Этот пост я написала 7 декабря 2009 года после трагедии в "Хромой Лошади", о которой я очень долго плакала, не в силах себе объяснить, почему. А тут еще фильм о Колчаке... Опубликован текст был в моём старом блоге на mail.ru - blogs.mail.ru/mail/anna-koala/ , который заблокировал mail.ru и который содержал более 2,5 тысяч моих текстов такой глубины и проникновенности. Позднее был перенесен по новому адресу. И
теперь этот текст здесь.
Когда я была маленькой, то однажды мне сказали, что я умру. На фоне радостного беззаботного детства это известие стало шоковым. Я плакала как белуга, наверное, несколько часов, и никто не мог меня ничем утешить. Может быть, перестала плакать, потому что обессилила и уснула. В смерти чувствовалась какая-то ложь, которую в меня заталкивали, заставляя проглотить. Но организм не мог справиться с отвращением и выталкивал её наружу слезами.
В известии о том, что все люди умирают, предлагалось смириться с каким-то жутким беззаконием, которое из-за беспредельной чудовищности люди принимают за норму. Из-за чудовищности и неотвратимости этого проклятия, о котором люди когда-то были предупреждены на уровне «не пей из грязной лужи - козлом вонючим станешь».
Не могу сказать, что я слилась тогда с массой покорно принявших смерть за норму человеческого бытия. Скорее всего, организм не потянул такую нагрузку, и я просто перестала об этом думать.
Совсем недавно прошла телевизионная версия фильма «Адмирал». И хоть его раскритиковали по всем статьям, я всё же вынесла оттуда много ценного. Так сказать, вынесла на себе под «пулями» критиков из «огня» гнева недовольных. То, что вынесла - оно вскоре очухалось и начало жить своей жизнью в том кусочке о Святой Софии, который я недавно закончила в составе большей работы:
24-11-2009 20:11
СВЯТАЯ СОФИЯ - Софийский собор в Константинополе. Была суббота, как я помню, - следующий день после окончания того фильма. Я сидела на кухне и горько плакала. Нет, это не было сентиментальными слезами. Меня поразила мысль, навеянная сценой смерти Колчака: человек прожил такую жизнь, столько побед, повлиявших на ход мировой истории и такая нелепая (именно нелепая!) смерть. Беспомощное мертвое тело просто бросили в воду, как ничего не значащий камень, походя.
Господи, из-за чего он умер? Нет, я не спрашивала, о конкретном исполнении - это было понятно - убили. Но почему его убили? Почему Господь это попустил?Почему - не с исторической точки зрения, а с точки зрения духовных причинно-следственных связей, поскольку смерть - это статус-кво зависимости тления человека от его духовного состояния. И плакала я тем сильнее, чем яснее понимала, из-за чего он умер.
Я прошу прощения заранее у тех, кому нужны будут доказательства - у меня их нет. И моё открытие многих шокирует, поскольку оно перечёркивает традиционное понимание истории любви Колчака и Анны Тимиревой (
http://www.peoples.ru/love/timireva_&_kolchak/), уничтожая смертоносную иллюзию. Именно иллюзию любви, потому что настоящей любви там не было. Настоящая была рядом с Колчаком, и он прошел мимо неё. Настоящей его любовью была его жена - Софья.
Софью нельзя было упрекнуть в том, что она не была способна на большое глубокое чувство, которое могло выразиться в не менее любвеобильных письмах к мужу. Однажды она проявила эту черту характера, поехав к нему навстречу, «на оленях, на тюленях», образно говоря. Нет, она не имела намерения его женить на себе - Софья была слишком независима и волевая (
http://admiralfilm.ru/peace/bio/336/index.phtml) Такая женщина не разменивалась бы на дешевое увлечение - отношения Колчака и Софьи начинались с настоящей любви и осознанного желания жениться.
Что же случилось дальше? Дальше родились дети, которые начали отнимать у Колчака Софью, замещая романтическую любимую часто уставшей или озабоченной детьми жену. То есть дальше для сохранения любви нужно было трудиться. Любая семейная жизнь, построенная на самых что ни на есть романтических отношениях, стряхивает с себя романтизм, и чтобы его восстановить, нужен постоянный труд душ обоих. На каковой не все способны.
