Фотоподборка к статье "Тень свастики над Уфой: опасность, о которой мы не знали"

Jan 16, 2017 20:21

Оригинал взят у wine_ea1 в Фотоподборка к статье "Тень свастики над Уфой: опасность, о которой мы не знали"

Немецкий сотрудник штаба компанует аэрофотоснимки, 
сделанные пилотом самолёта-разведчика, в единый фотопланшет


*


Фотокамера Rb50-30 на монтажной раме




Пилот занимает свое рабочее место в гермокабине Ju.86P v-1




Аэрофотоснимок г. Уфы: буквой А обозначена первая площадка Моторостоительного завода в Инорсе


Обработка фотоплёнки в лаборатории




Немецкий сотрудник штаба компанует аэрофотоснимки в единый фотопланшет




Результат работы дешифровщиков аэрофотоснимков




Полковник Теодор Ровель командир специальной разведовательной авиагруппы



Родная Уфа в годы Великой Отечественной войны представлялась безопасным тылом. Сюда были эвакуированы мои родители. Я был поражён, когда 25 апреля этого года наткнулся в интернете на снимок аэрофотосъёмки района Инорса и второй площадки УМПО с атрибутами нацистской Германии (размещен в июле 2011 г.)! Снимок подписан 9.9.42 года. А 9 мая 2012 г. на том же сайте «Аэрофотосъемка Второй мировой войны» www.warfly.ru были добавлены ещё 8 снимков Уфы 1942 года: станция Дёма, ж/д мост и Нижегородка, «Старая Уфа», ж/д вокзал и центр города, Сафроновская пристань и городской аэропорт (ныне улица Зорге), радиостанция Коминтерна, аэродром в Максимовке, Нефтезаводы. Кроме того, на сайте размещены снимки более 40 городов России и 17 за её пределами, датируемые 1939-1945 годами. Уфа оказалась самым восточным городом, чьи снимки выложены на этом сайте. А наиболее восточное место съёмки - полуостров Югорский и остров Новая Земля. Аэрофотоснимки Уфы в интернете первоначально разместил американский блогер Джон Кальвин из рассекреченных архивов Национального управления архивов и документации США. Туда они попали в качестве трофеев в 1945 г. и пригодились ЦРУ при организации разведывательных полётов в 60-е годы.

Историк-очевидец войны Лев Ефимович Пайкин высказал мнение, что эти материалы - фальшивка, потому что в советских источниках об этом сведений нет и ПВО РККА не допустило бы регулярные полёты немецких разведывательных самолётов в глубокий тыл СССР. Сам он не помнит полётов немцев над Уфой.
    Краевед Анатолий Львович Чечуха считает, что эти снимки сделаны в 1939 г. с гражданских самолётов Германии, которые привозили специалистов для строительства заводов в Уфе. Указанная на них дата нанесена позднее и обозначает не дату съёмки, а дату намечавшейся бомбардировки.
    Некоторыми людьми была высказана версия, что эти снимки были сделаны советскими самолётами, а потом похищены немецкими шпионами.
    Поиск литературы привёл только к двум авторам. Писатель Виктор Резун упрекает высшее руководство Третьего Рейха и Абвера в легкомыслии при планировании войны с СССР, поскольку у немецкой авиации якобы не было технической возможности дотянуться до городов Урала. А исследователь Михаил Вадимович Зефиров в книгах «Самолёты-призраки Третьего Рейха: Секретные операции Люфтваффе» и «Свастика над Волгой», наоборот, указывает на полёты самолётов Люфтваффе Ju-88D для фотосъёмки Ижевска, Перми уже в октябре 1941 и Ju-290 для выброски диверсантов в район Магнитогорска (18.2.1944) и упоминает перелёты даже в Манчжурию к японцам!

Итак, техническая возможность долететь до Уфы и обратно у нацистов была. К сентябрю 1942 г. немецкие войска вышли к Воронежу и Сталинграду. От их передовых аэродромов до Уфы было всего 1120 км. В непосредственном подчинении главному командованию Люфтваффе была авиагруппа стратегической разведки под командованием полковника Теодора Ровеля с самолётами Дорнье Do-215В-2 и Юнкерс Ju-86Р, оснащенными широкоформатными фотокамерами Rb 50/30 с кадром в 30 см. Радиус действия этих самолетов достигал 2145 км. С земли почти невозможно опознать принадлежность самолёта на высоте от 6,8 до 11 км, а именно такой была обычно высота разведывательных полётов. Только после разгрома самолетами люфтваффе в июне 1943 г. Горьковского автозавода было принято Постановление ГКО № 3588сс от 16.6.43 г. «Об усилении ПВО важнейших промышленных центров, мостов и электростанций». Для Уфы было выделено 48 зенитных орудий. Поэтому не то чтобы сбить или перехватить немецкие самолёты, но и обнаружить их без специальных постов ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) над Уфой было нельзя.

В чём для нацистов была практическая значимость этих снимков? Они использовались для инструктажа забрасываемых диверсантов и оценки оборонного потенциала СССР. Четырёхмоторные дальние бомбардировщики Фокке-Вульф FW-200-С1 и Дорнье DO-19, DO-219, а также двухмоторные Хейнкель Не-177 с аэродрома в г. Старый Оскол (1280 км до Уфы) могли безнаказанно нанести массированный удар по крупному промышленному центру и «встающим на ноги» эвакуированным предприятиям. Кроме того, Уфа - это «бутылочное горлышко» на транссибирской ж/д магистрали, по которой из Сибири и Дальнего Востока перевозили военные грузы на фронт. Почему этот план не был воплощён в жизнь? Точного ответа на данный вопрос дать нельзя, потому что многие решения Гитлера были субъективны и их мотивы неизвестны. А анализ версий - это тема отдельного исследования.

Наиболее подробное описание немцы сделали для двух кадров с авиамоторным заводом №26 - Flugmotorenwerk. Снимки озаглавлены: Ufa ZR 21 А4-54А (площадка №2) и А4-54 (Инорс). На кадре указаны 8 параметров (дата, высота полёта и т.д.). На фотоснимках специально выделены белой линией три объекта: А - первая площадка (Teil I), В - вторая площадка (Teil II) и С - SU 50533 паротурбинная электростанция (Dampfkraftwerk), ныне ТЭЦ №2. На фото видно, что из трубы идёт дым направо, значит, дул восточный ветер. Цифрой «1» обозначены три здания Mech. Werkstätten Einzelteilefertigung - цеха изготовления отдельных деталей. Цифрой «2» обозначены три здания Montagehallen und Prüfstände - сборочные цеха и испытательные стенды. Цифрами «4» и «5» обозначены склады заготовок и готовой продукции. Цифрой «8» обозначена Pumpenhaus - компрессорная станция. Жилые дома и хозяйственные постройки за пределами заводской территории видны очень чётко, но не подписаны. На месте дома Ферина 1 пустырь, а на месте дома Ферина 1а строительство в районе 2-3 этажа. Такая подробная расшифровка снимков с указанием объектов, в том числе и построенных после начала войны (например, радиостанция Коминтерна эвакуирована в Глумилино 25.11.41), вероятно, говорит о существовании разветвлённой сети шпионов Абвера в Уфе даже на оборонных объектах.

Вышеуказанные снимки являются ценным источником по краеведению, т.к. данные отечественной аэрофотосъемки того периода если и существуют, то до сих пор недоступны из-за засекреченности.

Ждём откликов для продолжения работы по восстановлению этой малоизвестной страницы истории Уфы.

старинные фотографии, история, война

Previous post Next post
Up