Once Upon A Time

Apr 25, 2012 10:20



Собственно, по наводке того же ЗоБеГе подсела на "Однажды в сказке"... Что сказать, весьма добротное кино, естественно, торчат уши "Десятого королевства" и "Заколдованного королевства" (которое Tin Man) - это видно как и по персонажам, так и по костюму и сюжетам. Пожалуй, отход от первоначальных мотивов сказок и их стереотипов присутствует здесь даже больше, чем в Десятом королевстве - Красная шапочка, накрашенная как трансвестит (которая, к тому же, еще и волк-оборотень), Румпельштильцхен - так вообще совершенно переработанный (и переосмысленный) герой, со своей историей и трагедией, намного выходящий за рамки своего гриммовского прототипа, Белоснежка - разбойница и партизан, Безумный Шляпник - отец-одиночка и специалист по межпространственным путешествиям, нигра-джинн (тряпка, подкаблучник и предатель, а также еще и продажный журнашлист, почти буквально осуществивший мечту "чтобы я сталбелым, вокруг всегда была вода, а мне на колени садились женщины") и многие, многие другие...

Традиционно используется отсылка к идее о том, что условно-злые и условно-добрые персонажи родственно связаны между собой - Генри - внук Белоснежки и Принца, и в то же время усыновлен Злой королевой (в Заколдованном королевстве Диджи - сестра Азкаделлии, а в Десятом королевстве Вирджиния - дочь Злой королевы), везде проходит тема отказа (вынужденного или добровольного) родителей от своих детей. Нравится также и то, что архетипичные герои из сказок предстают в новом ракурсе (хотя этот прием, конечно, далеко не нов, особенно хорошо в нем поупражнялся пан Сапковский), их характеры сложнее, они больше похожи на людей, которые реально могли бы существовать, чем на героев из историй, чья жизнь следует заранее заданному и определенному сюжету.

Повествование в каждой серии постоянно перескакивает между нашим миром - маленьким городком Сторибрук в штате Мэн (привет Стивен Кинг!) и сказочным миром, рассказывая историю какого-либо героя (или героев), дополняя события, происходящие "в реальности" событиями из сказки, раскрывая характер и личность персонажа. Интересно и то, что "злые" персонажи поданы не в традиционном черно-белом ключе, а сделана попытка объяснить, каким образом они пришли к тому или иному состоянию - например, Злая королева изначально не была колдуньей, а хотела только сбежать вместе с возлюбленным, а маленькая Белоснежка по наивности выдала их злой матери; Румпельштильцхен - всего лишь стремился защитить своего сына от смерти в бессмысленной войне, а превратился в, пожалуй, самого сильного волшебника в королевстве...

Вообще о Румпельштильцхене стоит сказать несколько подробнее - пожалуй, это самый колоритный персонаж в сериале.



Его играет Роберт Карлайл - очень колоритный и талантливый британский актер, запомнившийся по фильмам "На игле" (Бигби), "Гитлер: восхождение дьявола" (собственно, сам фюрер), "И целого мира мало" (Ренар), "28 недель спустя" (Дон Харрис). Помимо функций одного из "отрицательных персонажей" и злого волшебника, по сюжету он выполняет задачи трикстера, и органично вписывается в роль Фауста, предлагая всем героям заключить сделки, от которых они "не могут отказаться", следуя каким-то своим, одним ему ведомым целям (возможно, главная цель как раз объясняется в 19-ой серии - попасть в наш мир, мир без магии, в который был заброшен его сын). Герой Карлайла - одновременно и отталкивающий, и, в своем роде, очаровательный, он исподволь вмешивается в жизнь всех героев - как в Сторибруке, так и в сказке.

Отдельное слово хотелось бы сказать и о пересечении "сказочного" и "выдуманного" мира. Практически большую часть первого сезона у меня присутствовало ощущение сомнения в том, происходили ли события в сказочном мире "на самом деле", вполне возможно, что параллельная, сказочная реальность - лишь своего рода игра, вымысел Генри, в который постепенно включаются все окружающие его люди, по тем или иным причинам. С развитием сюжетной линии начали встречаться уже прямые доказательства сказочного происхождения героев, что, в определенном смысле, устранило интригу... А ведь как заманчиво было бы оставить все в "подвешенном" состоянии, наподобие того, как это происходит в "Человеке в Высоком замке" и "Убике" Ф.К.Дика - только в конце герои осознают, что живут в "неправильной" реальности, что все на самом деле по-другому, а они лишь по странному стечению обстоятельств оказались закинуты в мир, в котором существуют. А может быть, они спят... А может - умерли, и все, что они чувствуют - это постепенное угасание нервной деятельности умирающего мозга.

Пожалуй, самым жестоким в отношении сказочных персонажей, перенесенных в нашу реальность, оказывается то, что из идеального мира, в котором истории должны заканчиваться "и жили они долго и счастливо", они вынуждены существовать с осознанием того, что "в реальном мире зло побеждает". Хотя приезд Эммы в Сторибрук и сдвигает чашу весов в другую сторону.

кино, впечатления

Previous post Next post
Up