И, как то часто бывает, душа мужчины, которая помнила былую романтику, лёгкость чувств оказалась в ловушке, предложенной в красивой обёртке. Вопрос был только во времени. И оно подошло, когда Софья уже не была столь молодой, появилась молодая красавица, которая ничем не напрягала Колчака кроме навязывания романтических чувств. Никакой ответственности, никаких обязательств, никакого быта, забот о детях и т.д. Зато романтика писем.
Письма. Они сыграли с ним злую шутку. Очевидно, он не знал, что истина, как и любовь, познаётся по силе ЖИТИЯ. Думаю, что сильная и независимая женщина Софья была способна на письма большей глубины. Просто муж ей не дал возможности это проявить. Межу тем реальную женщину Софью Колчак знал, а реальную Анну Тимиреву - нет.
Что такое письма, мы легко можем понять, вернувшись на миг мыслью в наше интернетизированное настоящее с его социальными сетям, фальшивками, чужими текстами, предлагаемыми в качестве своих, клонами, придуманными историями, иллюзиями виртуальной любви. Вот у них - у Колчака и Тимиревой как раз и была виртуальная любовь, которую он предпочёл реальной. И это не была погоня за «журавлём». Из-за «синицы» прожорливой страсти Колчак упускал журавля, и упускал на глазах.
Достаточно вспомнить, что в период восстановления нежных отношений с женой Колчак стоял уже у стен Константинополя. Ему могла выпасть великая честь вернуть Святую Софию православным, отвоевать назад Царьград. Думаю, что это было неслучайно - так Бог одаривал его за верность истинной любви. Даже случайное совпадение имени его жены с именем Софийского собора (случайное ли?) могло навести его на мысль, что именно Софья - та женщина, которую нужно завоёвывать, вырывать из лап обыденности отношений, в которую он сам её и погрузил. Пламенная душа, Софья и в более старшем возрасте, а не только во время свадьбы, была способна ехать за мужем на край света, но теперь у неё были дети. И именно ответственность за судьбу сына заставила её ждать мужа за границей.
Что же Тимирева? Она далеко не сразу ушла от мужа, поскольку для этого нужно было иметь немалое мужество - бороться за свою любовь и быть честной до конца. Развод с мужем Тимиревой состоялся, когда в стране уже был хаос и в суматохе за её поступком не наблюдал свет, и не осудил. Поэтому, Анна Тимирева здесь проявила себя не с самой лучшей стороны. А то, что она поехала за Колчаком, бросив ребенка, говорило о её совершенной безответственности. Не брось она его тогда, то может и жизнь его сложилась бы по-другому.
И случись пожениться Колчаку и Тимиревой не в военное время, а лет на пять раньше, то Колчак вскоре сбежал бы от неё со своей первой женой, поскольку лёгкость нравов и безответственность Тимиревой дали бы свои «плевелы» и в семейной жизни. Тогда у Колчака была бы возможность сравнить и опытно узнать, что он поменял Божий дар на яичницу.
Но Тимирева это интуитивно понимала, поэтому ей были выгодны виртуальные отношения - отношения, где себя-несуществующую можно было представить как настоящую, страдающую и любящую, готовую вслед за любимым на любые жертвы. И первой жертвой, как я понимаю, пал её сын. Не говоря уже о её муже, о жене Колчака Софье и сыне Колчака.
