"Дом скитальцев", А. Мирер

Mar 18, 2013 13:13



Как-то совершенно спонтанно попал взгляд на роман А. Мирера "Дом скитальцев". Роман в двух частях, по первому - "Главный полдень" снят артхаусный, с явными отсылками к "Сталкеру" Тарковского трехсерийный фильм "Посредник", чуть менее, чем полностью, наполненный тленом и безысходностью сепией и поисками глубинного смысла. Собственно, воспоминание об увиденном в детстве фильме и сподвигло на прочтение.

Сюжет, в общем-то, незамысловат и оригинальностью не блещет: пришельцы высаживаются на Землю и захватывают тела людей, пользуясь всеми их воспоминаниями и навыками, и разворачивают операцию для прибытия эскадры кораблей, воспользовавшись земными средствами связи. Напоминает одновременно "Кукловоды" Хайнлайна, "Князя Света" Желязны (сознание землян мгновенно замещается сознанием десантников из "посредника"), а атмосфера - рассказ "Будничная работа". Вместе с тем, описание обычного провинциального городка СССР 70-х, примечательного лишь молокозаводом, да радиотелескопом, в котором менее, чем за сутки разворачивается операция десантников по захвату плацдарма для вторжения.

Техника "подсаживания" и транспортировки сознания пришельца - почти такая же, как и в превосходном сериале "Первая волна" - зачем перемещать материальное тело, если можно направить для захвата планеты автоматический корабль, начиненный сознаниями ("Мыслящими") пришельцев? Сюжет разворачивается очень динамично (весь роман "Главный полдень" описывает события, происходящие в промежутке между 10 часами утра 8 часами вечера. За это время успевает развернуться операция по захвату людей, причем пришельцы действуют расчетливо - первыми "подсаживаются" в работников милиции, секретаря обкома, служащих почты и телеграфа, научных сотрудников радиотелескопа... Единственная возможность для противодействия остается у детей - подростки и дети примерно до 16 лет невосприимчивы к действию "посредника" и являются "комонсами" - более сильными разумами, способными подчинять даже сознание пришельцев (в фильме "Посредник" - к ним добавляются еще гении и сумасшедшие). Двое подростков с помощью своего учителя, обучающего стрельбе в тире, успевают вовремя разобраться (хотя поначалу они думают, что захват сознаний пришельцами - это своего рода гипноз) и освободить от десантника старшего научного сотрудника телескопа, а тот - послать сигнал в военный штаб округа.

Как ни странно, но несколько параллельных сигналов доходит до начальства, и в городок Тугарин подводят войска и посылают к пришельцам парламентера - полковника Генштаба - которого пришельцы, правда, тут же захватывают, с ультиматумом - до 20.00 покинуть Землю по предоставленному воздушному коридору, иначе - ядерный удар по всей местности. Пришельцы, которые больше всего дорожат телами, которые нужно захватить, решают сымитировать отступление, развернув операцию "Вирус" по захвату руководителей правительств и армий Земли.

Вторая часть - "Дом скитальцев" рассказывает про инсургентов-десантников, работу контрразведки по отлову внедрившихся пришельцев и "ответный удар" в виде засылки сознаний земных подростков через гиперпространственный канал для внедрения в элиту командования пришельцев. Читается на одном дыхании, как добротно написанный шпионский детектив с фантастическим элементом и хорошим описанием иерархическо-номенклатурной лестницы предполагаемого противника.

Не так эпично, конечно, как "Полдень, XXII век" или "Люди как боги", но - крепкий, качественный представитель советской фантастики 70-х. А уж "Здесь красивая местность!" - практически, локальный мем=))

рецензия, книги

Previous post Next post
Up