ПРОИЗВОДСТВО ПРОИЗВОДСТВА или ПУТЬ К СЕБЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. Милостивый г-н К.Бабкин. Ч.1.

Jan 11, 2014 02:43

Эту статью я написала 26 июня 2013, опубликовала в своём блоге на mail.ru 31 августа 2013 в 03:19 - после того, как "Росагромаш" удалил её со своего сайта. В связи с чем я и написала вторую часть этого текста. Статья написана в рамка моей работы в ПО "Стройтехника",
но мне она не оплачена по причине удаления с сайта "Росагромаша".

Статья ищет площадку для публикации (на 14 ноября 2014). Может быть актуализирована.

ПРОИЗВОДСТВО ПРОИЗВОДСТВА или ПУТЬ К СЕБЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.

Колесникова Анна, журналист-аналитик
26.06.2013

Смогут ли спасти госсубсидии российскую экономику? Как выживать производителям, которых не затрагивает господдержка? - эти вопросы выходят на повестку дня после того, как на круглом столе Госдумы РФ были озвучены неутешительные цифры по потерям госбюджета за первые четыре месяца 2013 года.

Случилось мне не так давно разговаривать с директором по производству Мончегорского механического завода Моураовым Феликсом Васильевичем. Завод этот в советские времена входил в состав крупного общероссийского производственного объединения "Стройтехника". Среди многих обсуждаемых вопросов я узнала о том, что мончегорский завод перестал производить мачтовые подъемные краны. Их производство прекратилось уже в 2001 году: низкий темп строительства в Мурманской области не обеспечивал завод заказами, в другие же регионы возможности продавать свою продукцию не было. Чтобы достойно конкурировать, нужна была масштабная модернизация, денег на которую не было. Поэтому выпускать кран стало просто нерентабельно. По состоянию на сегодняшний день завод испытывает большие сложности с получением кредита у российских банков даже на плановый выпуск продукции, а о модернизации думать пока не приходится. По словам Моураова, "бизнес в России не выгоден, и не выгоден он, в первую очередь, государству".

Можно, конечно, расценивать сокращение производства этого завода как неграмотное управление, но не похожа ли эта история на истории многих российских предприятий? Не станем же мы утверждать, что русские не способны придумать оптимальные и эффективные решения? - Напротив, способны и делают это. Только для реализации любого решения требуются хотя бы минимальные ресурсы. Такими ресурсами принято называть интеллектуальный потенциал, рабочую силу, основные и оборотные средства. Однако, уже давно пора признать, что на первый план выходят ресурсы другого порядка. И в эпоху мирового кризиса обладание ими - существенное конкурентное преимущество. Этими ресурсами одновременно могут обладать как отдельные предприятия, так и целые регионы, на территории которых они работают. Данный ресурс можно обозначить понятием «низкая коррупциогенность местных властей», в состав которых входит и законодательная, и исполнительная, и судебная власть. Согласитесь, что там легче и эффективнее «дышать» производителям, где коррупционеров меньше.

Не секрет, что многие производственные предприятия подчас не могут получать госзаказы по причине отсутствия у них соответствующих связей в госструктурах, держащих "руку на пульсе" госзакупок. Причина также кроется не только в этом, но и в сложности механизма госзакупок. Он предполагает, во-первых, замораживание в качестве залога части средств, составляющих существенный процент стоимости поставки. Во-вторых отсутствует предоплата: деньги за продукцию государство производит в течение 30 дней после поставки. Порой предприятиям приходится ждать по полгода, если муниципальные органы затягивают оплату. Оставляя за рамками статьи вопрос, почему и где "гуляют" по полгода эти деньги, зададимся вопросом, как вообще в условиях конкурентного рынка продукция производителей строительной и сельхозтехники находит своих клиентов, в том числе государственных и коммерческих.

Крупный бизнес - такие производители, как, например, "Ростсельмаш", Волгоградский тракторный завод и другие благодаря известности брендов представлены в регионах дилерскими центрами. Средние и мелкие предприятия вынуждены искать договора на территории своих и близлежащих областей. Поэтому зависимость последних от общего экономического состояния данного региона выше, нежели зависимость "монстров" машиностроения. Между тем, использование ресурсов стабильных дилерских центров с отлаженной системой продаж могли бы выровнять шансы крупных, средних и мелких производств на выживаемость и развитие.