Вот на этом форуме я случайно обнаружила согласие с моими мыслями относительно надуманности любви по переписке Колчака и Тимиревой:
http://www.suckvoyage.ru/index.php?action=printpage;topic=2405.0 Кроме того, я предполагаю, что прежде чем делать фильм, авторы и актёры знакомились с архивными документами, письмами. И вполне верю, что сцена, где Тимирева предлагает Колчаку поиграть в карты, чтобы отвлечься от тяжелых дум, исторически правдива. Думаю, что правдива и сцена, где они видятся в один из последних раз, и Тимирева не говорит Колчаку о том, что разгромили в Иркутстке его последнюю надежду: напротив - она уверяет его, что не о чем беспокоиться и скоро они победят. Оба этих эпизода говорят (мне, во всяком случае) о том, что Тимирева была совершенно приземленным существом, не знающим цену правды, привыкшим всегда «мило и прелестно» привирать «для пользы дела». Ну, чтоб не беспокоить понапрасну Александра Васильевича. Который, если бы вовремя узнал правду, то мог бы предпринять какие-то другие действия как адмирал и как человек. Мог бы спастись.
По большому счёту, Колчак нужен был Тимиревой в качестве отражателя её собственной праведности и красоты. Она не его любила, а себя в нём. А настоящая любовь неотъемлема от честности, правды, истины не смотря ни на что. Ибо ПРАВДА=ИСТИНА=БОГ=ЛЮБОВЬ. Перечёркивая что-то одно, перечёркиваешь и остальное.
А по правде поступила жена Колчака - Софья, может и желая быть с ним во что бы то ни стало, но вынужденная оставаться с сыном. И ЭТО БЫЛА НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ, КАК ПО ОТНОШЕНИЮ К КОЛЧАКУ, ТАК И ПО ОТНОШЕНИЮ К ИХ СЫНУ. Софья имела своим антиподом Тимиреву, которая кроме фальшивой романтики ничего Колчаку предложить не могла. Вот здесь я немножко написала об антиподах в жизни:
Униженные и оскорблённые (мой пост от 15 сентября 2008). Как отличить плохого и хорошего человека в политике и в жизни. А в тюрьму каждая бы дура пошла вслед за мужчиной при такой романтике. Нет здесь особого подвига, потому что известно в любых условиях с любовью (или с иллюзией её) в сердце человек «летает» (или думает, что летает). И всё равно, тюрьма это или дворец, поскольку без чувств любой дворец хуже тюрьмы.
Я сидела на стуле на кухне и горько плакала над смертью Колчака: он умер из-за ничего не стоящей бабы, променяв на неё непознанную и неоцененную им Софию. Он умер из-за постоянной мелкой «милой» лжи Тимиревой, которая к тому же не чуралась заглядывать и на политическое поле деятельности Колчака. Именно поэтому Господь и не допустил его к Царьграду и к Святой Софии: "верный в малом над многим будет поставлен» и, соответственно, неверный в малом не получит и большего".
Таков закон духовной жизни: свято место пусто не бывает - если человек отказывается от настоящего, то получает на место настоящего фальшивку, которая его по-чуть-чуть и убивает. Почему-то в этой связи я вспомнила книгу Фаулза «Волхв», где главный герой таким же образом меняет настоящую девушку Алис на чрезвычайно романтическую иллюзию, из-за чего позже получает по-садистски утонченные издевательства над своими чувствами от иллюзорной новой любви и не желает верить, что люди так просто могут мучить человека.
Человек с большой буквы, образец мужества - Колчак умер, и смерть его настигла, очевидно, когда критическая масса его греха была превышена. И последний прирост этой массы был в связи с женщиной, которая заступила на оставленное Софьей святое место. Не исключено, что в этом вина не только Колчака, но и Софьи. Важно, что его личная Святая София так и осталась не взятой, не возвращенной - оставленной. Ради чего? Ради удовольствия «погрузиться» мёртвым телом в холодную воду иллюзии, быть выброшенным однажды как никому ненужный мешок?
Получается, что смерть - результат собственной лжи и веры в чужую ложь. Значит возможен и обратный процесс - из тления к нетлению посредством отказа от лжи. Об этом пути я писала здесь:
Как накачать духовные мышцы: путь отказа от лжи.И частично здесь:
Импровизация на тему 26 псалма.Только на этом пути и возможно бессмертие,
сопутствующим даром которого и станет пусть неотреставрированная, зато Святая София.
Написано мной 7 декабря 2009.
Колесникова Анна, Москва (на фото я 3 декабря 2009 - тогда в Волгограде)
Моё журналистское портфолио:
https://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/