним такие же чудеса оказались доступны апостолам и некоторым христианам, кто жил после них. Как просто и как сложно одновременно.

Близко к человеку ввиду его падшего естества находится ложь. Через ложь к Истине пробиться можно только единственным способом - отрицанием отрицания. То есть отрицанием лжи, отрицающей правду. Нужно не поверить лжи. Это не просто, особенно, когда ложь очень похожа на правду или когда человек в этой лжи, как говорят, погряз (это тоже лечабельно, просто дольше и сложнее).

Как люди, общаясь между собой, определят, где ложь, а где правда? Как-то подсказывает совесть, Божий голос изнутри. Но его ведь глушат всеми правдами и неправдами. И если человек не даёт задавить, заглушить голос Божий, то возможно, ему придется противостоять внешней среде, многочисленным окружающим - Бог, Истина и её носители в большинстве не бывают.

Но прежде, он должен обнаружить ложь, выявить противоречие. Оно чувствуется внутренне как некая кривизна, некая скованность духа, как что-то не то. Если человек решительно (именно решительность - важнейшее свойство при акте действенной веры) отметет ложь, отринет лукавое, то тут же (тут же, слышите!!!) получит настоящее, Истину - что-то в подтверждение её. И какие-нибудь поощрения от Бога за доверие Ему. По-другому эти поощрения называются дары, т.е. силы, на которые оказываются способными духовные мышцы.

Подумайте только, если человек научился своих детей поощрять, то у Кого интересно он этому научился, если он сотворен по образу и подобию Божию? Такой вопрос я всегда называю Амперским - уж не в амперах ли измеряется сила тока?

О пути отказа от лжи в доступной апологетической форме в статье "Мужчина и женщина: угол зрения - христианство" (ссылка). Для нецерковных людей, ищущих истинную любовь (не плотскую, а настоящую - ту, что от сердца) фильм Москва слезам не верит" как простая иллюстрация этого самого тесного пути отказа от лжи. Пути скорбей, но и действительной радости, полноценной, полноводной жизни и щедрых подарков от Бога - собственно ЛЮБВИ.

Теперь математически.

Это очень приближенная схема, но она будет понятна прагматикам.

В 7 главе Исайи 14-15 стих о Христе сказано:
"Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;"

15 стих совершенно чётко указывает: как избирать доброе, не уразуметь перескакивая через момент, когда требуется отринуть злое.

Используем логические функции.

Обозначим:
- питание молоком (в церковнославянском - масло) - X
- питание мёдом - Y
- отвергать худое M
- избирать доброе N

M не равно N - это два последовательных события, одно из которых является следствием другого:
Если M, то N
M и N равны либо оба единице, либо оба нулю. Т.е. избрать Он может либо доброе, либо худое.
Доброе =1
злое=0

Если X+Y то М, следовательно X+Y=N

Ну пусть у нас X+Y=от 0 до 1

Но ввиду того, что X и Y, однажды наполняясь, периодически обнуляются, то соответственно в нижнем пределе X и Y событие M, а следовательно и N становится (мы ведь о динамике говорим) равным нулю. То есть выбор осуществляется в обратную сторону.

После такого обнуления, т.е. выбора злого вместо доброго, неминуемо наступает расплата - грех ударяет по согрешившему. Только в случае простых смертных это сразу не очевидно, хотя со временем становится понятно. Христу же при малейшем "заступе" - очевидно. И возвращался он буквально сразу.

Еще раз 16 стих:
"ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее".

Не вдаваясь в подробности - здесь об очевидности того, что выбор злого был неверным, и в результате повлекло отрицательные последствия. Толкование окончания 16 стиха - как-нибудь в следующий раз. Думаю, есть не так мало людей, кому это уже открыто.

Христос очень быстро учился. Как бы касательно он соприкасался с грехом, когда запасы "масла" и "мёда" иссякали. Очень быстро приходил ответ Отца - "не туда", и Он, будучи послушным как никто другой, моментально выравнивал Свой путь. Но мгновения обнуления были. Как и наполнения, наполненности.

Поверьте, я опытно понимаю это, поскольку очевидность причинно-следственных связей между грехом и отрицательными последствиями не вызывает сомнения. Даже в случае мизерного тщеславного помысла уже обнаруживаю повышение процентного содержания "мёда" в "продуктовой корзине - масло-мёд".

Добавлю, что это текст глубокой полноценной переработки более ранних  моих постов
11-12-2008 09:50http://my.mail.ru/community/blog_anna-koala/7FD8C3A1D62EE85A.html
03-04-2009 13:15 http://my.mail.ru/community/blog_anna-koala/19BCB00F1984B4FA.html
Посты эти я написала в старом моём блоге, перенесенном сейчас по новому адресу.
Они более похожи на сгустки мысли.
Представленный выше текст понятнее, доступнее, иллюстративнее.
Возможно, его я тоже буду расширять и дополнять, уточнять и разъяснять.

19 июля 2023 дополняю. Еще раз о последовательности действий:

Сначала отказ от лжи (даже в потемках сознания, не видя истины). И уже потом открывается истина.
Вот еще одно доказательство этой выкладки (я же математик по образованию - доказательная база важна).
Помните - три искушения Христа в пустыне? Прочтите Мф. 4:1-11.
Главное, что в данном контексте нужно уяснить: что сначала он отверг ложь (дьявол - ложь и отец лжи),
и ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО приступили Ангелы и и служили ему - Божьи Ангелы...

Почему же Ангелы не служили Христу, когда он от боли кричал на кресте "Боже, почему ты оставил меня???!!!"
Потому же самому, только в обратную сторону - какую-то ложь Христос, видимо, не отверг.
И не смогли Ангелы ему служить.
Может быть в Гефсимании Христу подсказал решение тот же самый, кто предлагал сброситься с крыши?
Однако на крыше Христос тогда дал адекватный ответ отвергнув ложь.
Что же тогда случилось в Гефсиманском саду?
Это уже другая история...

Колесникова Анна Вячеславовна, Москва

На фото я 1 апреля 2009 (тогда в Волгограде)


Это я же 17 апреля 2014, дома в Москве


Под микроскопом:



Посмотреть крупнее (ручка, карандаш):
https://img-fotki.yandex.ru/get/31237/138028374.31/0_2b953a_21134dc0_orig.jpg

Все "соборы" моего рукописного ежедневника аккумулируются здесь:
http://anna-v-koala.livejournal.com/586270.html

мёд, логика, путь отказа от лжи, матрица, математика, пророк Исайя, молоко, духовная мышца, Толкование Писаний, пророки, Бог

Previous post
Up