Чтобы поставить на региональную выставочную площадку, например, волгоградского дилера сельхозтехники тот же челябинский автогрейдер необходимо вложение средств в производство дополнительной единицы продукции, при этом без гарантии продажи в в обозримое время. Косвенно такой гарантией может стать отлаженная система продаж техники и запчастей в волгоградском регионе, развитая сервисная сеть, выставочные площадки. На такой базе организовать и продажи строительно-дорожной техники не сложно - достаточно набрать специалистов. Однако, настоящая экономическая ситуация в стране, помноженная на экономико-политические условия в конкретном регионе этого сделать практически не позволяет.

Даже если предположить, что дилер войдёт своими деньгами в цену того же автогрейдера и оптом закупит запчасти, такой фактор как коррупциогенность региона может не позволить быстро продать ему эту технику. Ведь потребителем такой продукции чаще всего являются муниципальные или крупные строительные организации, «кормящиеся» от того же государства.

Но ситуация гораздо печальней. Коррупция и недальновидное принятие законов делают даже безрисковые стабильные предприятия высокорискованными. Поэтому существенно ограничивают сбыт сельхозтехники крупнейшие региональные дилеры, пустеют их некогда забитые техникой демонстрационные площадки, поскольку тяжелеют экономические условия бизнеса.

Так например, крупнейший дилер сельхозтехники в волгоградской области - компания "АгроМир" - постепенно вынужден был отказаться от поставок техники "Ростсельмаша" и других крупных производителей, оставив лишь направления оказания сервисных услуг, продаж запчастей, систем точного земледелия. При этом до кризиса 2008 годовой товарооборот компании приближался в 1 млрд.руб. Только Волгоградской области работало порядка 15 территориальных подразделений продаж, а площадь волгоградской области сопоставима с площадью Франции. Технология работы регионального дилера предполагала не только быструю продажу сельхозтехники, но обеспечение качественным сервисом, запчастями почти во всех районах области. Высокий уровень специалистов, а также внедрение инновационных технологий позволял обеспечивать сельхозтоваропроиводителей Волгоградского региона всем необходимым по оптимальным ценам. Такие предприятия могли бы свои торговые площадки, отлаженную технологию организации сервисных и других услуг предоставлять для продукции средних отечественных производителей техники из других регионов. Часто именно наличие отлаженного сервиса и продажи запчастей являются решающим фактором при выборе покупателя. Поэтому конкурентоспособная техника произведенная в одном регионе страны не могла пробиться в жизнь в других регионах по причине отсутствия там сервиса и соответствующих запчастей. Как бы помогли мелким и средним машиностроителям региональные дилерский центры.

Однако, вышеприведенный пример крупного дилера - не эксклюзив для России. Многим пришлось сворачивать продажи техники даже известных брендов. Высокие налоги и сборы, невозможность получения длинного кредита под низкий процент, ангажированность приближенных к "кормушке", т.е. высокая коррупциогеность регионов, - всё это становится порой непосильным даже для градообразующих предприятий с высоким товарооборотом. Сильного "Гулливера" связали государственные "лилипуты". Хоть они и мелкие, но их много, у них власть принимать местные "законы-что-дышло" и поворачивать это "дышло" в выгодную для себя сторону. И каким бы ни было конкурентоспособным предприятие, каким бы могучим не был бы "гулливер", какие бы прогрессивные инновационные технологии не внедрялись - чиновничьей "лилипутии" противостоять трудно. И именно такого ресурса, как низкая коррупциогенность региональных властей, не хватает многим российским территориям. Всё остальное ведь уже дело техники - технология.

