Моя платоническая любовь - музей им.Пушкина.

Mar 24, 2014 23:37

На фото я у здания музея им.Пушкина 20 мая 2012


В 2014 году исполнялось 100 лет музею им.Пушкина.

Что знает о нём человек, не впитавший с молоком матери любовь к искусству? Что видел обыватель? - низкого качества фотографии в учебнике? Или что-то сохранилось в памяти со времен традиционных школьных экскурсий? Что может понять в картинах и скульптурах великих мастеров парнишка или девчонка, коротавшие свой досуг во дворах или на дискотеках? «Что может говорить об искусстве Герберта Фон Караяна человек с таким носом?» - вопрошает в своём юмористическом монологе Жванецкий.

Подавляющая часть населения страны совала этот самый «нос» всю жизнь совсем не туда: время потрачено на пустое, и это с прискорбием констатирует любой обыватель, которые хоть изредка позволяет себе помыслить.

Я тоже отношусь к этой самой категории людей - людей, не туда отдавших свои школьные и студенческие годы. Мало читала, редко в рамках школьной программы ходила в театры, музеи. Не привит один из самых важных навыков - неутолимый интерес к искусству. А ведь это традиционно отличает обывателя от человека культурного. Эрудиция нарабатывается годами с самого детства. Она вывозит взрослого человека там, где не пройдёт тот, кто ею не обладает.

Социальная лестница... Оглянувшись назад, глядя на крутой подъём, а также на то, какие люди там стоят, кажется непосильным и невозможным этот путь для обывателя.

Когда я вижу по телевизору политолога Вячеслава Никонова, то с глубоким унынием и печалью понимаю, что к этому социальному слою я не смогу принадлежать никогда. Он для меня в некотором смысле эталон культурного эрудированного человека, с которым себя рядом я даже в мыслях поставить не могу. Как-то скукоживается всё внутри от собственной несуразности и невозможности стать достойным собеседником - я не обладают множеством знаний, я из толпы, я с Болотной, я из двора - я не из библиотеки, не из музея, не из театра... Эти красивые фраки, вечерние платья, размеренная идеальная речь... Я не выдержу и пяти минут - превращусь в героиню «Пигмалиона», у которой в культурном обществе всё равно вылезло нутро торговки цветами...

Побывав на Болотной, посмотрев на таких же как я, с горечью и болью думаю, что мы все были обделены. Кто виноват - уже не имеет смысла. Важен ответ на вопрос «что делать». Мы уже выросли, и школьные годы не вернуть. Да, мы никогда там не окажемся и не будем на равных держать рядом с ними бокал шампанского, изрекая великолепный тост. Это нужно признать и с этим смириться. Но у нас есть кое-что другое. Быть может, много большее, чем обладают они.

То самое искусство, которое копила мировая Премудрость веками и тысячелетиями, - оно для нас. Да-да - это нам передали мудрые человечества то, что хотел сказать нам Бог. Это я начала обнаруживать, когда затормозила эту никчёмную гонку неизвестно за чем. Родив ребенка и вынужденно оказавшись выброшенной из привычного образа жизни, я вошла внутрь себя и уже оттуда начала видеть. И нечастые соприкосновения с областью искусства уже стали наполненными той самой Премудростью, которая ожидала меня в книгах, в музеях, в театрах. Пусть небольшой охват, но он может быть таким глубоким! С этой глубины ты можешь вынуть то, что было недоступно культурным людям, которые чувствуют себя там как рыба в воде.

Я не помню, почему в память запал именно музей им.Пушкина - я была и в других московских музеях. Но помню, что когда я оказалась там впервые в середине 90-х годов (а мне тогда было лет 25-26), то я унесла с собой неведомое чувство любви к этому хранилищу драгоценностей человеческой мысли, сквозь которую пульсировало что-то огромное и любящее. С тех пор я больше никогда не была в этом музее вплоть до того майского дня 2012.  Наконец-то появились небольшие деньги, которые можно было отдать за билет.

Ох уже эти билеты. Они - препятствие, барьер, который часто перепрыгнуть крайне сложно. Многих из нас поставили в ситуацию, когда мы, захлёбываясь в борьбе за выживание, и помыслить не можем, чтобы выдернуть из бюджета лишние триста рублей на музей. Но давайте попробуем довериться порыву, любопытству или ярости: да, блин, могу же я раз в десять лет сходить туда и раз и навсегда понять, есть там что-то для меня или нет! Быть может, именно тебя тысячи лет ждало послание из древности. Быть может, для тебя одного написаны были строки, нанесен символ, создана форма, которые в качестве спасательного круга или наоборот - в качестве призыва о помощи хранил Бог, заботливо приставив «телохранителей» - работников музеев.



Ты стоишь перед входом в тайники, мимо которых ходили культурологи.
Но не им, а именно тебе могут быть открыты эти двери.
От тебя требуется сделать первый шаг...
































































Колесникова Анна Вячеславовна, Москва


премудрость, Премудрость Божья, музей им.Пушкина, выставки

Previous post Next post
Up