Вот такой "круговорот" бизнеса в России, состоящей из регионов. Поэтому продают свою технику средние и мелкие машиностроители чаще всего только в своих областях, да и производят технику только под заказ. Покупать из дальних городов и областей за тридевять земель не выгодно. Такой фактор, как стоимость ж/д перевозки, может поставить крест на продаже, если заказчик находится на большом расстоянии от производителя. Так, например всё тот же автогрейдер доставить с Урала на Дальний Восток обойдется в полмиллиона рублей, что составит 10% стоимости единицы такой спецтехники. Дешевле покупать у китайцев, которые давно озаботились созданием выставочных площадок и сервисной сети по России - технику перевозить не нужно или везти недалеко и, соответственно, вся поставка заказчику обходится дешевле.

Так куда же податься "бедному крестьянину", если он не крупнейший производитель сельхоз- или дорожно-строительной техники? Если старейшие крупнейшие бренды частично и косвенно поддерживаются госсубсидиями, с большим опозданием выделяемыми сельхозтоваропроизводителям на покупку техники, то что делать мелким и средним производствам и дилерским центрам? Для таких будет организована отдельная господдержка? Или всё-таки решать нужно не локальные тактические задачи, а стратегические, рассматривая экономическую ситуация в целом?

20 июня 2013 на круглом столе в Госдуме РФ Президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" Константин Бабкин, привел неутешительные цифры потерь российской экономики. За первые 4 месяца из-за снижения экспорта и увеличения импорта бюджет понес убытки в 384 млрд.руб. Кроме того, Россия недополучила 504,7 млрд. рублей из-за неэффективной внешнеэкономической деятельности. Эту сумму нужно приплюсовать к предыдущей или уже умножить на какой-то коэффициент? Членство в ВТО, по обоснованному мнению Константина Бабкина, ударило не только по производителям, но и по простым гражданам России. Он привел данные Росстата и Минэкономразвития России по росту инфляции, которая увеличилась вдвое. Ввиду этого из личных кошельков россиян утекло дополнительно 600 млрд. рублей.

Так что может сделать господдержка в виде субсидии сельхозтоваропоризводителям пусть даже в 10 или даже 20 млрд.рублей против приведенных в Госдуме цифр по потерям? Ухудшающееся экономическое положение страны практически впрямую связывают со вступлением России в ВТО. "Грех оставаться в этой организации, если мы от неё терпим только убытки", - сказал К. Бабкин. Среди первоочередных мер по развороту ситуации в пользу России, он назвал и основное средство, которым можно и уже давно нужно пользоваться - разумное расходование резервных фондов.

В этом случае замороженные в каких-то западных банках финансовые ресурсы - наши нефтяные деньги - станут ОСНОВНЫМИ, т.е. главными СРЕДСТВАМИ, которые можно рассматривать как базовую основу производства такого продукта как эффективная экономика. Это не игра слов, а реалии жизни: чтобы восстановить разрушенные производства и поднять сельское хозяйство, нужно сначала наладить производство эффективно функционирующей экономики. А она уже, в свою очередь, будет производить производства, если станет хорошо отлаженной "машиной" со своими "механизмами", "двигателями", "моторами", "колёсами", "топливной" и "тормозной" системами, системой "вентиляции", "педалями", "коробками передач" и всем необходимым. И тогда эта высокопроизводительная "машина" будет двигаться в верном направлении - по пути к себе-любимой - некогда процветающей России.
------------------------------------------------

Часть 2 здесь:http://anna-v-koala.livejournal.com/117465.html

Колесникова Анна Вячеславовна, журналист-аналитик, Москва
на фото я с дочерью Олей дома 26 июня 2013


+7 917-550-47-44; +7 919-798-89-60; Skype: kolesnikova-anna1969
anna-koala@mail.ru ; anna.v.koala@gmail.com ; anna-v-koala@yandex.ru
Моё резюме:
http://hh.ru/resume/16b1a806ff000c91220039ed1f736563726574
http://www.superjob.ru/print/resume/cv-21344490.html
Блоги:
http://anna-v-koala.livejournal.com/ (этот блог)
http://my.mail.ru/community/blog_anna-koala/journal
http://anna-v-koala.ya.ru/index_blog.xml (уже заблокировали вместе со всем Я.ру)
http://liveinternet.ru/users/anna_kolesnikova/

производство, милостивые господа, экономика, статьи для портфолио

Previous post Next post
Up